Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе» в рамках формирования информационно-коммуникационных навыков.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует современную школу на достижение качественно иных результатов, позволяющих человеку успешно социализироваться в обществе, используя знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения и воспитания. Переход на ФГОС ООО требует от учителя серьёзного осмысления основных понятий и ведущих идей нового образовательного стандарта, пересмотр целого ряда педагогических позиций и установок, в частности, переход с традиционной (знаниевой) парадигмы обучения на личностно ориентированную, деятельностную.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся
Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
Таким образом, само время диктует использовать в практике учителя ЭОР с целью повышения мотивации обучающихся, повышения качества образования, развития самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Современные технические средства прочно вошли в нашу жизнь, изменили подход к образованию, изменили работу учителя в целом. Наряду с традиционными формами обучения информационные образовательные технологии заняли свое место в образовательном процессе. Мы обучаем сейчас поколение, родившееся «с сотовыми телефонами в руках». Эти дети готовы работать на уроках с компьютерами, планшетами, мгновенно находить, передавать и принимать информацию в сети Интернет. Учителю остается лишь быть проводником знаний, помогать ориентироваться в мире информации, учить отбирать нужную среди безграничного моря информации. Дети привыкают осваивать учебный материал при помощи компьютера, проверять уровень компетенций, получать за свой учебный труд отметку независимого, объективного экзаменатора – компьютера.
Что же такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Оснащенность кабинетов в настоящее время помогает учителю использовать ЭОР в учебной деятельности.
Существует ряд факторов, указывающих на необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Они, например, позволяют эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся. ЭОР повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность ребят, развивают их творческий потенциал.
Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.
Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Работа со схемами, таблицами, презентациями позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, ауди- и видеороликов урок делают интереснее (прослушанное стихотворение в исполнении известного актера интереснее привычной речи учителя и одноклассника).
Задачи, которые стоят перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как языковой личности. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Работа с использованием ИКТ может проходить по следующим направлениям:
использование готовых программных продуктов;
работа с программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel; работа с ресурсами Интернет.
Материал для уроков могут находить сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, на дисках «Фраза», «Энциклопедия русской литературы», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Русский язык. 1С Репетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы»). Использование такого материала помогает формированию информативной компетенции учащихся.
Эти и другие электронные материалы помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:
• наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в таблицах, интерактивных схемах;
• работать с гипертекстовыми определениями и правилами;
• наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;
• искать решение задач, сопровождающих интерактивные тексты;
• моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;
• коллективно выполнять электронные задания и тесты;
• вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со справочниками;
• готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и разнообразный иллюстративный материал.
Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.
Объяснительно-иллюстративные методы. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.
Репродуктивные методы. Данная группа методов предполагает использование учителем ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются:
практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.
Учитель использует ЭОР НП для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.
Методы проблемного изложения изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического типов) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.
В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.
Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.
Частично-поисковые методы. Данная группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:
информационных ЭУМ, содержание которых носит проблемный характер;
практических ЭУМ, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
контролирующих ЭУМ, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирование многоаспектного осмысления явлений.
Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.
Содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.
Исследовательские методы. ЭОР НП используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей:
самостоятельное изучение материала;
организация и проведение лабораторных и практических работ;
написание учащимися исследовательских работ;
создание учебных проектов;
организация учебных игр.
Что касается исследовательской работы – ЭОР позволяют не только самостоятельно изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.
Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.
Применение ЭОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет:
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.
Использование ЭОР на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:

Чаще всего в своей работе использую презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным средством.
http://www.fipi.ru/, https://rus-ege.sdamgia.ru/.
Использую в работе электронные таблицы, с их помощью дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. К тому же одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы.
Ещё одна разновидность электронных средств обучения – электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.
Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на все каналы восприятия человека, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Самым распространённым инструментом, поддерживающим динамичное взаимодействие учителя и учащихся на уроке, в настоящее время является электронная интерактивная доска. Она позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него всю аудиторию. Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют активность на уроках. Наглядные материалы, видеофрагменты обеспечивают всеобщее внимание и понимание. Исследования подтверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и ИКТ отвечают этим требованиям.
«Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь», - это высказывание Максима Горького верно на все времена. Учиться нужно всегда. Учитель, который не боится нового, развивается, всегда будет помощником и наставником своему любознательному ученику. И таких учителей и учеников, к счастью, немало.
Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:
программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;
задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными;
есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;
в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомый термин, воспользовавшись системой "Справочник",
программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление,
дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения,
благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу,
особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением навыков грамотного письма у обучающихся. Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает,
в обучающих программах использованы разнообразные формы наглядности, демонстрируется не только статичная информация, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика.
Адреса полезных сайтов:
http:/ school-collection.edu.ru / - Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе.
http://www.shpl.ru – полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,
огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru),
http://gramota.ru/ - можно обратиться к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей можно пользоваться предлагаемыми интерактивными диктантами,
набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),
http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,
http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,
http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека (полнотекстовая электронная мобильная библиотека),
http://prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,
http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 – проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты.
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru — «Филологический портал». http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-инфор-мационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка», изучение русского языка в игровой форме.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
Богатую коллекцию к урокам проблемного обучения можно найти на сайтах www.school-collection.edu.ru, www.fcior.edu.ru.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Курс видеолекций по русской литературе 20 века «XX век – глазами российский поэтов» (автор – О. Парамонов).
«Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы – А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).