СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры в среднем звене.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья отражает необходимость применения ЗДТ на уроках физкультуры. Содержит систему применяемых технологий на уроках физкультуры в среднем звене.

Просмотр содержимого документа
«Система здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры в среднем звене.»

Качирский район с. Песчаное, ГУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа №2 Качирского района»






СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ


(Дидактическое пособие)
























Автор: Учитель физической культуры

ГУ «Песчанская средняя

общеобразовательная школа №2

Качирского района»

Балгабаев М.К.



2016 г.

Содержание



Пояснительная записка

3

Раздел I.

Система здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в среднем звене

5

Раздел II.

Структура деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя физкультуры средней школы

14

2.1

Работа с родителями по воспитанию у детей здорового образа жизни

14

2.2

Приемы формирования сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения на внеклассных мероприятиях

15

Раздел III.

Упражнения для развития дыхания

17

3.1

Упражнения для развития дыхания

17

3.2

Методика саморегуляция эмоционального состояния с помощью дыхательных упражнений

18

3.3

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

20

Раздел IV.

Разработки внеклассных мероприятий по формированию ответственного отношения к своему здоровью

22

4.1

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»

22

4.2

Творческая беседа по здоровому образу жизни «Вредные привычки»

24

4.3

Внеклассное мероприятие на тему «Культура здорового образа жизни»

27

4.4

Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»

30


Список использованной литературы

39




Пояснительная записка


Вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся школы давно уже стали для педагогических коллективов приоритетными, так как результаты ежегодного медицинского обследования свидетельствуют о том, что у детей наблюдаются значительные отклонения в состоянии здоровья. Необходимо принимать конкретные шаги по укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающего образовательно-воспитательного пространства, активно привлекать к данному виду деятельности родителей школьников.

Здоровьесберегающее образование инициирует перемены, направляет людей на непрерывное приобретение умений, навыков использования разнообразных принципов и подходов здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий, т.е. тот опыт, который приобретает человек в образовательно-оздоровительной среде.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (далее – ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Проблема сохранения здоровья учащихся звучит особенно актуально на современном этапе.

В настоящее время наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но еще не разработан эффективный механизм внедрения в педагогический процесс технологий оздоровления. Пока отсутствует комплексное, системное оздоровление, которое представляло бы собой единство целенаправленных действий участников образования. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм в учебно-воспитательном процессе оказываются недостаточными для достижения общей цели – повышения результативности образования и сохранения здоровья детей и подростков. Необходима система комплексных мероприятий. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Проблемой данной работы является создание педагогических условий для формирования у учащихся ответственного отношения к своему здоровью.

Цель работы – представить методические наработки применения здоровьесберегающих технологий в системе учебно-воспитательного процесса по физической культуре как залога формирования ЗОЖ у школьников.

Задача оздоровления школьников имеет три взаимосвязанных процесса:

1. Воспитательный, состоящий в воспитании у школьников бережного отношения к своему здоровью, понимание важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать ЗОЖ.

2. Обучающий, состоящий в обучении школьников нормам ЗОЖ, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развития таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и прочие), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике и коррекции наиболее широко распространенных заболеваний (нарушение осанки, простудные заболевания, нарушение зрения и т.д.), который базируется на использовании физических упражнений.

Данное методическое пособие состоит из четырех разделов:

Раздел I – Система здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в среднем звене.

В данном разделе представлены практические наработке по применению здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, апробированные на базе ГУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа №2» (с. Песчаное, Качирского района).

Раздел II – Структура деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий в работе в учебно-воспитательном процессе по физической культуре.

В данном разделе рассмотрена технология работы с родителями по воспитанию у детей здорового образа жизни, технология сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения на внеклассных мероприятиях.

Раздел III – Упражнения для развития дыхания.

В данном разделе приведены практические упражнения, направленные на: развитие дыхания школьников. Приведены примеры упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Раздел IV – Разработки внеклассных мероприятий по формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Методы: анализ теоретических источников, анализ, обобщение, систематизация имеющегося опыта работы.



Раздел I. Система здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в среднем звене


Мы изучили специальную литературу, которая раскрывает основные аспекты применения здоровьсберегающих технологий на уроках физической культуры в среднем звене и отобрали те приемы и методы, которые, на наш взгляд, будут эффективными применительно к условиям средней школы.

Представим основные задачи, которые легли в основу разработанной нами системы:

Задачи:

1. Использовать ценностный потенциал спорта для формирования гармоничной личности.

2. Повысить мотивацию занятия спортом, и сформировать спортивную культуру.

3. Использовать возможности спорта для формирования здоровья учащихся.

Применяемые нами здоровьесберегающие технологии мы разделили на несколько групп: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие, обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные, представленные в соответствии с рисунком 1.

В данных технологиях мы использовали различные подходы, а соответственно, и разные методы и формы работы. Это позволяло нам самостоятельно выбирать для себя направления и главные приоритеты в воспитании у учащихся экспериментальной группы культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Разработанная нами система применения здоровьсберегающих технологий на уроках физической культуры состояла из пяти блоков, представленные на рисунке 2. Представим их.

Первый блок. Упражнения, которые имеют цель повышение эмоционального состояния.

Второй блок. Упражнения, которые имеют цель укрепление иммунитета.

Третий блок. Образовательно-оздоровительный блок (практические занятия, лекции, беседы) реализовался в первой половине дня.

Четвертый блок. Спортивно-массовый (спортивные секции) реализовался во второй половине дня и в выходные дни.

Пятый блок. Индивидуально-самостоятельный блок реализуется на каникулах и в домашних условиях.

Первый блок. Упражнения, которые направлены на повышение эмоционального состояния.



Система здоровьесберегающих технологий


Рисунок 1 – Группы здоровьесберегающих технологий



Здоровьесберегающие технологии


Рисунок 2 – Блоки системы с применением здоровьесберегающих технологий


Нами были проведены следующие виды занятий: дыхательная гимнастика, элементы социально-психологического тренинга, а также «пальчиковая» гимнастика. Рассмотрим методику проведения дыхательной гимнастики:

1. Удлиненный вдох: сесть поудобнее, спину выпрямить. Сделать медленный вдох через нос, в середине вдоха замедлить его темп. Поле замедления вдоха без задержек сделать очень быстрый выдох.

2. Удлиненный выдох; в позе, сидя, сделать вдох, не делаю диной паузы, сделать медленный выдох.

3. Брюшное дыхание: с глубоким выдохом нужно втянуть брюшную стенку, после этого очень медленно сделать вдох через нос, то есть освободить диафрагму, брюшная стенка на вдохе выпятиться вперед и нижние части легких будут заполнены воздухом; на выдохе на выдохе снова брюшная стенка буде втянута внутрь, выгонит воздух через нос из легких.

С целью снятия психологического, эмоционального напряжения большое значение имеет социально-психологический тренинг, который представлен следующим образом:

Упражнение «Приветствие».

Цель: настрой на положительное взаимодействие.

Время: 10 минут.

Вспомогательные материалы: мяч.

Процедура проведения. Школьники рассаживаются по кругу, педагог, бросает мяч одному из детей, передает ему какую-либо приветственную фразу и обращается с просьбой сказать слова благодарности, а затем передать свое приветствие другому школьнику. К примеру, «Добрый день, Азат! Ты в хорошей сегодня физической форме!» Обратное послание: «Спасибо, вы очень добры ко мне!» После этого второй школьник передает третьему приветствие и получает слова благодарности. Слова привета и благодарности должны быть короткими: одна-две фразы, не более.

Упражнение «Лавина».

Цель: снятие психологического напряжения.

Время: 5 минут.

Процедура проведения. Педагог для примера показывает одно маленькое, едва заметное движение, к примеру, слегка шевелит левой рукой. Сидящий слева от него ученик должен повторить движение, только немного усилив. Следующий участник еще усиливает это движение, и так далее по кругу. В результате последний участник делает многократно усиленное движение – полностью поднимает левую руку.

Упражнение «Снежки».

Цель: снять эмоциональное напряжение в группе, эмоционально включиться в работу усталым и апатичным детям.

Время: 5 минут.

Вспомогательные материалы: газеты и клейкая лента для обозначения линии, которая разделяет обе команды.

Процедура проведения: каждый школьник берет себе большой лист газеты и комкает его, делает из него плотный мячик. После этого все школьники должны разделиться на две команды и выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло около четырех метров. По команде педагога школьники бросаются газетными мячами. По команде «стоп» нужно прекратить броски. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше всего газетных мячей. В процессе данной игры запрещается переступать за разделительную линию. Школьник, переступивший линию, выбывает из игры.

Упражнение «Изобрази животное».

Цель: преодоление трудностей, которые мешают полноценному самовыражению.

Время: 7 минут.

Процедура проведения: Все школьники идут «гуськом», первый школьник начинает изображать животное (медведя, тигра, змею, котенка), а остальные школьник должны стараться как можно точнее воспроизвести все движения, показанные им. Пройдя определенное расстояние (это оговаривается педагогом), первый школьник переходит в конец шеренги и передает эстафету изображения животного следующему ученику. После этого дети должны отгадать, кто и кого изображал. После проведенного упражнения дети впечатлениями.

Упражнение «Никто не знает».

Цель: повышение психологической работоспособности.

Время: 5 минут.

Вспомогательные материалы: мяч.

Процедура проведения. Школьникам педагог предлагает бросать друг другу мяч. Тот, у кого мяч окажется, должен закончить фразу: «Никто из вас не знает, что у меня есть…(кот, собака, ручка и т.д.)» Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех детей. При этом, мяч может побывать у каждого несколько раз.

«Пальчиковая» гимнастика.

На наших руках расположены энергетические каналы, которые связаны с целой функциональной системой. В процессе выполнения тех либо других комбинаций пальцами, замыкаются определенные энергетические каналы, при этом они способны вызвать нужный для нас эффект. К примеру, снятие напряженности, улучшение настроения, прилив энергии.

Все упражнения должны выполняться спокойно, без лишнего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Выполнение упражнений не требует особых условий либо особого помещения, их можно выполнять где угодно. Упражнения школьники выполняют обеими руками. Общее время для занятий 15 минут, которое можно разделить на 2, 3, и более коротких отрезка.

Упражнение № 1.

Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, способно активизировать память.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

Упражнение № 2.

Выравнивает энергетический потенциал всего организма, имеет направленность на усиление его жизненных сил. Способно повысить работоспособность, придает бодрость и выносливость, способствует улучшению общего самочувствия и остроты зрения.

Методика исполнения: подушечки пальцев: безымянного, мизинца и большого пальца нужно соединить вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямить. Выполнять нужно обеими руками и одновременно.

Упражнение № 3.

Улучшает психофизическое состояние организма, снимает стресс.

Методика исполнения: безымянный и большой пальцы нужно соединить друг с другом подушечками, при этом делать небольшие надавливания. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.

Упражнение №4.

Активизирует умственную деятельность, направлено на развитие мышления.

Методика исполнения: безымянный палец правой руки необходимо прижать первой фалангой большого пальца этой же руки. Таким же образом сложить пальцы левой руки. Остальные пальцы свободно расставлены.

Упражнение № 5.

Выполняется в случаях переутомления.

Методика исполнения: пальцы правой руки нужно сомкнуть с пальцами левой руки. Большие пальцы на обеих руках соединить между собой, то есть образуется голова черепахи.

Упражнение № 6

Выполняется в случаях стресса и эмоциональной неустойчивости.

Методика исполнения: большие пальцы на обеих руках прижать к внутренней поверхности ладони.

Третий, четвертый и пятый пальцы необходимо согнуть и прижать к ладони. Указательные пальцы обеих рук нужно выпрямить и поднять вверх.

Упражнение № 7.

Выполняется в случаях пониженного настроения.

Методика исполнения: мизинец, безымянный и указательный пальцы правой руки необходимо в согнутом положении соединить с аналогичными пальцами левой руки, Средние пальцы обеих рук нужно соединить и выпрямить. Большие пальцы необходимо сомкнуть вместе боковыми поверхностями.

Любой процесс деятельности, включая и учебную, принимает ритмическую форму. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, которая регулируется специальным нервным механизмом. Ритмические движения – это единая функциональная система, то есть своеобразный двигательный стереотип.

Используя музыку в качестве ритмического раздражителя, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, то есть более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Музыка является и средством отвлечения от беспокоящих человека мыслей, поэтому она предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и производительности учебной и производственной деятельности.

Для того, чтобы вывести человека из того либо другого эмоционального состояния, ему нужно сначала дать прослушать мелодии, которые соответствуют данному настроению, после этого постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении.

Самый сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, которое передает бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно угадать. В связи с этим не следует брать объемных произведений целиком. Лучше – музыкальные отрывки либо произведения малых форм. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, которые состоят из трех произведений.

Время прослушивания каждого произведения – 2-3 минуты.

Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения: при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского, при угнетенном настроении – «К радости» Л Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта, при выраженной раздражимости, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, при снижении сосредоточенности, внимания – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана,

Второй блок. Упражнения, которые направлены на укрепление иммунитета.

С целью повышения интегрального показателя ВНС и уровня здоровья испытуемой экспериментальной группе необходимо непрерывно выполнять физические упражнения на выносливость. Данные упражнения имеют профилактическую направленность.

Приведем некоторые из использованных нами упражнений с целью повышения иммунитета.

С целью улучшения иммунитета, нужно первоначально укрепить и растянуть свой позвоночник, так как от его состояния зависит состояние всех систем и органов организма.

Мы своей работе мы использовали несколько нетрудных упражнений, направленные на стимулирование иммунитет. Приведем содержание упражнений для примера:

1. Упражнения, которые направлены на повышение иммунитета, для шейного отдела позвоночника и рук.

Функциональное изменение начинается, как правило, сверху, то есть с шейного отдела позвоночника и рук. Особенно это актуально для школьников, так как много времени приходится проводить, сидя за книгами. Все упражнения необходимо повторять 10 раз.

Нужно сесть на пол, опереться ладонями сзади сразу за телом, пальцы рук направить назад, спину выпрямить. Необходимо сосредоточиться. В процессе выдоха расслабленно опустить голову на грудь так, чтобы подбородок касался шеи. В процессе вдоха медленно и свободно отвести голову назад. В процессе выдоха наклонять голову к левому плечу так, чтобы ухо приблизилось к нему как можно ближе. В процессе вдоха поднять высоко голову. В процессе выдоха наклонить голову к правому плечу. Плечи не поднимать при этом. Сесть на пол, спину выпрямить. Руки нужно сомкнуть замком за затылком, локти развести в стороны и назад. Ребенок должен почувствовать, как расширяются грудные мышцы, снимается напряжение в позвоночнике. В процессе выдоха как можно больше нужно наклониться влево.

Движение происходит в шейном отделе позвоночника. Не нужно наклоняться вперед, не нужно поднимать бедро. В процессе вдоха необходимо вернуться в исходное положение. Теперь – вправо. Нужно сесть, спину выпрямить, руки развести в стороны, ладони опустить вниз. В процессе вдоха нужно поднять руки, скрестить их над головой, В процессе выдоха развести руки в стороны, нужно расслабиться.

Необходимо сесть поудобней, опираясь на руки сразу за телом, пальцы направить назад. В процессе выдоха повернуть прямой корпус влево, подбородок повернуть к левому плечу, взгляд повернуть через плечо назад. В процессе вдоха нужно в исходное положение. Теперь те же движения повторить вправо.

Нужно сесть, руки развести в стороны, согнутыми в локтях, кончики пальцев лежат на плечах. В процессе вдоха локтями описать вперед и вверх как можно большие круги, при выдохе описать такие же круги назад и вниз.

2. Упражнения, направленные на повышение иммунитет, для грудного и поясничного отделов позвоночника

Все упражнения должны выполняться, сидя на полу, по 10 раз в каждую сторону.

В процессе вдоха необходимо поднять правую руку вверх, пальцы сжать в кулак, большой палец находится внутри кулака. В процессе выдоха опустить руку, как будто бы вы при помощи каната хотите стянуть вниз что-то очень тяжелое. Все мышцы напряжены. То же самое нужно проделать с другой рукой.

Вытянуть прямые руки вперед, переплести пальцы. В процессе выдоха наклониться вперед от таза с прямой спиной, подбородок вперед, взгляд все время устремлен вперед, в одну точку. В процессе вдоха делать круговые движения в стороны и назад. В процессе выдоха делать тоже самое в противоположную сторону и вперед.

Нужно сжать кулаки, в процессе вдоха тянуть руки вверх и назад до полного поднятия. Одновременно наклониться назад. Спина выпрямлена. В процессе выдоха опустить руки, пока они не коснуться стоп ног. В процессе вдоха нужно тянуть руки вдоль ног. Необходимо повторить упражнение, как при гребле веслами.

Нужно согнуть левую ногу коленом наружу, щиколотку положить на правое бедро к тазу. Правой рукой нужно держать пальцы левой ноги. Левой рукой осторожно пригибать левое колено к полу. Движение не должно вызывать боль. То же самое нужно проделать с другой ногой.

Нужно немного приподнять правую ногу над полом, руки сцепить под коленом. Корпус выпрямленный в процессе выполнения всего упражнения. В процессе выдоха нужно согнуть правую ногу в колене и подтягивать к туловищу, пока нос не коснется подбородка. В процессе вдоха ногу нужно вернуть в исходное положение легко над полом. То же самое нужно проделать с левой ногой.

Отметим, что отличные результаты с целью повышения иммунитета и закаливания организма дают плавание, любые подвижные игры на свежем воздухе.

Третий блок. Образовательно-оздоровительный блок (практические занятия, лекции, беседы) реализовался в первой половине дня, чаще всего в рамках проведения уроков физической культуры (5-10 минут на разных этапах урока в зависимости от изучаемого программного материала).

В рамках данного этапа учащиеся готовили мини-доклады, слайдовые презентации по одной из предложенных тем, которые мы представили в таблице 1. Всего было предусмотрено 10 тем.


Таблица 1 – Темы для мини-докладов


Тема

Время, в мин.

1

Здоровье как ценность

5

2

Роль санитарно-гигиенических навыков в сохранении и укреплении здоровья

10

3

Водные процедуры

5

4

Подвижные игры

5

5

Что полезно, а что вредно?

10

6

Как ты понимаешь выражение: «Папа, мама и я – спортивная семья»

15

7

Что для меня спорт?

5

8

Значение движений

10

9

Что нужно есть, и что нужно пить

10

10

Закаливание и мой организм

10


Четвертый блок. Спортивно-массовый (спортивные секции) реализовался во второй половине дня и в выходные дни. Данный блок предусмотрен особенностями данного учебного заведения (школа высшего спортивного мастерства).

Поэтому для нам оставались только выходные дни (суббота). За период формирующего эксперимента были проведены следующие спортивно-массовые мероприятия: «Кто быстрее?», «Ярмарка спортивных талантов», «Догони меня», «Мини-футбол».

Пятый блок. Индивидуально-самостоятельный блок реализуется на каникулах и в домашних условиях. В рамках данного блока на основе диагностических данных для учащихся были составлены рекомендации, которые они должны были выполнять в свободное (внеурочное время) и во осенних и зимних время каникул.

Выполнение рекомендаций не представлялось возможным, поэтому про результаты выполнения данного блока упражнений мы узнавали со слов учащихся экспериментальной группы.

Таким образом, рассмотренные нами методы применения здоровьесберегающих технологий на практике помогут значительно улучшить как отдельные психофизиологические характеристики, так и общее состояние организма обучающихся.

Мы разработали следующие рекомендации для педагогов физической культуры, работающих со школьниками среднего звена:

1. Соблюдать в процессе проведения уроков физкультуры санитарно-гигиенические требования, физиологические основы учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

2. С учетом индивидуальных особенностей развития школьников среднего звена (как психических, физических, так и соматических), отбирать упражнений, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

3. Поддерживать на уроках физической культуры благоприятный психологический климат, что является основой здоровьесберегающей технологии.

4. В организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в рамках здоровьесберегающей технологии, не отступая от методической структуры урока, учитывать запросы учащихся в сфере физического воспитания. Если рамки урока не позволяют удовлетворить запросы школьников, необходимо грамотно спланировать внеурочную деятельность по физкультуре.


Раздел II. Структура деятельности по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя физкультуры средней школы



2.1 Работа с родителями по воспитанию у детей здорового образа жизни

Цели и задачи:

1. Формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений.

2. Формирование навыков компетентностного подхода к оптимальным приемам работы с дисфунккциональными семьями.

3. Формирование приемов психокоррекционной работы, направленной на развитие позитивных детско-родительских отношений.

4) Выработка навыков диагностики семейных проблем.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование родителей.

  2. Составление социальной карты семьи.

  3. Лекторий для родителей.

  4. КТД.

Лектории для родителей

1. Больные зубы. Как с этим бороться?

2. Гиперактивное поведение и склонность к асоциальным расстройствам у детей.

3. Как выработать правильную осанку.

4. Режим труда и отдыха.

5. Закаливание.

6. Об эмоциональных последствиях конфликтов.

7. Период адаптации.

8. Как противостоять вредным привычкам.

Коллективные творческие дела

1. Веселые старты.

2. Мы за чаем не скучаем.

3. День Здорового образа жизни (ЗОЖ).

4. 8 Марта.

5. День гимнастики.

6. Мама, папа, я – дружная семья.

7. Рыцарский турнир.

8. День Именинника.

9. Конкурс рисунков на тему «Я и мое здоровье».

10. День Здоровья.



2.2 Приемы формирования сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения на внеклассных мероприятиях


Цель: формирование свободной и раскрепощенной личности, способной адаптироваться в современных условиях.

Задачи:

  1. Сохранение психического и физического здоровья учащихся на определенном этапе.

  2. Формирование навыков переключения с одного вида деятельности на другой.

Формы и методы работы:

1. Гибкое моделирование воспитательного пространства (зонирование, расширение и прочие)

2. Использование динамических и эмоциональных разгрузок (спортивных, хореографических, музыкальных и прочее)

3. Использование аутотренинга.

4. Использование сказкотерапии и куклотерапии.

Примеры применения форм и методов здоровьесберегающих технологий.

Наиболее яркими и интересными в этом плане были следующие мероприятия:

«В дорогу, в плаванье, в полёт…» (игровая программа–путешествие во времени и пространстве с обзором литературы о космосе, морских путешествиях и недрах земли). Путешествуя по 4 станциям: «Те далёкие времена…», «Недра земли», «Космодром», «Необитаемый остров» дети окунулись в совершенно иную атмосферу, перевоплотились и разыгрывали роль, которая им доставалась. Малыши не только узнавали что-то новое и интересное, но и осваивали «новые социальные роли», и ещё более укреплялись в уже приобретенных: «ученик» и «друг». Кроме того, они получали физическую и психологическую разгрузку за счет движений, ходьбы, словесного общения и криков [7, с. 16].

Такой подход, по нашему замыслу и убеждению, является эффективным, поскольку в результате обучения в начальной школе ребенок развивается в основном интеллектуально, полученные знания и умения нередко имеют отчужденный характер, т.к. к самому ребенку не имеют никакого отношения. Необходимо научить ребенка знать и понимать самого себя, свои возможности .Дать ребенку почувствовать себя в иной роли или иной ситуации, чтобы малыш мог реально оценить то, как он поступил бы в данной ситуации.

«Добрый доктор Айболит» (работа инициативной группы по классам). В рамках нашей школы очень часто используется данная форма работы. Она очень популярна, поскольку инициативная группа работает с маленьким коллективом и может уделить внимание максимальному количеству детей.

В каждый класс приходил доктор, мед.сестра и лентяй Вова с бабушкой, который, благодаря неправильному образу жизни, впоследствии оказывался очень больным ребенком. Во время проведения данного мероприятия каждый ребенок мог перевоплотиться либо в больного, либо в доктора, обыграть данную роль и по возможности оценить ее значение.

Такой подход является эффективным, поскольку дает возможность сформировать у детей целостное представление о здоровом образе жизни, необходимости укрепления своего здоровья и здоровья окружающих, в целом повышает внимание к личности каждого ребенка.

В большей своей части современные дети погружены в компьютерные игры, в виртуальный мир. В них отсутствует «аккордная мышечная радость». Улучшение социальной и бытовой сферы ухудшает развитие физическое; дети ведут малоподвижный образ жизни. А также учебные перегрузки, приводящие детей к состоянию переутомления; «школьные стрессы» и прочее ведет к тому, что здоровье ребенка ослабляется. Исходя из данных причин, мы на мероприятиях в школе очень часто стали использовать метод динамических и эмоциональных разгрузок (спортивных, хореографических, музыкальных и прочее).

Раздел III. Упражнения для развития дыхания



3.1 Упражнения для развития дыхания


Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики [10, с. 13].

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2. Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

4. Буль-бульки.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «Буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. Цветочный магазин.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча.

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари.

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».


3.2 Методика саморегуляция эмоционального состояния с помощью дыхательных упражнений


Упражнение саморегуляции № 1

1. Приняв удобную позу, закрыть глаза, расслабить все мышцы тела. Мысленно проверить общее расслабление, особенно мышцы лица (сбросить зажимы, разжать челюсти, сделать лицо безвольным, добрым по выражению). Затем три раза мысленно произнести формулу: Я – (на вдохе)... РАССЛАБЛЯЮСЬ – (на выдохе)... И – (на вдохе)... УСПОКАИВАЮСЬ – (на выдохе).

2. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Мысленно сосредоточьтесь только на своем дыхании. Понаблюдайте за процессом своего дыхания: отметьте, как плавно поднимается грудная клетка на вдохе и медленно опускается на выдохе, как расширяются и сужаются легкие. Дыхание ровное, спокойное.

3. (Глаза закрыты). Попытайтесь представить помещение, в котором вы находитесь... и попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем мысленно исследуйте каждый участок своего тела, проделайте путь по всему периметру тела – от макушки до кончиков пальцев ног и ... обратно. Выполняйте упражнение спокойно, не спешите.

4. Опять сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1-2 минут. Внимательно следите за дыханием, пассивно осознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Постарайтесь не думать ни о чём другом. Концентрируйте всё ваше внимание на своём теле и дыхании. Делайте это с любовью и заботой о себе!

5. Сделайте вдох средней глубины и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы тела на 5-10 секунд, стараясь прочувствовать напряжение во всем теле. Затем медленно, медленно, спокойно сделайте выдох, одновременно расслабляя мышцы. Расслабившись, подышите спокойно, в привычном для вас ритме. Эту часть упражнения повторите от 3 до 7 раз.

6. Мысленно «пробегитесь» повеем мышцам тела и проверьте, не осталось ли где напряжения. Если – да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

7. Завершая упражнения, сделайте очень глубокий вдох. На мгновение задержите воздух и напрягите мышцы тела, затем резко выдохните, расслабившись. Подышите спокойно, вернувшись к нормальному дыханию. Повторите 3 раза.

8. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь. УЛЫБНИТЕСЬ. Очень медленно, без рывков, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления и покоя.

Следует помнить, что эффективность применения упражнений зависит от правильного, положительно эмоционального настроя.

Нельзя сводить метод к механическому выполнению упражнений. Необходимо «вжиться» в него, научиться отождествлять свои физические функции с формулами самовнушения.

Упражнение саморегуляции №2 «Дыхание, укрепляющее нервную систему»

Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч.

Сделав выдох, немедленно осуществляется вдох с одновременным подъёмом перед собой рук ладонями кверху до уровня плеч. Кисти рук сжимаются в кулаки и на задержке дыхания руки быстро сгибаются в локтях (кулаками к плечам). Затем очень медленно, с напряжением руки возвращаются в начальное положение. На выдохе руки медленно опускаются вниз. В начале тренировки на задержке дыхания выполняется один цикл сгибания-разгибания рук. Затем количество циклов на одной задержке дыхания увеличивается до 2-3. Упражнение выполняется до 3 раз с небольшими промежутками для отдыха, во время которого руки опущены, а туловище немного наклонено вперёд.


3.3 Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой


Дыхательная гимнастика Стрельниковой, уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад и уже вылечивший не одну тысячу больных людей, наконец, становится доступен каждому, кто захочет его освоить и применить.

Особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за 2 секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот (о выдохе в стрельниковской гимнастике думать запрещено, организм сам выбрасывает ненужное и оставляет необходимое!). Одновременно с вдохом выполняются движения, вызывающие сжатие грудной клетки.

Основные требования при выполнении стрельниковской гимнастики:

Думать только о вдохе!

Тренировать только вдохи!

Считать только вдохи!

Короткие шумные вдохи в этой гимнастике выполняются одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Это улучшает носовое дыхание и активизирует работу диафрагмы. В итоге жизненная емкость легких после первого занятия возрастает на 0,1-0,3 л и нормализуется газовый состав крови, причем количество кислорода в артериальной крови резко повышается.

При выполнении стрельниковских дыхательных упражнений кора головного мозга насыщается кислородом, за счет чего улучшается работа всех центров и происходит саморегуляция обменных процессов. Большое число повторений упражнений (от 1 до 5 тысяч вдохов-движений за час) и систематическая ежедневная тренировка (2 раза в день – утром и вечером) на протяжении 6-12 занятий способствуют укреплению и тренировке дыхательной мускулатуры (вдох на сжатии грудной клетки тренирует скрытую от наших глаз мускулатуру органов дыхания). Дыхательная гимнастика с сопротивлением на вдохе способствует восстановлению дыхательной функции, развитию мышц грудной клетки, исправлению деформаций позвоночника.

Упражнение «Погончики».

Упражнение «Насос»

Упражнение «Кошка»

Упражнение «Ладошки».

Упражнение «Обними плечи»

Упражнение «Повороты головой».

Упражнение «Ушки»

Упражнение «Маятник головой»

Упражнение «Перекаты».

Упражнение «Большой маятник».

Но я в своей практике применяю пока несколько видов упражнений. К таким упражнениям относятся:

Упражнение «Ладошки».

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).

Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды – пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение: встаньте, руки согнутые в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг к другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (они крестятся), ни в коем случае их не менять (при этом все ровно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Упражнение «Повороты головой»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо – сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливайте, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Норма: 15 раз по 8 вдохов – движений.





Раздел IV. Разработки внеклассных мероприятий по формированию ответственного отношения к своему здоровью


4.1 Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Здорового Образа Жизни»


Цели и задачи:

  • вовлечение детей в систематические занятия физической культурой и спортом;

  • формировать умение анализировать умения и навыки, полученные на уроках самопознания, физкультуры;

  • привлечение детей к здоровому образу жизни;

  • воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества.

Инвентарь: цветные карандаши, фломастеры, листки бумаги, обручи, карта, письмо

Ведущие: учитель физической культуры, Корабельщик, Спортсмен, Принцесса цветов, Незнайка, Художник, Почтальон

Воспитатель: «Дорогие дети, сегодня мы отправляемся в страну Здорового Образа Жизни (показывает карту). На ней указаны различные станции, где будем останавливаться, и выполнять задания. Но маршрут на карте не указан, на какую станцию по порядку нам необходимо идти, его будут подсказывать жители страны ЗОЖ. Обратите внимание, как называется первая станция (учитель показывает карту)?»

Название станций:

«Кораблики»

Для того чтобы отправиться в путешествие в Страну здоровья необходимо построить кораблики.

Учитель и корабельщик (помощник № 1) раздает каждому ребенку лист бумаги, и все дружно начинают делать бумажные кораблики. Тот, кто не умеет их делать, может обратиться за помощью к другим ребятам.

Когда все корабли построены, ребятам корабельщик говорит название следующей станции.

«Зарядкино»

Спортсмен (помощник № 2) встречает детей, читая стихотворение:

Со здоровьем дружен спорт

Стадион, бассейн, корт,

Зал, каток – везде вам рады

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши тверды!

Так как путешествие долгое, необходимо быть сильными. Что нужно делать для этого, спрашивает спортсмен (помощник № 2)? Дети дают разные ответы. Один из правильных ответов – делать зарядку, заниматься спортом, физкультурой и т.д. – активный образ жизни.

Все одновременно выполняют физ. минутку с пением (одновременно с пением выполнять движения). Ребята берутся за руки и образуют круг.

«Вперед четыре шага, назад четыре шага

Вперед четыре шага, назад четыре шага

Вперед четыре шага, назад четыре шага

Вперед четыре шага, назад четыре шага

Ручками похлопаем, ножками потом

Глазками помигаем (одновременно сжимание разжимание пальцев в кулак), а потом попрыгаем»

Повторить 2-3 раза, постепенно увеличивая скорость пения и движений».

Спортсмен хвалит ребят и рассказывает, где находится следующая станция.

«Остров художников»

Придя на заданную станцию, ребята обнаружили, что перед художником (помощник № 3) стоит проблема – не знает, как нарисовать Грязнулю и Чистюлю. Ребята помогают ему в решении этого вопроса. Художник дает им цветные карандаши и фломастеры на предложенных листах начинают рисовать Грязнулю и Чистюлю. Походу художник спрашивает, чем отличаются эти девочки друг от друга, на кого они хотели бы быть похожи, почему, как отражается не выполнение гигиенических требований к внешнему виду?

Художник хвалит за помощь решения его проблемы и за хорошие ответы на вопросы, напоминает о необходимости соблюдения личной гигиены. После этого объясняет, где находится следующая станция.

«Незнайка»

Незнайке (помощник № 4) в школе задали домашнее задание, а он его выполнить не может. Помогите ответить на загадки.

Целых 25 зубков для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком лягут волосы рядком (гребешок, расческа)

Гладко, душисто, моет чисто (мыло)

И языка нет, а правду скажет (зеркало)

Два колесика подряд, их ногами вертят, а поверх торчком сам хозяин крючком (велосипед)

Белые силачи, рубят калачи (зубы)

Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос (носовой платок)

Незнайка благодарит за правильные ответы и говорит, где располагается станция «Поляна ромашек».

«Поляна ромашек»

Принцесса цветов (помощница № 5), дает нарисованную на листке ромашку с пятью лепестками. На них необходимо написать, что составляет здоровый образ жизни:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);

  • оптимальный двигательный режим, закаливание;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Принцесса наводящими вопросами подводит к правильным ответам.

Когда задание выполнили, принцесса говорит о расположении следующей станции.

«Тоннель»

Это задание сложное, здесь вам необходимо быть дружными, аккуратными. Пройти «паровозиком» через 3 обруча, которые располагаются на расстоянии 1,5 м. друг от друга. Дети, держа друг друга за пояс, преодолевают заданное препятствие, если «вагончики» расцепились, задание выполняется сначала.

Когда ребята справились с заданием к ним подходит почтальон (помощник № 6), и передает посылку. Вскрыв ее, обнаруживается письмо, в котором следующий текст:

«Дорогие дети, вы вступаете в ответственную пору своего развития – пору взросления. В вашем организме происходят заметные изменения, а, кроме того, начинает формироваться свой (индивидуальный) образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит твоя дальнейшая жизнь – то, каким ты вырастишь, чем сможешь заниматься, какая будет у тебя семья и многое другое».

С уважением Президент страны Здорового Образа Жизни  (Помимо письма, в посылке находятся призы для детей).


4.2 Творческая беседа по здоровому образу жизни «Вредные привычки»


Цель: формировать у школьников отрицательное отношение к вредным привычкам.

Задачи:

  • на конкретных примерах показать пагубное влияние алкоголя и табакокурения;

  • научить делать самостоятельные выводы;

  • воспитывать стойкую потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование:

План:

I . Организационный момент. (Цветок)

II. Беседа по теме.

III. Оздоровительная минутка «Этюд души»

IV. Ситуация.

V . Сценка «О пользе курения»

VI . Итог. (Карточки-пиктограммы)

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Учитель: Ребята посмотрите внимательно и прочитайте в данных цветках слова. Какие слова у вас получились? Здесь зашифровано название нашего мероприятия (Вредные привычки).

Совершенно верно. Название нашего мероприятия «Вредные привычки». Наш разговор хотела бы начать со слов казахской пословицы «Денсаулық – зор байлық» – «Здоровье клад бесценный».

Помните, что высшее благо – это здоровье.

И. Павлов сказал: Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природ, человек должен быть здоровым, сильным и умным.

– Что относится к вредным привычкам?

– Почему их так называют? (высказывания воспитанников)

Статистика говорит, что от последствий курения каждые 13 минут умирает человек. Каждая выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 15 минут.

1 пачка – в год в лёгких накапливается 1 кг смолы.

Среди курильщиков смертность вдвое выше, чем у некурящих. Курильщики чаще страдают от кашля и простуды.

Никотин замедляет рост, ухудшает работу сердца. Головной мозг не получает необходимого количества кислорода. Ухудшается память и внимание.

О пагубном влиянии на ЦНС и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И. Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой» Эту точку зрения поддерживает и знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, где Яков 1, король Англии, закончил словами: «…привычка курить, противная зрению, опасная для лёгких, вредная для…. (мозга)

Вопрос: Закончите слово.

Ответ: «мозг».

Борьба с алкоголизмом имеет древнюю историю. В средневековой Англии пьянство считалось позором, уличённых в нём водили с ярмом на шее. Матросов, застигнутых в пьянстве, одевали в грязные одежды, вешали на грудь доску с надписью «Пьяница» и заставляли выполнять самую грязную работу. В Древней Индии употребление спиртных напитков было категорически запрещено. Если кого-то изобличали в пьянстве, то заставляли пить кипящее вино до тех пор, пока не наступала смерть. Если же в пьянстве уличали женщину, то ей на лбу выжигали клеймо в виде сосуда для вина, изгоняли из дома, и ни кто не имел право приютить её. В Древнем Риме и Греции также запрещалось пить вино, особенно людям до 30 лет, пока они не произведут на свет здоровое потомство.

Алкоголизм – тяжёлое хроническое заболевание, и в большинстве случаев трудно излечимо.

Какой вред приносит алкоголь?

Гастрит, язва желудка, рак желудка, цирроз печени. Алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать нарушение психики ребёнка. Ухудшает работу сердца.

Юность – самый активный период жизни человека. Всё лучшее зарождается в молодые годы, многое прекрасное осуществляется именно в это время. Именно вам самим придётся сделать выбор: пить или не пить.

Оздоровительная минутка

«Этюд души»

Опустите руки ладонями в низ горизонтально полу и произнесите вслух «Я приветствую тебя, Земля».

Вытяните руки перед собой ладонями вперёд «Я приветствую, тебя Вода».

Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу «Я приветствую тебя, Воздух».

Поднимите руки вверх ладонями вперёд «Я приветствую тебя, Солнышко»

Ситуация 1

На школьном дворе курят ребята. Один из них предлагает тебе сигарету…

Ситуация 2

Ты пришёл к другу поиграть в компьютерные игры. Родителей друга дома нет. На кухне ты увидел красивую бутылку. Друг говорит: «Это хорошее молдавское вино. Давай попробуем…»

Ситуация 3

Старший брат просит тебя взять тайком сигарету и отдать ему…

Ситуация 4

У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля, очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девчонки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет организм. Курящие люди болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться, как Толя?

Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее избавиться от опасной привычки.

В мире ежеминутно происходит множество событий. Одни из них – радостные, другие – не совсем.

При радостном состоянии человек устойчивее стоит на ногах, и весь организм ощущается устойчивым. Неприятные события, наоборот, делают нас слабыми. Неустойчивыми. Это не трудно доказать.

Прошу всех встать. Кто из вас может дольше простоять на одной ноге? Давайте проведём эксперимент. Часть из вас будет стоять на одной ноге, а часть на двух ногах, посмотрим, кто из вас дольше простоит: те, кто на двух ногах или те, кто на одной.

Вижу у вас, появилось чувства радости после проведённого эксперимента. Радость это хорошо. К чему, по-вашему, можно отнести алкоголизм, табакокурение?

Такие явления, как алкоголизм, табакокурение – являются негативными. Все они неизбежно ведут к нарушению устойчивости, причиняют вред организму.

Сценка «О пользе курения»

Пришёл молодой джигит за советом к седобородому мудрецу:

– Ата, я учусь курить. Как вы думаете, полезно ли это?

– Курение полезно по трём причинам, – ответил мудрец.

Во – первых, тот кто курит, никогда не стареет.

– Почему?

– Потому что не успевает состариться. Он умирает совсем молодым. Во-вторых, в его дом никогда не заберутся воры…

– Почему?

– Потому что тот, кто курит, всю ночь ворочается в постели и громко кашляет. Воры слышат кашель хозяина и обходят дом стороной. Но и это ещё не всё! Того, кто курит, никогда не укусит собака.

– Почему?

– Потому что курящий человек рано становиться калекой и ходит, опираясь на палку. А палки, сынок, самая злая собака испугается.

Старик хитро улыбнулся, а молодой человек задумался.

Мы посмотрели сценку и каждый из вас сделал для себя вывод.

Итог:

В заключение мне хочется вам сказать вот о чём. Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь ни кто не проживёт: ни воспитатель, ни учитель, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так всё и будет. И я надеюсь на то, что вы всё-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что. Потому что ваше здоровье, здоровье вашего будущего поколения – только в ваших руках.

– Оцените значимость сегодняшнего мероприятия, используя карточки-пиктограммы.

Я, многое узнала, поняла.

Для меня не совсем все понятно.

Я ничего не поняла.


4.3 Внеклассное мероприятие на тему «Культура здорового образа жизни»


Цели:

  • рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека;

  • актуализировать личностный смысл учащихся к сохранению здоровья;

  • содействовать развитию у учащихся умения общаться и работать коллективно;

  • сформировать и закрепить стремление жить здоро­выми в здоровом обществе;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, здоровью других.

Оборудование: моноблок, карточки, кроссворд «Здоровье», таблицы «Продукты питания, растения» для проведения «научного исследования», карточки с заданиями для каждой группы.

Примечание: дети рассаживаются по группам из 5 человек по желанию.

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие гости и дети!

Здоровье – это не игрушка.

Легко сломать, нельзя купить.

Давайте лучше мы подумаем,

Как нам его подольше сохранить.

Вступительное слово.

В век технического прогресса и завоевания, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что важнее всего? Конечно же, здоровье! Это лавная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире. И сегодня в ходе нашего классного часа мы выясним, знаете ли вы, что такое здоровье и как его сохранить.

Итак, мы начинаем

Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

ЗДОРОВЬЕ бывает физическое и психическое.

Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?

(Это, прежде всего, занятия физкультурой, спортом, игры на воздухе; как можно меньше проводить времени перед телевизором, компьютером. Здоровое питание – фрукты, овощи, натуральные продукты, где нет красителей, консервантов. Меньше лимонада, кока- колы, больше натуральных соков. Очень полезны молочные продукты, творог, каши.)

От чего зависит ЗОЖ? (ответы детей)

Сейчас я вам раздам пословицы и поговорки о здоровье

Задача – объяснить их смысл.

Здоровье дороже денег.

Когда пьешь воду, помни об источнике.

Здоров будешь – всего добудешь.

Крепок телом – богат душой.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Сон – лучшее лекарство.

Живи, разумом, так и лекаря не надо.

В здоровом теле ­– здоровый дух.

Бег не красен, да здоров.

Съеденное вечером впрок не пойдет

Что влияет на наше здоровье?

ЗРЕНИЕ

СЛУХ

ЗУБЫ

(Просмотр мультимедиа)

Найдите верное утверждение (работа с карточками).

– Я чищу зубы два раза в день.

– Я грызу ручки и карандаши.

– Я рано просыпаюсь и делаю физзарядку.

– Вечерами я долго сижу перед компьютером.

– Я люблю долго поспать.

– После еды я полощу рот.

– До еды я не мою руки.

– Я часто ем сладкое.

– Я ем фрукты и овощи.

9.А сейчас все вместе разгадываем кроссворд

Кроссворд «Здоровье».




1з

а

р

я

д

к

а



2д

у

ш



п

о

р

т




4р

ю

к

з

а

к



5п

р

о

р

у

б

ь




6в

е

л

о

с

и

п

е

д

о

н

ь

к

и



р

е

н

и

р

о

в

к

а



1. Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна ... (Зарядка.)

2. Дождик теплый и густой,

Это дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ.)

3. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет ... (Спорт.)

4. Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками. (Рюкзак.)

5. В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло пробито,

На ночь вставлено. (Прорубь.)

6. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ –

Это мой ... (Велосипед.)

7. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих

Что за кони у меня? (Коньки)

8. Чтоб большим спортсменом стать.

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно, ... (Тренировка)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье.)

Итог: О здоровье вы знаете много. Но мало просто знать. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Будьте здоровы!


4.4 Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья»


Цели и задачи:

  • укрепление здоровья детей и их родителей;

  • воспитание любви к физической культуре и спорту, чувства дружбы;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • определение сильнейшей команды.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование и инвентарь: секундомер, свисток, рулетка, стойки (флажки или кегли), мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные), воздушные шары, скакалки, обручи, мешки, канат.

Нестандартное оборудование: деревянные кирпичики, деревянные столбоходы (высота 15 см; диаметр 13-15 см, в верхней части просверлено отверстие и протянута веревка (длина веревки 2 метра), деревянные гимнастические палки.

Оформление: лозунги-плакаты: «Хочешь быть сильным – бегай!», «Хочешь быть красивым – бегай!», «Спорт – это здоровье», «Спорт – это успех», «Спорт – это дружба», «Спорт – сильнее всех», «Нет большей победы, чем победа над собой».

Музыкальное сопровождение: спортивный марш.


Участники:

Команды-семьи участвуют в количестве трех человек – папа, мама и ребенок – капитан команды.

Ход праздника

Под звуки спортивного марша команды заходят в спортивный зал, и строятся в одну шеренгу к жюри.

Ведущий I

Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем,

Праздник без вас не начинаем.

У нас для каждого найдется: и словечко, и местечко!

(команды занимают свои места)

Ведущий II

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Сегодня здесь, в спортивном зале

Мы спорт, уменье совместим.

Мы этот славный праздник с Вами

Прекрасным играм посвятим.

Ведущий I

Мы видим здесь приветливые лица

Спортивный дух мы чувствуем вокруг

У каждого здесь сердце олимпийца

Здесь каждый спорту и искусству друг.

Ведущий II

Тот победит в соревнованье

Кто меток, ловок и силен

Покажет все свое уменье

Кто духом, телом закален.

Ведущий I

О спорт, дорогой!

По жизни с тобой

Дружить нам всегда

Дай Бог, на долгие года!

Наполняет нас радость движенья.

Сердце бьется в груди веселей!

И спортивной победы мгновенья

Дополняют улыбки друзей.

Ведущий II

И учиться нам спорт помогает

Ведь здоровье – основа всего

Кто со спортом по жизни шагает

Тот и может пойти далеко.

О спорт, дорогой!

По жизни с тобой

Дружить нам всегда

Дай Бог, на долгие года!

Ведущий I

Приятно говорить слова такие

Своих гостей, встречая у дверей

Мы вам так рады гости дорогие.

Так рады…

Ведущий II

Позвольте открыть наш чемпионат по семейному многоборью «Папа, мама, я – спортивная семья!» И представить команды участников наших соревнований.

Ведущий I

папы – (делают шаг вперед)

Вот они перед нами – слегка бодрые, местами подтянутые и даже в чем-то непобедимые, а в чем именно – мы узнаем позже (папы встают на свои места).

Ведущий II

мамы – (делают шаг вперед)

Они всегда в форме. Дают о себе знать постоянные тренировки: плита, бег по магазинам, прополка, стирка, уборка. И даже ежегодные передышки 8 марта не выбивают их из колеи. И мы уверены, что сегодня именно они будут задавать тон своим командам (мамы делают шаг назад).

Ведущий I

И, наконец, капитаны команд! (дети делают шаг вперед)

Это они еще с пеленок долгие годы закаляли постоянными тренировками и объединяли своих родителей в дружескую команду, ставя перед собой все новые задачи: тяжело в учении, легко в бою.

Ведущий II

1 команда (название)

Папа

Мама

Капитан команды

2 команда (название)

Папа

Мама

Капитан команды

3 команда (название)

Папа

Мама

Капитан команды

(и т.д.)

Ведущий I

По плечу победа смелым, ждет того большой успех

Кто, не дрогнув, если нужно вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит

Кто окажется дружнее, тот в бою и победит.

Делу время, час забаве. Команды слово-то за вами

(пожелания соперникам, говорят команды)

Ведущий II

Представляем вам судейскую коллегию (организатор внеклассной работы, учителя физической культуры, представители родительского комитета, совета школы).

Спортивная часть праздника

Ведущий I

1 конкурс

Разминка очень важна для спортсменов, так как можно увидеть и сильные и слабые стороны противника.

И наш конкурс «Веселая переправа»

Первые выступают папы. На столбоходах проходят дистанцию. Возвращаются (также на столбоходах). И передают эстафету мамам. Мамы: передвигаются на 3-х деревянных кирпичиках, поочередно передвигая их, но при этом стоят на них (на пол не сходить). Доходят до флажков, берут в руки 3 кирпичика и бегут назад. Следующим двигается капитан команды. Ребенок использует для переправы два обруча – из одного обруча перепрыгивает в другой.

Ведущий II

2 конкурс

Как хорошо, что есть игры на свете,

В которых радость движения с мячом.

Объединяет нас мяч на планете

И зажигает сердца наши огнем.

После первого задания

Внимательно слушайте

Второе испытание.

(Семьи расположение за общей линией старта)

Первыми начинают папы: обводят футбольным мячом стойки до флажка и возвращаются таким же способом. Вторыми начинают мамы: выполняют по прямой подбивание (волейбольного) мяча до стойки и обратно. Третьими начинают дети: ведение баскетбольного мяча (необходимо так же как папы обвести кегли или стойки). И назад финишировать.

Ведущий I

Второй конкурс все команды продемонстрировали отличное владение мячом и хорошую физическую подготовку. А сейчас проведем третий конкурс.

3 конкурс

Вот заданье потрудней,

Помудрей и посложней.

Чтобы Вам вперед идти,

Нужно воздушный шар вести.

Папы двигаясь вперед до стойки подбивают гимнастической палкой воздушный шар и назад таким же способом (результат определяется по первому, прибежавшим на финиш). Мамы к ноге привязывают воздушный шарик, вторая нога свободна. Стоя в кругу по свистку начинают наступать друг другу на шарик (у кого шарик останется целым, та мама и выиграла).

Ведущий II

Вижу я со стороны

Команды в технике равны.

Взглянуть хочу я побыстрей

Чьи капитаны пошустрей.

На полу разложены шары (количество не ограничено). Капитаны команд должны садиться на воздушные шары так, чтобы они лопнули. Кто больше налопает шаров, тот и выиграл. После конкурса, все лопнувшие шары отдаются жюри для подсчета.

Ведущий I

4 конкурс

Баскетбольное волненье

Я люблю переживать.

Радости и огорченья

Для меня как благодать.

Красотой игры пленяюсь

Дух бойцовский поддержу.

Мастерством я восхищаюсь.

Ах! Баскетбол люблю!

Ведущий II

4 вид – в кольцо послать

Вам надо баскетбольный мяч.

Лишь точность рук и меткость глаз

Позволит Вам попасть не раз.

Ведущий I

Папы сажают ребенка на плечи. Мама подает баскетбольный мяч. Ребенок должен броском попасть в баскетбольное кольцо. На игру дается 90 секунд (считается количество попаданий). (этот конкурс могут выполнять одновременно две или несколько команд, в зависимости от наличия баскетбольных колец).

Ведущий II

Вы хорошо попадали,

Ловко с мячом управляли.

Время вы зря не теряли.

Упорно тренировались.

Ведущий I

Пока судейская коллегия подводит итоги за четыре конкурса рекламная пауза. (группа поддержки одной из команд показывает свой танец)

Ведущий II

Подведены итоги за четыре конкурса. Слово предоставляется судейской коллегии.

Ведущий I

Продолжаем наши состязания по семейному многоборью.

Ведущий II

5 конкурс

Что за чудо – скок да скок!

Гляньте, тронулся мешок!

Эй, хватай его, ловите,

Поскорей мешок держите!

Ведущий I

Команды строятся у стартовой линии в колонну и по свистку каждый участник команды на перегонки прыгает в мешке до стойки и возвращается тем же способом, передает эстафету следующему участнику.

Ведущий II

Завершился конкурс в мешках.

6 конкурс

Выбирай прыжки по нраву –

С высоту или в длину,

И толчковой левой, правой

Рви пространства тишину.

Если сильно размахнулся

Оттолкнулся побыстрей,

То считай, прыжок удался

Ты лети в полет смелей

Ведущий I

Сейчас Вы (команды) должны продемонстрировать свои прыжковые способности, такие физические качества как ловкость, быстроту, гибкость. От ваших личных результатов будет зависеть успех ваших команд.

«Прыжок в длину с места».

Все команды строятся в колонну по одному в произвольном порядке у общей линии старта. Первые номера прыгают в длину с места, отталкиваясь двумя ногами одновременно. Замер производится по пяткам первого касания пола. Вторые номера прыгают с места приземления первого и т.д. Места команд определяются по дальности отметок последних (3-х) участников.

Ведущий II

Команды прыгали отлично, задав высокий тон нам состязанием. Сегодня все достойны высшей похвалы, все команды проявили сплоченность и волю к победе. Но во всех соревнованиях есть кто-то лучший. Сейчас попросим судейскую коллегию подвести итоги по шести прошедшим конкурсам (один член из судейской коллегии объявляет результаты).

Ведущий I

7 конкурс

Приглашаются команды на эстафету.

1. Бег с эстафетной палочкой (выполняет вся семья).

2. Бег с гимнастической палкой (бег начинают папы сверху на палке, добегают до стойки, оббегают, возвращаются, забирают маму, затем ребенка).

3. «Каракатица» (упор руками и ногами, спина параллельно полу, передвигаться руками вперед).

4. Ведение «большого» теннисного мяча до отметки и метание мяча в цель.

5. Эстафета «Все сразу» – команды бегут одновременно в полных составах. Участники берутся за руки (или встают в колонну, берутся за пояс) бегут до стойки, оббегают ее и возвращаются к финишу.

Побеждает команда, участники которой, не расцепив руки, первой займут исходное положение. Места команд определяется по порядку финиширования.

Ведущий II

Молодцы! Молодцы!

Быстро бегать – это всем привычно,

С эстафетой справились отлично.

Вы нас всех здесь покорили

Вы силу духа проявили.

Пока судейская коллегия подводит итоги конкурса, пока наши команды дух переведут, отдохнут, а мы посмотрим как болельщики болеют за свою команду.

Ведущий I

Теперь болельщикам заданье. Свою команду поддержите. По одной болельщицы от каждой команды.

8 конкурс

А девочкам через скакалку,

По полминуте прыгать нужно.

Чтоб веселее им скакалось,

Поддержим их хлопками дружно.

Ведущий II

Скакалка, кто ее не знает,

Она расти нам помогает.

Попрыгать Вас я приглашаю,

И свой секундомер включаю.

(по одной девочке от команды одновременно прыгают со скакалкой. Считается количество прыжков за 30 секунд. Побеждает участница, у которой количество прыжков больше)

Ведущий I

Вы грациозно так скакали,

Как будто бабочки порхали.

Спасибо большое болельщицам.

(лучшая прыгунья получает сладкий приз или грамоту)

Ведущий II

9 конкурс

Спортивное соревнованье –

Это то же рисованье.

Ведь спортсмен, он как художник,

Его мир эмоций сложен.

Спорта чудные мгновенья,

Ищут в красках воплощенье.

И друзья мои, сейчас!

Рисовать пора для Вас!

Ведущий II

Я приглашаю «семьи» принять участие еще в одном конкурсе «Угадай, что нарисовано» (участники конкурса получают по два листа с рисунками, изображающим часть спортивного инвентаря. Необходимо дорисовать его).

Ведущий I

Какие Вы замечательные художники.

10 конкурс

Да, очень славно потрудились,

И видно славно утомились.

Однако, что еще придумать,

Чтоб без падений и без шума.

Ага! Есть славная забава

Она придется Вам по нраву.

Ведущий II

Есть у нас одна игра

Вам понравится она,

Выходите на площадку

Стройтесь дружно по порядку.

Пап, мам и ребят

Вызываем на канат.

Ведущий I

Попрошу я, Вас на старт

На прочность испытать канат.

(команды соревнуются в перетягивании каната).

Ведущий II

Последний вид соревнований,

Мы завершили и сейчас

Итог всех наших состязаний,

Пусть судьи доведут до нас.

Ведущий I

(команды для подведения итогов праздника строятся в центре спортивного зала)

И вот подводим мы итоги

Какие не были б они,

Пускай спортивные дороги

Здоровьем полнят ваши дни.

Ведущий II

Пусть юность, дружба, спорт и мир

Всегда шагают с нами рядом.

Кого мир спорта закружил,

Тот смотрит дружелюбным взглядом.

Сегодня стали мы сильнее.

Сегодня стали мы дружнее.

Ведущий I

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущий I

Для подведения итогов слово предоставляется жюри (объявляются итоги в командном зачете спортивного праздника, проводится награждение).

Ведущий I

Спасибо Вам, и до свиданья!

До новых встреч в спортзале этом.

Соединяйте спорт и знанья

И душу грейте добрым светом.

Ведущий II

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования

Обеспечивай успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем – до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Список использованной литературы


    1. САН ПИН РК Дата публикации 05.01.2010. «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях». Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 июля 2003 года № 570. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 сентября 2003 года № 2478

    2. Аденов С.Г. Соотношение общественной и семейной форм нравственного воспитания учащихся. – Алма-Ата: Мектеп, 2004. – 53 с

    3. Аскенова К.К. Вопросы формирования навыка здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями // Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний и укрепления здоровья, 2009. – С. 12-14

    4. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

    5. Баяндинова А.А. Воспитание в структуре учебно-воспитательного процесса. – А., 2011. – 265 с.

    6. Елемесов П.О. 5.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия Специальная педагогика // Абай атындағы ҚазҰПУ-дың хабаршысы. Арнайы педагогика сериясы, 2009. – С. 12-15

    7. Курмангазинов А.Е. Здоровье школьников. Актуальные проблемы // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана // Қазақстан Педагогикалық Ғылымдар Академиясының хабаршысы, 2010. – С. 16-22

    8. Колонина В.С. Состояние здоровья детей и подростков в Республике Казахстан (статистические данные) // Валеология, физвоспитание и спорт. – 2006. – № 3. – С. 26-27

    9. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. – М., 2002. – 176 с.

    10. Молдаханова О.О. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы // Валеология, физвоспитание и спорт. – 2008. - № 4. – С. 13-16

    11. Омарова Е.П. Здоровьесберегающие технологии в условиях коррекционной школы. Эксперимент // Вестник КазНПУ им. Абая. – 2011. – 123 с.

    12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога, Алма-Ата: Мектеп, 2002. – 102 с

    13. Сулейменова О.А. Все о здоровье школьника // Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана, 2008. – С. 26-28

    14. Садвакасова Р.Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе // Валеология, физвоспитание и спорт. – 2009. - № 5. – С. 11-17

    15. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Нравственное воспитание школьников. – И., 2003. – 158 с.

43