СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход – это метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

    Цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Для  достижения этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

   Сегодняшний ученик – это ученик с  особым менталитетом, своими  взглядами  на изучаемый материал, имеющий  свой субъективный опыт. Конечная  цель современного педагога  Сформировать у ученика  умение и желание учиться всю жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания.»

Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания.

Системно-деятельностный подход – это метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Для достижения этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Сегодняшний ученик – это ученик с особым менталитетом, своими взглядами на изучаемый материал, имеющий свой субъективный опыт. Конечная цель современного педагога Сформировать у ученика умение и желание учиться всю жизнь.

Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.

Современные исследования показывают, человек запоминает до 80% нового материала если он сам заинтересовался проблемой (темой), сформулировал его и развил, до 20% если это преподнести ему в виде устного рассказа.

Система образования складывается из двух позиций : рациональная учителя и эмоциональная учащегося и в идеале, когда эмоциональное восприятие окружающего мира преобразуются в рациональные знания и умения. Этот переход требует большого опыта или «искры божьей» у педагога.

На своих уроках упор делаю на то, что в современном мире «… знания – это капитал» позволяющая получить престижную, высокооплачиваемую работу. Способы получения этих знаний различные. Начал практиковать написание небольших рассказов (10 – 12 предложений) « Я попал в древний …». Пока одни сказки с редкими перечисление фактов и попытками анализа и я их выделяю и отмечаю учащегося. Функция учителя носит направляющий и корректирующий характер.

На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий.

Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении строится как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. При изучении темы «Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии», учащие сравнивают индийских и египетских богов, находят общее и различие в индийских и египетских божествах, исходя из одеяний божеств определяют, покровителем какого вида деятельности человека является то или иное божество и стараются определить основные занятия древних египтян и индусов. Работают с источниками и дополнительным материалом (рисунки, образцы изделий древних мастеров, исторические памятники ). В ходе выступления, дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика.

При изученного нового раздела и новой темы, использую сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу, используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения, рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам представить себя на месте этого исторического деятеля, с учетом современных знаний.

Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать, обосновывать и защищать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания. Порой интересы учащихся выходят за рамки учебной программы и начинается исследовательская деятельность. Пример: когда на уроке «Обществознания» изучали тему «Семья» у учащихся возник вопрос : «Почему в нашем населенном пункте пожилых дедушек намного меньше, чем пожилых бабушек?». Сейчас в рамках школьной научно – исследовательской деятельности занимаемся этим вопросом. Эти полученные материалы будут интересны не только для одного класса.

На своих уроках использую игровые элементы. Они позволяют эмоциональную составляющую процесса получения знаний перевести в легкой игровой форме на практическую основу. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследование, ретроспективная игра и т.д.

В условиях деятельностного подхода человек формируется выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность.

Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, при этом создаются благоприятные условия для разноуровневой подготовки учащихся.