Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания. Системно-деятельностный подход – это метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Для достижения этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.
Сегодняшний ученик – это ученик с особым менталитетом, своими взглядами на изучаемый материал, имеющий свой субъективный опыт. Конечная цель современного педагога Сформировать у ученика умение и желание учиться всю жизнь.
Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Современные исследования показывают, человек запоминает до 80% нового материала если он сам заинтересовался проблемой (темой), сформулировал его и развил, до 20% если это преподнести ему в виде устного рассказа.
Система образования складывается из двух позиций : рациональная учителя и эмоциональная учащегося и в идеале, когда эмоциональное восприятие окружающего мира преобразуются в рациональные знания и умения. Этот переход требует большого опыта или «искры божьей» у педагога.
На своих уроках упор делаю на то, что в современном мире «… знания – это капитал» позволяющая получить престижную, высокооплачиваемую работу. Способы получения этих знаний различные. Начал практиковать написание небольших рассказов (10 – 12 предложений) « Я попал в древний …». Пока одни сказки с редкими перечисление фактов и попытками анализа и я их выделяю и отмечаю учащегося. Функция учителя носит направляющий и корректирующий характер.
На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий.
Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении строится как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. При изучении темы «Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии», учащие сравнивают индийских и египетских богов, находят общее и различие в индийских и египетских божествах, исходя из одеяний божеств определяют, покровителем какого вида деятельности человека является то или иное божество и стараются определить основные занятия древних египтян и индусов. Работают с источниками и дополнительным материалом (рисунки, образцы изделий древних мастеров, исторические памятники ). В ходе выступления, дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика.
При изученного нового раздела и новой темы, использую сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу, используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения, рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам представить себя на месте этого исторического деятеля, с учетом современных знаний.
Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать, обосновывать и защищать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания. Порой интересы учащихся выходят за рамки учебной программы и начинается исследовательская деятельность. Пример: когда на уроке «Обществознания» изучали тему «Семья» у учащихся возник вопрос : «Почему в нашем населенном пункте пожилых дедушек намного меньше, чем пожилых бабушек?». Сейчас в рамках школьной научно – исследовательской деятельности занимаемся этим вопросом. Эти полученные материалы будут интересны не только для одного класса.
На своих уроках использую игровые элементы. Они позволяют эмоциональную составляющую процесса получения знаний перевести в легкой игровой форме на практическую основу. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследование, ретроспективная игра и т.д.
В условиях деятельностного подхода человек формируется выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, при этом создаются благоприятные условия для разноуровневой подготовки учащихся.