СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система условий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной презентации раскрывается понятие "психологическое здоровье", описано влияние семьи на психологическое здоровье ребенка, определенно значение  игры как важнейшей составляющей процесса обеспечения психологического здоровья дошкольников и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Система условий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольников»

Система условий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольников.

Система условий, обеспечивающих психологическое здоровье дошкольников.

Понятие психологического здоровья Впервые понятие «психологическое здоровье» было введено Всемирной организацией здравоохранения, эксперты которой определяют его как благополучие в эмоциональной познавательной сфере, развитие характера, формирование личности. Психолог И.В. Дубровина под психологическим здоровьем подразумевает «отношение к личности в целом, характеристику состояния внутреннего мира ребёнка, его уверенности в себе, своих силах, понимания своих способностей, интересов, отношения к людям, к окружающему миру, к жизни, находящегося в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа». Б.С. Братусь, раскрывая специфику термина «психологическое здоровье», подчёркивает приоритет личностного начала в нём, отмечая, что «для всё большего числа людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен». Такая характеристика подходит и многим современным детям.

Понятие психологического здоровья

Впервые понятие «психологическое здоровье» было введено Всемирной организацией здравоохранения, эксперты которой определяют его как благополучие в эмоциональной познавательной сфере, развитие характера, формирование личности.

Психолог И.В. Дубровина под психологическим здоровьем подразумевает «отношение к личности в целом, характеристику состояния внутреннего мира ребёнка, его уверенности в себе, своих силах, понимания своих способностей, интересов, отношения к людям, к окружающему миру, к жизни, находящегося в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа».

Б.С. Братусь, раскрывая специфику термина «психологическое здоровье», подчёркивает приоритет личностного начала в нём, отмечая, что «для всё большего числа людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен». Такая характеристика подходит и многим современным детям.

Т.И. Чиркова, выстраивая теоретические основания психологии здоровья дошкольника, подробно описывает показатели внутренней картины его личностного здоровья, среди которых важнейшими являются становление ребёнка как субъекта собственной жизни, творческий целетворящий характер жизнедеятельности, потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования своего будущего.

В психолого-педагогических исследованиях Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелевой, А.И. Захарова, В.В. Абраменковой «психологическое здоровье» описывается в таких понятиях, как: «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», что предполагает наличие у дошкольника устойчивого эмоционально-положительного самочувствия, которое переживается им как внутренний комфорт.

В работах Г.Г. Филипповой отмечается, что эмоциональное благополучие детей зависит от нескольких условий:

  • Состояние здоровья ребёнка;
  • Особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми;
  • Особенности взаимодействия с детьми группы;
  • Обстановка в семье ребёнка.

Понятие «эмоциональное благополучие», как отмечает Г.В. Иванова соотносимо с понятием «настроение». Именно по настроению ребёнка педагог имеет возможность определить его внутреннее состояние и оказать ему своевременную помощь.

Многолетние исследования Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Шувалова, посвящённые изучению психологических представлений о сущности человека, осмыслению особенностей поведения детей с проблемами в развитии, позволяют учёным раскрыть современные трактовки термина «психологическое здоровье» и сделать следующие выводы: Психическое здоровье, традиционно интерпретируемое как собственная жизнеспособность ребёнка, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психических процессов, гармонией душевных сил, является предпосылкой здоровья психологического. Состояние психологического здоровья характеризует ребёнка как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческого в человеке. Психологическое здоровье ребёнка тесно связано с отношением взрослого к жизненному миру ребёнка. Событийная общность ребёнка и взрослого как пространство нормального развития субъектности ребёнка является условием его психологической защищённости.

Многолетние исследования Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Шувалова, посвящённые изучению психологических представлений о сущности человека, осмыслению особенностей поведения детей с проблемами в развитии, позволяют учёным раскрыть современные трактовки термина «психологическое здоровье» и сделать следующие выводы:

  • Психическое здоровье, традиционно интерпретируемое как собственная жизнеспособность ребёнка, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психических процессов, гармонией душевных сил, является предпосылкой здоровья психологического.
  • Состояние психологического здоровья характеризует ребёнка как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных сил и способностей.
  • Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческого в человеке.
  • Психологическое здоровье ребёнка тесно связано с отношением взрослого к жизненному миру ребёнка. Событийная общность ребёнка и взрослого как пространство нормального развития субъектности ребёнка является условием его психологической защищённости.
Влияние семьи на психологическое здоровье детей Общеизвестно, чтобы обеспечить ребёнку условия здоровой полноценной жизни необходимо общение с близкими взрослыми. В современных исследованиях о влиянии семьи на развитие эмоциональной сферы ребёнка (Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелевой, С.А. Тищенко) доказано, что характер детских переживаний имеет истоки в особенностях приобретения эмоционального опыта общения со значимыми для ребёнка взрослыми, прежде всего с матерью.

Влияние семьи на психологическое здоровье детей

Общеизвестно, чтобы обеспечить ребёнку условия здоровой полноценной жизни необходимо общение с близкими взрослыми. В современных исследованиях о влиянии семьи на развитие эмоциональной сферы ребёнка (Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелевой, С.А. Тищенко) доказано, что характер детских переживаний имеет истоки в особенностях приобретения эмоционального опыта общения со значимыми для ребёнка взрослыми, прежде всего с матерью.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок может чувствовать себя несчастным. И причиной этому, в большинстве случаев, служит недостаток родительской любви. А ведь восприятие любви и внимания родителей – важнейшее условие полноценного развития личности, дающее ощущение собственной значимости. Очень важно, чтобы родители сумели убедить ребёнка, что он любим и значим для родителей всегда, в любом состоянии и совершая любые поступки. В то же время даже самая современная, благополучная, культурная семья не в состоянии дать ребёнку всю полноту содержательного общения, т.к. состоит из отца, матери, одного и более детей. Компенсировать недостаточность современной семьи призваны ДОУ, в которых происходит обогащение опыта общения ребёнка с окружающими людьми, развивается согласно позиции Д.Б. Эльконина, стремление к совместной жизни с взрослым и одновременно тенденция к самостоятельности.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок может чувствовать себя несчастным. И причиной этому, в большинстве случаев, служит недостаток родительской любви. А ведь восприятие любви и внимания родителей – важнейшее условие полноценного развития личности, дающее ощущение собственной значимости.

Очень важно, чтобы родители сумели убедить ребёнка, что он любим и значим для родителей всегда, в любом состоянии и совершая любые поступки. В то же время даже самая современная, благополучная, культурная семья не в состоянии дать ребёнку всю полноту содержательного общения, т.к. состоит из отца, матери, одного и более детей. Компенсировать недостаточность современной семьи призваны ДОУ, в которых происходит обогащение опыта общения ребёнка с окружающими людьми, развивается согласно позиции Д.Б. Эльконина, стремление к совместной жизни с взрослым и одновременно тенденция к самостоятельности.

Игра как важнейшая составляющая процесса обеспечения психологического здоровья дошкольников Ребёнок испытывает удовольствие от процесса игры, её результат для него не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс, игра позволяет ребёнку наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки). Считая игру ведущим методом профилактики, устранения трудностей в психическом и личностном развитии ребёнка Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахунова, В.В. Степанова, Г.Б. Яскевич формулируют основные принципы использования педагогами метода игры в коррекционно-развивающих целях, раскрывают основные направления деятельности педагога, психолога на разных этапах её осуществления.

Игра как важнейшая составляющая процесса обеспечения психологического здоровья дошкольников

Ребёнок испытывает удовольствие от процесса игры, её результат для него не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс, игра позволяет ребёнку наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки).

Считая игру ведущим методом профилактики, устранения трудностей в психическом и личностном развитии ребёнка Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахунова, В.В. Степанова, Г.Б. Яскевич формулируют основные принципы использования педагогами метода игры в коррекционно-развивающих целях, раскрывают основные направления деятельности педагога, психолога на разных этапах её осуществления.

Коррекционная работа Необходимо помочь малышу с помощью роли-образа, занять позицию управляющего, режиссёра. Детям с отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах нужна на первых порах роль-образ, т.к. она делает ребёнка более уверенным в своих и даёт ему возможность управлять ситуацией. Главная функция роли-образа – преодолеть зажатость и «послушание» ребёнка. Детям предлагаются режиссёрские игры с каким-нибудь конфликтом, сложной ситуацией. Ребёнок уже учится строить рассказ без опоры на предметы: он продолжает рассказ взрослого, решая предложенную ему задачу словесно, без помощи роли-образа и предметов, которые он использовал на первых этапах.

Коррекционная работа

  • Необходимо помочь малышу с помощью роли-образа, занять позицию управляющего, режиссёра. Детям с отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах нужна на первых порах роль-образ, т.к. она делает ребёнка более уверенным в своих и даёт ему возможность управлять ситуацией. Главная функция роли-образа – преодолеть зажатость и «послушание» ребёнка.
  • Детям предлагаются режиссёрские игры с каким-нибудь конфликтом, сложной ситуацией.
  • Ребёнок уже учится строить рассказ без опоры на предметы: он продолжает рассказ взрослого, решая предложенную ему задачу словесно, без помощи роли-образа и предметов, которые он использовал на первых этапах.
Варианты игрового взаимодействия с детьми по степени спонтанности можно разделить следующим образом: шумные игры, где много смеха и движения; игры в различные эмоции; игры, направленные на снятие мышечных напряжений; сюжетно-ролевые, психодраматические игры, предполагающие коррекцию механизмов эмоционального реагирования и формирование адаптивных поведенческих реакций. В отличие от всех других средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ребёнок, но и взрослый.

Варианты игрового взаимодействия с детьми по степени спонтанности можно разделить следующим образом:

  • шумные игры, где много смеха и движения;
  • игры в различные эмоции;
  • игры, направленные на снятие мышечных напряжений;
  • сюжетно-ролевые, психодраматические игры, предполагающие коррекцию механизмов эмоционального реагирования и формирование адаптивных поведенческих реакций.

В отличие от всех других средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ребёнок, но и взрослый.

Необходимыми условиями, обеспечивающими душевный, духовный комфорт дошкольника, наряду с педагогическим, грамотным общением взрослого с детьми, является успешное освоение им индивидуальной, совместной игровой деятельности, что является основанием для осознания собственных возможностей, способностей, помогает ребёнку самостоятельно достичь результат, пережить «гордость за достижения».

Необходимыми условиями, обеспечивающими душевный, духовный комфорт дошкольника, наряду с педагогическим, грамотным общением взрослого с детьми, является успешное освоение им индивидуальной, совместной игровой деятельности, что является основанием для осознания собственных возможностей, способностей, помогает ребёнку самостоятельно достичь результат, пережить «гордость за достижения».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!