СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день в условиях высокого социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения. ВУЗ является сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет особый интерес. На сегодняшний китайское правительство, исходит из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и применяет стратегию продолжительного развития, придавая модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение.

Просмотр содержимого документа
«Система высшего образования России и Китая, перспективы развития»

УДК 378

ГРНТИ 14.35

Система высшего образования России и Китая, перспективы развития

The higher education system of Russia and China, prospects of development


Андрюкова Анна Владимировна


Ключевые слова: Система высшего образования, сравнительное исследование, международное сотрудничество

Key words: The system of higher education, comparative research, international cooperation

Аннотация. На сегодняшний день в условиях высокого социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения. ВУЗ является сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя. Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет особый интерес. На сегодняшний китайское правительство, исходит из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и применяет стратегию продолжительного развития, придавая модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение.


Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов

На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе образования, содержанию, формам и методам обучения в ВУЗе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.

Сравнительное исследование системы образования в Китае и России представляет особый интерес. Во-первых, в Китае до «культурной революции» образование было организовано по советскому варианту и ориентировалось на удовлетворение кадровых потребностей государственной экономики. Сегодня китайское правительство, исходя из принципа «подъем страны за счет науки и образования» и стратегии продолжительного развития, придает модернизации образования и повышению культурного уровня граждан приоритетное значение. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало в области образования курс: «В развитии образования – лицом к модернизации, внешнему миру, будущему». [1]

Исследование-сравнение систем образования этих двух стран обусловлено так же тем, что оба государства являются членами блока стран БРИКС, который, по мнению множества политологов мира, возможно, станет в будущем новой экономической элитой мира. Поэтому важно найти черты сходства между ними, и обучаясь на направлении «Педагогическое образование», было интересно заняться изучением именно сферы образования и обучения.

В России система ВУЗов состоит из институтов, университетов, академий, где проводится обучение по программам бакалавриата и специалитета. На данный момент окончательно специалитет без внедрения системы бакалавриата сохранили только ВУЗ военной и медицинской специальности. Программы обучения бакалавриат и специалитет довольно различны. При обучении на бакалавра своего направления и профиля студент обучается четыре-пять лет, после чего выпускается со степенью бакалавра, далее с возможностью продолжения образования до степени магистра наук – два года. Если студент принимает решение продолжения своей научной деятельности, то далее поступает в аспирантуру (три года) и докторантуру (пять лет), когда при специалитете после окончания ВУЗа с дипломом специалиста и желании заниматься научной деятельностью следует поступление в аспирантуру, без магистратуры. Вузы Китая разделены на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. [2]

Китай активно привлекает иностранных специалистов и преподавателей в университеты и технопарки. В стране в 2000 году существовало свыше 120 зон развития и освоения новых технологий (технопарков); старейший и крупнейший из них находится в Пекине. Систему образования в Китае часто квалифицируют как "прагматическую", "эгалитарную", "демократическую" к этим определениям стоит добавить слово "селективная". Вероятность добраться до более высоких ступеней образования для среднего китайца невелика: в результате эту возможность реализуют, как правило, лишь самые способные ученики. Поступление же в ВУЗ - настоящий праздник для талантливого выпускника средней школы высшей ступени - конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной "лестнице" - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Платное образование пока еще не получило слишком широкого внедрения, при этом в ВУЗы "платники" поступают на общих основаниях. Чаще встречается оплата учебы предприятием, на котором работал студент. Большинство же студентов получает высшее образование бесплатно. Действует стандартная трёхуровневая программа подготовки: бакалавриат: срок обучения: четыре-пять лет, после окончания выпускники получают законченное высшее образование; магистратура: срок обучения: два-три года. После окончания выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр». Первые две степени высшего образования у стран схожи, однако немного отличается докторантура: срок обучения: два-три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор». Перечисленные обстоятельства объясняют сохранение высочайшего престижа образования, свойственного китайской культурной традиции, а также особое положение так называемых ведущих ВУЗов и университетов страны.

Еще одна особенность КНР - значительное преобладание в программах ВУЗовского образования естественно-технических и прикладных дисциплин (порядка 60% студенческих мест, против 14% в США, 18% в Голландии, 22% в Таиланде, 26% в Японии, 30% в Малайзии). Таким образом, гуманитарии (за исключением, быть может, социологов) - относительно малая часть студенчества, если сравнивать Китай с развитыми странами или азиатскими соседями. Как поддержание сложившихся пропорций между образовательными учреждениями различного уровня и профиля, так и содержание программ обучения находятся в КНР под строгим государственным контролем. Некоторые усматривают в этом нежелание руководства сильно увеличивать прослойку молодых горожан с гуманитарным образованием, нередко представляющих угрозу социально-политической стабильности. [3]

В последнее время Китай активно развивает международное сотрудничество в области образования. Китай занимает первое место в мире по количеству подданных, направленных на учебу за границу. Также растет количество иностранцев, приезжающих на учебу в КНР. Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими. [4]

Китай относится к странам с быстрорастущей публикационной активностью. По этому показателю к 2011 году он вышел на второе место в мире после США, которое он продолжает занимать и сейчас, а его удельный вес в общемировой научной публикационной активности вырос с 4,62% в 2001 году (шестое место в мире) до 13,62% (второе место) в 2011 году. У России за тот же период произошло снижение показателей с 2,97% (девятое место) до 2,12% (15-е место) (Табл. 2). Почти пропорционально вырос удельный вес Китая по числу ссылок на публикации: 3,1% - в 2001 году, 8,1% - в 2011 году. За тот же период доля России снизилась с 1,4% (18-е место) до 1,2% (22-е место) (Табл. 1).

Что касается образовательных обменов на евразийском пространстве, статистические данные о студентах из стран ШОС в России и Китае, соответственно, свидетельствуют о том, что эти страны достигли приблизительного паритета по количеству студенческих обменов. По данным китайской статистики, в 2014 году в Китае обучались 17 202 российских студента (четвертая по численности страна происхождения иностранных студентов в Китае). Социологический центр Министерства образования науки России приводит цифру за 2013-2014 учебный год - 18 269 китайских студентов в российских вузах (вторая по численности группа после Казахстана)

Что касается студенческих обменов, то в идее Университета ШОС заложена возможность для студентов начиная с любого семестра продолжить свое обучение в вузе-партнере, что выглядит весьма перспективно и привлекательно. Однако на практике пока еще имеется целый ряд технических сложностей. Это прежде всего различия в странах - участницах образовательных программ и стандартов. Отличаются также требования к срокам обучения, количеству академических часов и образовательных кредитов, необходимых для подготовки выпускника, соотношение обязательных курсов и курсов по выбору. Кроме того, в проекте УШОС работа ведется лишь по ряду приоритетных направлений (регионоведение, экология, энергетика, экономика, IT-технологии, нанотехнологии и педагогика).

Определенные трудности создают разные структуры высшего образования. В Китае, как и в большинстве стран мира, система трехступенчатая: бакалавриат (четыре года) + магистратура (чаще три года) + докторантура (три-четыре года). Между Россией и Китаем подписано Соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (26 июня 1995 г.). Однако формулировки этого соглашения достаточно общие, вследствие чего практика признания российских дипломов в Китае опирается скорее на традиции, чем на юридические документы. В результате существуют практические сложности, в частности, с налаживанием международных программ с выдачей двойных дипломов, а также со статусами российского специалитета, степеней кандидата и доктора наук.

Для успешного создания и расширения евразийского пространства высшего образования отмеченные несоответствия и противоречия надо решать. Вопрос о статусе российских степеней и дипломов - это, конечно, ключевой вопрос для поддержания привлекательности российской системы образования. Работа по сближению образовательных стандартов должна привести к соглашениям о сроках обучения, порядке выдачи дипломов, присуждения степеней и механизмах взаимного признания академических результатов в заинтересованных странах и вузах. Эту работу необязательно ограничивать перечнем приоритетных направлений. При осуществлении обменов необязательно и стремиться к строгому паритету по количеству участников обменов со странами-партнерами. Вполне логично, что центрами притяжения выступят Россия и Китай.

Подчеркнем, что, в разумных пределах заботясь о соблюдении традиций качества своего высшего образования, России следует проявлять гибкость и доверие к партнерам в признании образовательных результатов, достигнутых в других странах. В России почти повсеместно студент, вернувшийся после года обучения за границей, должен дублировать курс либо досдавать сессии экстерном. В Китае же при отправке студента на обучение за границу по той же специальности пройденные им в вузе-партнере предметы засчитываются практически автоматически по количеству полученных кредитов, а не по конкретному содержанию программы обучения, и студентам не приходится дублировать курс по возвращении на родину после академического семестра или года в зарубежном вузе. [5]

Таблица 1 Удельный вес России и Китая по числу ссылок на публикации, в %





Таблица 2 Удельный вес России и Китая в мировых научных публикациях, в %




Список литературы:

1 Цзян Сяоянь основные тенденции модернизации систем профессионального образования в китае и россии (сравнительный анализ)автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Казань – 2009

2 http://studynote.ru/studgid/study-abroad/ucheba_i_obrazovanie_v_kitae/

3http://myunivercity.ru/Педагогика/Сравнительный_анализ_систем_образования_России_Франции/67839_1430092_страница1.html

4 Васюхин О. В., Сюй Ц. Сравнительный анализ образования в Китае и России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 79-81.

5 Лариса Смирнова. О концепции «Евразийского пространства высшего образования» №6 (98) 2015. ШОС: новая сила в новом мире.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!