Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна изглавных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.
Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Цели и задачи минутки чистописания теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.
Минутки чистописания нужно начинать с посадки.
ноги – главная точка опоры. Они не должны висеть, можно подставить скамеечку;
руки – лежат на столе, локоть пишущей руки не должен свисать.
спина прямая, голова немного наклонена вперед;
глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;
плечи горизонтальны, на одном уровне;
Ручку держим тремя пальцами. Она лежит между средним и большим пальцами, а указательный прижимает её сверху. Если ребёнок правильно держит ручку, он может поднять указательный палец и ручка не выпадает из руки.Тетрадь должна лежать правильно, уголок упирается в живот.
Для получения высокого эффекта необходимо соблюдать общие требования ко всем минуткам чистописания:
1. От урока к уроку степень трудности упражнений постепенно возрастает.
2. Содержание упражнений связывается с изучаемыми темами русского языка, что позволяет повысить эффективность их усвоения.
3. Каждое задание предусматривает активную речемыслительную деятельность школьников, в процессе которой ими создается рассказ-рассуждение, рассказ-умозаключение, дающие представление о предпринятых учеником действиях по нахождению буквы, предназначенной для письма.
Методические рекомендации по проведению минуток чистописания
1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при поведении всех уроков;
2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников;
4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий.
5. Сделать минутки чистописания универсальной частью урока.
6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.
Естественно, выработать у учащихся каллиграфическое письмо в короткий срок невозможно. Для этого требуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.
1 класс:Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
2 класс:Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.
3 класс:Закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.
4 класс:Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.
Виды заданий.
каллиграфия | фонетика | орфография |
1.Разукрашивание частей рисунка с заданной буквой. |
1.Найди букву и назови звуки. |
1.Письмо с проговариванием. |
2.Конструирование буквы из проволоки, пластилина, ниток, палочек. |
2.Найди звук в словах. |
2.Письмо с комментированием. |
3.Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. |
3.Что лишнее? |
3.Заучивание правил с помощью игровых приёмов. |
4.Штриховка по заданию. |
4.Работа со словами, имеющими одинаковые буквы, обозначающие разные звуки. |
4.Орфографические минутки (слово + проверочное) |
5.Прописывание элементов букв. |
5.Рифмованные предложения и тексты. |
5.Подбор родственных слов (группы) |
6.Прописывание буквы и соединений с другими буквами. |
6.Запись транскрипций звуков, слов. |
6.Составление таблиц, алгоритмов, схем- опор. |
7.Прописывание узоров без отрыва по кальке, по образцу. |
7.Запись слов по данной транскрипции. |
7.Работа по перфокартам. |
8.Прописывание буквы в сочетании с узором. |
8.Фонетический разбор. |
8.Текст с «окошечками» |
9.Прописывание слогов и слов. |
9.Слуховые диктанты. |
9.Текст. Найти орфограммы. |
10.Прописывание букв и слов с данной буквой. |
10.Артикуляционные зарядки. |
10.Текст для красного карандаша (с ошибками) |
11.Прописывание с заданиями:Что лишнее? Что общего? Чем отличаются? Добавь до целого. Составь из частей. |
11.Фонетические задачи. |
11.Мини – диктанты: (предупредительный, объясни-тельный, комментированный, выборочный, свободный, творческий, с обоснованием, словарные). |
12.Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. |
12.Слоговые аукционы. |
12.Разбор слов по составу. |
13.Списывание с письменного текста- образца. |
13.Звук заблудился. |
13.Орфографические игры. |
14.Письмо образца для товарища. |
14.Чистоговорки. |
14.Орфографические задачи. |
15.Самооценка, самоанализ, выбор лучшего образца. |
15.Скороговорки. |
15.Творческие работы. |