Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»
Методическая разработка урока с использованием ИКТ
Систематизация и контроль знаний по теме
«Первоначальные химические понятия».
Автор: Козлова Татьяна Ильинична,
учитель химии биологии
E-mail: kti_kozlova@mail.ru
2015 г.
Пояснительная записка
Данный урок решает задачи систематизации, контроля и коррекции знаний по теме « Первоначальные химические понятия».
На уроке реализуется технология мыследеятельности, через проект «Алфавит». Данная форма работы используется мною неоднократно и даёт положительные результаты. Уроки, с использованием данной технологии, позитивны, объективно отражают знания учащихся.
Порядок реализации технологии:
учащиеся должны ответить на предложенные вопросы (знание терминов, явлений, предметов). Ответ начинается с соответствующей буквы алфавита. К буквам, к которым не найдено соответствующих понятий, подбираются супервопросы. Данная технология применима к любому учебному предмету, а также может быть интегрирована. Её можно использовать как в процессе обучения (например: систематизация и контроль знаний, а также при изучении нового материала), так и во внеклассной работе.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная (в зависимости от темы и целей урока).
Задача учащегося: заработать как можно больше баллов, тем самым обеспечить себе максимально высокую оценку. Исправления в работе не допускается, так как влекут за собой снятие соответствующих баллов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на данном уроке через сочетание вопросов, имеющих разный уровень сложности.
Данный проект может быть создан учителем, а может – в коллективном сотрудничестве учителя и учащихся. Детям можно предложить сформулировать свои вопросы к соответствующим буквам алфавита, выбрать лучшее и создать общий проект, результат которого – ещё более успешное прохождение тестирования.
Коррекция знаний заключается в том, что озвучивая правильные ответы, учитель тем самым восполняет образовавшиеся пробелы.
Если остаётся время, то учащимся можно предложить связать воедино несколько терминов и дать развёрнутый ответ (используется технология смыслотворчества, формируются коммуникативные и познавательные УУД).
Тема урока: Систематизация и контроль знаний по теме
«Первоначальные химические понятия».
Тип урока: урок систематизации, контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Цели и задачи:
- формирование познавательного интереса к предмету химия, через игровые формы проведения урока;
- выявить уровень усвоения темы «Первоначальные химические понятия»;
- выявить способность применять полученные знания и умения на практике;
- создание атмосферы здоровой конкуренции между учащимися, основанной на
мотивации « престиж отметки»;
- устранить пробелы в знаниях.
Форма проведения: - конкурс (нестандартная форма систематизации и контроля знаний, через реализацию технологии алфавит);
Методы: репродуктивный (воспризведение ранее полученных знаний), исследовательский (практикум), объяснительно – иллюстративный ( вербальное общение, презентация).
Оборудование: ноутбук, мультимедийный аппарат, штативы для пробирок, пробирки, реактивы: р-р серной кислоты, вода; индивидуальные листы успешности (приложение №1), лист ватмана с нарисованной мишенью, маркеры.
Литература:
-учебник Химия 8кл.; авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: «Просвещение» 2011 г.;
- пособие для учителя «Самостоятельные работы по химии», авторы Р.Г. Иванова. Т.З.Савич, И.Н. Чертков. М.: «Просвещение» 1982 г.;
- пособие для педагогов «Современные технологии педагогического процесса», автор Кашлев С.С., Минск «Вышэйшая школа» 2002 г.
- пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова, М.: изд-во «Просвещение» 2014г.
Критерии успешности урока: (записаны на доске)
Общее количество баллов – 21,5
21,5 – 20 – «5»
19 – 16 – «4»
15 – 10,5 – «3»
меньше 10,5 баллов –«2»
Технологическая карта урока
Этап занятия | Действия учителя | Действия учащихся | Результаты |
1.Организационный момент | сообщает тему и форму проведения урока, а так же ожидаемые результаты: -показать знание предметной терминологии; -умение решать задачи интеллектуального и творческого характера; | слушают учителя, задают вопросы, уточняющего характера | мотивация учащихся на успешное прохождение контрольного тестирования (мотивация достижения); на данном этапе формируются следующие УУД: 1.Личностные: личностное самоопределение (Я-будущее) –прогностическая самооценка ; |
2.Этап реализации интеллектуальных и творческих способностей | -учитель зачитывает вопрос, правильность ответа будет определена на этапе подведения итога. | учащиеся выполняют предложенные задания | формируются следующие УУД: 1.Личностные - универсальные этические принципы: равенство прав учащихся, уважение достоинства человека как личности; 2.Коммуникативные: -общение и взаимодействие (слышать и слушать учителя); 3.Познавательные: -умение видеть проблему; -умение давать определения; -умение делать выводы и умозаключения; -умение классифицировать; 4. Регулятивные: -способность к саморегуляции (самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость). |
Буквы алфавита | вопрос | ответ |
А (0,5балла) | Химически неделимая частица. | атом |
Б (0,5балла) | Химический элемента относительная атомная масса которого равна 137 а.е.м. | барий |
В (0,5балла) | Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определённое число атомов другого химического элемента. | валентность |
Г (0,5балла) | Агрегатное состояние вещества. | газ |
Д (0,5балла) | Один из способов разделения однородной смеси | дистилляция |
Е-Ё (супервопрос) (1 балл) | ПДК хлора в питьевой воде 0,5 мг./л. В источнике А оказалась концентрация хлора – 0,9 мг./л., а в источнике Б 0,2 мг./л. Из какого источника вы будете брать воду для питья. | источник Б. |
Ж (0,5балла) | Латинское название этого химического элемента читается как «Ferrum» | железо |
З (0,5балла) | Его появление, считается признаком химической реакции. | запах |
И (0,5балла) | Физическое явление характерное для воды. | испарение |
Й (супервопрос) (1балл) | В каком химическом соединении фосфор имеет валентность равную III а) PH3 б) P2O5 в) H3PO4 |
К (0,5балла) | Число, стоящее перед химической формулой. | коэффициент |
Л (0,5балла) | Этот учёный - утверждал, что тела состоят из корпускул (молекул), а в состав корпускул входят элементы (атомы); -сформулировал положения атомно-молекулярного учения; - создал первую в России химическую лабораторию; | Ломоносов М.В. |
М (0,5балла) | Единица измерения количества вещества. | моль |
Н (супервопрос) (1балл) | В ряду химических веществ – кислород, озон, метан, алмаз – число простых и сложных веществ соответственно равно: 1) 2 и 2 2) 1 и 3 3) 3 и 1 | 3. |
О (0,5балла) | Реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями. | обмена |
П (0,5балла) | Вещества, образованные атомами одного вида. | простые |
Р (0,5балла) | Тип данной реакции: 2KClO3 → 2KCl + 3O2 | разложения |
С (0,5балла) | Лабораторное оборудование, которое используют для нагревания веществ. | спиртовка |
Т (супервопрос) (1балл) | Какое утверждение является неверным: 1.Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица. 2. Чтобы погасить пламя спиртовки, его необходимо задуть. 3. Нельзя сливать отработанные реактивы в раковину. | 2. |
У (0,5балла) | Этот химический элемент является основой графита и алмаза. | углерод |
Ф (0,5балла) | Условная запись состава вещества посредством химических знаков и символов. | формула |
Х (0,5балла) | Наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. | химия |
Ц (супервопрос) (1балл) | Физическим явлением не является: 1) плавление свинца; 2) испарение воды; 3) ржавление железа. | 3. |
Ч (0,5балла) | Общее между атомами и молекулами | частицы |
Ш (супервопрос) (1балл) | Какие индексы верны для формулы ClxOy , в которой валентность хлора равна VII: 1) x = 2, y = 7 2) x = 3, y = 4 3) x= 2, y = 5 | 1. |
Щ (вопрос-задача) (1балл) | Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. | вода |
Ъ – Ь (супервопрос) (1балл) | Чему равна сумма коэффициентов в уравнении: Fe2O3 + H2→Fe + H2O 1) 9 2) 12 3) 4 | 1. |
Ы (практикум) (2балла) | Проделайте опыт: медленно, тонкой струёй, влейте серную кислоту в воду. Какие выводы вы можете сделать? 1) 2) | 1)выделяется тепло, пробирка нагревается; 2) происходит химическая реакция. |
Э (задача) (2балла) | В реакции участвует оксид азота (I) количеством вещества 0,1 моль. Вычислите массу оксида азота (I), соответствующую этому количеству вещества: 1) 3, 2г.; 2) 0,1г.; 3) 4,4г. | 3. |
Ю (этап подведения итогов и коррекции знаний) | Учитель озвучивает правильные ответы и цену ответа (демонстрируется образец листа успешности) – приложение №1 | учащиеся в соответствующей графе выставляют баллы, подсчитивают общий балл, определяют процент выполнения работы, выставляют себе оценку | УУД: 1.Личностные: личностное самоопределение (Я-реальное) – ретроспективная самооценка по итогу урока; |
Я (этап рефлексии) | Технология «Мишень»: три круга -10, 5, 0 баллов. Поле мишени делится на четыре сектора: -деятельность учителя; -деятельность учащихся; - форма проведения; - содержание. Учащиеся маркерами «стреляют» в мишень -10 баллов – высокая оценка -5 баллов – средняя оценка -0 баллов – низкая оценка | 1.Регулятивные УУД: -формирование опыта рефлексии; -способность к самоконтролю, понимание самоэффективности и эффективности урока. |
Д.з. : самостоятельно обозначить конкретные затруднения по пройденной теме, предложив план их устранения. |
Лист успешности
8 класс
Тема: «Систематизация и контроль знаний по теме «Первоначальные химические понятия».
Цель: знание базовых понятий темы.
Задача: показать уровень усвоения данной темы, максимально точно ответив на поставленные вопросы.
Подсказка: ответ начинается с соответствующей буквы алфавита.
Фамилия, имя учащегося________________________
Прогностическая самооценка__________
буква алфавита | ответ | цена ответа (в баллах) | заработанный балл |
А | | 0,5 | |
Б | | 0,5 | |
В | | 0,5 | |
Г | | 0,5 | |
Д | | 0,5 | |
Е - Ё | | 1 | |
Ж | | 0,5 | |
З | | 0,5 | |
И | | 0,5 | |
Й | | 1 | |
К | | 0,5 | |
Л | | 0,5 | |
М | | 0,5 | |
Н | | 1 | |
О | | 0,5 | |
П | | 0,5 | |
Р | | 0,5 | |
С | | 0,5 | |
Т | | 1 | |
У | | 0,5 | |
Ф | | 0,5 | |
Х | | 0,5 | |
Ц | | 1 | |
Ч | | 0,5 | |
Ш | | 1 | |
Щ | | 1 | |
Ъ- Ь | | 1 | |
Ы | | 2 | |
Э | | 2 | |
Ю | Ретроспективная самооценка (Я –реальность) | |
Я | 1) стрельни в мишень 2) ухожу с урока с настроением (нарисуй соответствующий смайлик) | смайлик: |