СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация материала по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизировать знание о закономерностях последовательного и параллельного соединение проводников.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация материала по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»»


Алматинская область

Каратальский район

Средняя школа М. Горького с ДМЦ








Систематизация материала по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»

(Открытый урок)











Учитель физики: Толкимбекова А.К





















Тема: Систематизация материала по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников»

Цель: систематизировать знания о закономерностях последовательного и параллельного соединений проводников.

Задачи: прививать учащимся умение видеть эквивалентную схему, используя забавные схемы-рисунки; развивать творческие способности учащихся, на основе минипроектов; использование электронного тестирование; формировать культуру общения;

Оборудование: презентация, тесты, ватман, фломастеры, таблицы, раздаточные материалы.

Инновационные технологии: использование ИКТ, работа в группах, составление «кластера» и его защита, работа в парах,рефлексия.

Ключевые цели урока

Деятельность на уроке

Результаты урока - что должны знать и уметь учащиеся

Оценивание, в том числе и оценивание для обучения

Последовательное и параллельное соединение проводников.

- Учащиеся прорабатывают текст учебника и отвечают на вопросы. После завершения работы собираются в группы и заполняют сравнительную таблицу. Каждая группа презентует работу.

- Учащиеся получают задачи, которые прорешивают, после завершения работы собираются в экспертные группы и проводят взаимопроверку.

Учащиеся должны знать: -законы последовательного соединения;-законы параллельного соединения.Учащиеся должны уметь:- распознавать вид соединения и рассчитывать неизвестные величины.

Рефлексия:

Учащиеся дописывают начатые фразы вопросы:

«На уроке мне было…» (трудно, но интересно, трудно, легко).

«Считаю, что я…» (поработал хорошо, не очень удовлетворен своей работой, мог бы быть активнее; я совсем неудовлетворен своей работой).

План урока:

  1. Вводная часть. Сообщение учителя.

  2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

  3. Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация,   объяснение нового материала,  работа с таблицей.

  4. Закрепление изученного материала.  Работа с презентацией. Решение задач.

  5. Подведение итогов, домашнее задание. Сообщение учителя

  6. Рефлексия

У: Сегодня у нас немножко необычный урок. Необычность в том, что на уроке присутствуют мои коллеги. Но мы с вами, как и всегда работаем в том, же режиме и в том, же темпе. И ещё я хочу, чтобы сегодня на уроке пищу получил не только ваш ум, но и ваше сердце и душа.

Цель нашего урока: систематизация знаний о закономерностях последовательного и параллельного соединений проводников. Будьте внимательны.

Запишем тему урока: Последовательное и параллельное соединения проводников (систематизация знаний)

Прежде чем приступим к систематизации знаний, покрутим «колесо истории».


Вспомним закон, который является основой всей электротехники постоянных токов.

  • Что это за закон? (Закон Ома)

  • Как он читается? (Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному к нему напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка)

  • Какое значение он имеет? (1.Закон Ома для участка цепи определяет силу тока на участке цепи при заданном напряжении между его концами и известном сопротивлении. 2. Он также позволяет рассчитать тепловые, химические и магнитные действия тока, так как они зависят от силы тока)

  • Что вытекает из закона Ома? ( Из закона Ома вытекает, что замыкать обычную осветительную сеть проводником малого сопротивления опасно. Может возникнуть короткое замыкание)

Краткая историческая справка:

Закон Ома был открыт 1827 году, в своей работе Ом шел от опыта к теории, от теории к опыту.


Последовательное и параллельное соединения проводников:


Последовательное
соединение

Параллельное
соединение

Схема



Сила тока



Напряжение



Сопротивление



На слайде появляется таблица, учащим раздаю задание по парам, затем обсуждается в группах и составляется «кластер».











Обсуждается последовательное и параллельное соединение проводников.

А сейчас вам предстоит выполнить групповую форму работы.

Вы должны составить «кластер» и защитить его. 1 группа – работает по последовательному соединению проводников; 2 группа – параллельное соединение проводников. (Время работы 10мин) Приступайте!

А пока группы составляют кластер, мы пригласим капитанов команд на следующее задание. Нужно ответить правильно на 10 вопросов теста.Удачи!

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!

А теперь предоставим слова командам : 1команда- Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2

  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается параллельное соединение проводников.


2 команда-Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях:

I = I1 + I2

  • напряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: .

Благодарю! С этим заданием вы справились успешно!


Следующее задание группам, 1- группе преимущества соединение, а 2-группе недостатки соединение. (разработать минипроект –10 мин).

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Закрепление изученного материала.

Вопросы для взаимопроверки: индивидуальная работа учащихся, затем

поменялись бланками ответов с соседом по парте и осуществили взаимопроверку.

1. При каком соединении проводников конец одного проводника соединяется с началом другого?

2. Схема какого соединения ламп показана

на рисунке?

3. Чему равна сила тока в последовательно

соединенных потребителях?

4. Чему равно напряжение на всём рассматриваемом

участке цепи?

5. Чему равно общее сопротивление цепи?

Критерии оценки (выведены на слайде): за каждый правильный ответ ставим по 1 баллу

1. При последовательном

2. Последовательного

3. I = I 1= I 2

4. U = U 1+ U 2

5. R = R 1+ R 2

И так, ребята, решили ли мы проблему, которую поставили перед собой в начале урока? Да, конечно. А что нам нужно для того, чтобы успешно применять свои знания на практике? Верно. Научится использовать их в модулируемых ситуациях, то есть при решении задач.

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации. Первичное закрепление – решение задачи, самостоятельная работа в группах. (Защита презентации учащихся).

Задача №1

Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1=5 Ом, R2=3Ом.



Задача№2

Два резистора, сопротивление которых 20 и 30 Ом, включены в электрическую цепь напряжением 24 В. Какова сила тока в этой цепи при параллельном соединении резисторов?

R1



R2

Критерии оценки решения задачи (выводятся на слайде):

  • краткая запись условия -0,5 б;

  • использование физической символики -0,5 б;

  • запись единиц измерения и перевод их в СИ – 0,5 б;

  • нахождение и запись необходимых табличных и постоянных величин – 0,5 б;

  • запись формул – 0,5 б;

  • вывод расчётной формулы – 1 б;

  • вычисления – 1 б;

  • анализ полученных результатов – 0,5 б.

Молодцы! Вы здорово сегодня поработали.

Осуществите самооценку.

Бланк оценки

Фамилия, имя _____________________________


Этапы урока

Полученные баллы


Вопросы для взаимопроверки


Задача


Итого


Отметка



Критерии оценки за урок (выведены на слайде):

  • Набрали в сумме 8-10 баллов поставьте себе оценку 5

  • Набрали в сумме 5-7 баллов поставьте себе оценку 4

  • Набрали в сумме 2-4баллов поставьте себе оценку 3


Итог урока. Оценки.Вывод урока. Задачи урока успешно решаются благодаря тому, что его структура включает трёхкратное рассмотрение основных вопросов учебного материала. В начале урока изучаем теоретический материал. Затем выводы учащиеся сами получают на основе демонстрационного эксперимента. И решают задачи.


Рефлексия.

Рефлексия учебной деятельности.

    • Что узнали на уроке? (как нужно включить в цепь потребители, чтобы они могли работать независимо друг от друга)

    • Чему научились? (записывать количественные зависимости между величинами характеризующими электрический ток при параллельном соединении проводников)

    • Как применили полученные знания? (применили полученные знания в решении модулированной ситуации)

    • Как вы оцениваете свою деятельности на уроке?



5.Домашнее задание:  § 41 упр 20 (1,2,4)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!