С-О. Систематизация и обобщение по изученным орфограммам в имени прилагательном
Цель:
- систематизировать и обобщить изученные орфограммы в прилагательном,
- закрепить навыки правильного написания прилагательных с изученными орфограммами,
- развивать умение работать в группе и самостоятельно,
- учить видеть и слышать орфограмму,
- воспитывать уважение к родному краю и русскому слову.
Ход
1. Фронтальный опрос:
- Как пишется НЕ с прилагательными?
- В каком случае надо писать одну Н в прилагательных? Исключения?
- Когда надо писать НН? Исключения?
- Когда после шипящих надо писать в суффиксах и окончаниях О, а когда Е?
- Как определить, когда надо писать суффикс К, а когда СК?
- Как определить, когда надо писать сложное прилагательное слитно, а когда через дефис?
- Нужно ли в кратких прилагательных писать Ь?
2. Составление таблицы «Орфограммы в имени прилагательном» (работа в группах)
Орфограмма | Примеры |
Слитное и раздельное написание с НЕ | НЕвежественный, НЕдалёкий, НЕ далёкий, а близкий |
Н и НН | ВоробьИНый, обществЕННый |
Отсутствие Ь после шипящих в краткой форме | Тощ, рыж |
Буквы О и Е в суффиксах и окончаниях после шипящих | ЕжОВый, вещевой, чужОЙ, хорошЕГО |
Суффиксы К и СК | городСКой, близКий |
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | Черноволосый, чёрно-белый |
3. Игра «Третий лишний» (по рядам, у доски по ученику от этих рядов)
Морж..вый (клык), холщ..вая (рубаха), плеч..вой (пояс).
(Газ) горюч(?), плащ (?) (от дождя), (инженер) сведущ(?).
Ветре..ый, правительстве..ый, торжестве..ый.
Бело(?)снежный, бело(?)розовый, бело(?)лицый.
Казах(ск,к)ий, ткац(ск,к)ий, казац(ск,к)ий.
(Не)глубокий, а мелкий, (не)весёлый, совсем (не) грустный.
4. Запиши правильную орфограмму – только орфограмму!
Например: тощ..го гуся – Е, мёд тягуч(?) нет Ь, лу..ая дорожка – НН,
темно(?)красный – --- (ДЕФИС), (не)счастный – +(СЛИТНО), уз(ск,к)ий- К-,
(не)плохой – /(РАЗД).
1. Кипуч(?) НЕТ Ь 6. безветре..ый НН
2.революцио..ый НН 7. француз..ий СК
3.холщ..вый О 8. ничуть (не)смешной /
4.(не)приветливый + 9. свеж..го Е
5. горько(?)солёный --- 10. скольз..ий К
5. Игра «Корректоры» (Эстафета)
Зловещь, блестящь, дремучь. Общественый, гусинный, песчянный. Северовосточный, кислосладкий, шахто -строительный. Не понятный, отнюдь несложный. Мерзскийй, узский.
Хорошого, чужёй, широкоплечь, хорошь шипучь.
Туманый, картиная, зелённый, полотнянный, деревяный, ветренный, не лепый, негорький, а сладкий. Брацкий, молодецский.
6. Игра «Да-НЕТка»
1. Большой - с О? (да)
2. Трудолюбивый - через дефис? (нет)
3. Колюч - с Ь ? (нет)
4. Вовсе (не)уютный - раздельно? (да)
5. Донецкая - суффикс СК? (нет)
6. некрасивый - НЕ раздельно? (нет)
7. Комариный - с одной Н? (да)
8. Светло- русый - ЧЕРЕЗ ДЕФИС? (да)
9. Тыквенная - с одной Н? (нет)
10. Немецкий - суффикс К? (да)
7. Слово учителя.
Теперь, я надеюсь, вы справитесь с контрольной работой. Орфограммы в прилагательных вы повторили и попробовали себя и в роли учеников, и в роли корректоров. Я желаю вам успеха при выполнении контрольной работы.
2