СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системно – деятельностный подход как механизм достижения детьми с ОВЗ качественно новых результатов образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Просмотр содержимого документа
««Системно – деятельностный подход как механизм достижения детьми с ОВЗ качественно новых результатов образования»»

МБОУ «Гимназия №18» город Алексин Тульская область















«Системно – деятельностный подход

как механизм достижения детьми с ОВЗ

качественно новых результатов образования»



Санталова Майя Николаевна,

учитель начальных классов,

высшей категории





















2016г.



​ Системно - деятельностный подход как механизм достижения детьми с ОВЗ качественно новых результатов образования.

Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Я работаю в школе, которая называется «гимназия». В нашей школе учатся дети с заболеваниями ЖКТ, сахарным диабетом, дети-инвалиды. Гимназией разработана коррекционная программа на основе системно - деятельностного подхода, которая предполагает, что ученик несмотря на свое заболевание получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения обучающихся, не имеющих ограничения по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Программа направлена на решение образовательных потребностей как общих для всех обучающихся, так и специфических.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с инвалидностью младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивает:

- предания результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образования на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В условиях инклюзивного образования можно использовать такие технологии системно-деятельностного подхода, как:

- предметно-практическая деятельность;

- работа с Монтессори-материалом;

- театрализованная деятельность;

- работа с портфолио;

- песочная игротерапия;

- танцевально-двигательные техники;

- проектная деятельность и другие.

На уроке, когда используется наглядность, необходимо каждому ребенку дать потрогать, погладить, примерить, приставить и т.д.

Системно-деятельностный подход использую на уроках математики:

- при изучении геометрического материала (мнем из газет геометрические фигуры), - при изучении единиц массы, длины (измеряем метром, линейкой, шагами), - при решении задач, составлении краткой записи к задачам на кратное и разностное сравнение (выполняем рисунки, используем раздаточный наглядный материал), - при чтении текстов находим в тексте числа и цифры и выписываем их в тетрадь.

На уроках письма и развития речи: - при составлении словарика со словарными словами – вырезаем и наклеиваем «опасную» букву или рисуем ее в виде разных сказочных героев и предметов, - составляем рассказы – придумки из жизни любимых игрушек, домашних животных, - прописываем элементы букв и соединений сначала «на манке», а затем в тетради.

Но значительно чаще системно-деятельностный подход использую на уроках СБО, (социально-бытовой ориентировки), которые являются неотъемлимой частью занятий по внеурочной деятельности. Данные уроки направлены на развитие универсальных учебных действий, подготовку детей с физической недостаточностью, с ослабленными умениями приспосабливаться к социальным требованиям общества, на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, к труду, учитывая специфику их заболевания. Для социализации детей инвалидов необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, социально-бытовых навыков.

Все это мы формируем на занятиях по внеурочной деятельности «Школа креативного мышления». Программа рассчитана на 4 года. Каждый год новое направление. Во 2 классе изучаем мир человека (автор программы Сетлана Гин). В центре предлагаемого курса «Мир человека» - ученик 7-8-летнего возраста, с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями, проходящий свой путь: от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь полон острых противоречий.

Вот некоторые темы затрагиваемые курсом:

Как устроен человек?

Болезни.

Что такое здоровый образ жизни.

Конфликты.

И так далее.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Большая работа проводится по изучению техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электроприборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, стеклянной посудой, кипятком, умение оказать первую медицинскую помощь, знать, к какому врачу когда обратиться, уметь приготовить простой бутерброд и правильно заварить чай, сварить компот, уметь пользоваться банкоматом и банковской карточкой, знать в какую организацию с какой проблемой можно обратиться, умение написать заявление, объявление, подписать конверт и многое другое, так необходимое в жизни.

Например, тема «Личная гигиена» изучается на протяжении всего обучения ребенка в школе. В 1 классе повторяем, как правильно мыть руки, как ухаживать за зубами, разучиваем гимнастику для глаз. Во 2 классе учимся ухаживать за ногами, ногтями на руках и ногах, об использовании косметических средств, говорим о закаливании, составляем все вместе памятку о сохранении зрения.

В 3 классе говорим об уходе за кожей лица, о том, какие средства нужно использовать, как ухаживать за волосами, какими шампунями и средствами пользоваться.

В 4 классе учим способам укрепления здоровья (солнце, воздух и вода).

Все это вышесказанное тесно связаны с уроками чтения, письма, математики, труда, окружающего мира. Данная работа логически выстраивается таким образом, что урочная, внеурочная, внеклассная работа направлена на создание единого пространства по формированию ученика, как личности, способной жить и творить в современном обществе.

Поэтому системно-деятельностный подход при работе с детьми инвалидами и ОВЗ это эффективный механизм достижения качественно новых результатов образования.


Список литературы по теме: "Системно-деятельностный подход как механизм достижения детьми с ОВЗ качественно новых результатов образования "



1.     Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс]. – 56 с. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной-модернизации-образования-с-приложениями.doc (дата обращения 25.03.12)

2.         Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу. - Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4, 2012.

3.         Живокоренцева Т.В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций. - Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4, 2012.

4.      Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента. - Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №2. - URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_v_razdel_sobytiya.pdf (дата обращения 25.09.12)

5.        Петрова М.А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании. – Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической  Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12

6.   Матриалы витруального вкруглого стола Интернет-конференции "Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации" .  URL:  http://belca.islu.ru/course/view.php?id=1046 (дата обращения 25.05.12)