Обобщение опыта работы учителя начальных классов «Слободинская начальной школы» Белобородовой Маргариты Владимировны по теме: « Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС»
« Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность» Б. Шоу
В начальном образовании за последние годы произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся знаниями, умениями, и навыками (ЗУНами) к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности. На смену зуновской концепции пришли деятельностный и компетентностный подходы, личностно - ориентированное обучение. В федеральном компоненте выделена приоритетная цель начального общего образования: формирование общеучебных умений и навыков. Это в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, так как основным новообразованием младших школьников является учебная деятельность. В учебной деятельности происходит формирование фундаментальной способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, которая позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности, форма общения с другими людьми.
Содержание образование на ряду со знаниями о мире, опытом осуществления действий опытом эмоционально - ценностного отношения к миру включает и особые действия – универсальные, общеучебные.
В настоящее время к универсальным относят следующие действия:
личностные (самоопределение, нравственно – этическое оценивание);
познавательные (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические…);
регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией…);
Объектом моего исследования является процесс формирования общеучебных действий, как комплекса организационных, информационных интеллектуальных и коммуникативных действий.
Основой моей работы является деятельностный подход, который предполагает организацию поисковой активности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке.
Осознанность и активность школьников в первую очередь зависит от уровня сформированности организационных умений, а именно умений:
определять и формулировать учебную и практическую задачи деятельности;
составлять план действий по решению учебной или практической задачи;
действовать по плану (сопоставлять свои действия с поставленной учебной или практической задачей и планом);
выполнять контрольно – оценочную деятельность, рефлексировать.
В ходе формирования общеучебных умений важно грамотно использовать содержание учебников. В учебнике комплекта «Перспективная начальная школа» включены пиктограммы, обращенные непосредственно к ученику: «Работа в парах», «Выскажи предположение», «Повтори пройденное», «Проведи опыт», «Проведи наблюдение», и др. Их цель – обратить внимание детей на смену видов деятельности и настроить учащихся на выполнение тех или иных учебных действий в процессе изучения учебного материала. Они помогают учащимся лучше понять и, опираясь на знак, сформулировать практическую задачу.
С первых шагов обучения первоклассники учатся понимать и принимать учебную и практическую задачи с помощью учителя. К учебным относятся задачи, в процессе решения которых ученик осознает, чему он учится, какими способами действий, необходимыми для решения практических задач овладевает. Практическая задача – это задача, указывающая, что нужно сделать с предметами или объектами для достижения учебной задачи.
При решении учебной задачи используются модели, отражающие операционный состав найденного способа действия и особенности объекта, которыми он обусловлен, а также организуется оценка найденного решения.
Обучение детей формулировке учебной задачи осуществляется через введение в каждый урок проблемных ситуаций. Например, при изучении темы «Прибавление числа к сумме» второклассники учатся следующим образом определять цель своей деятельности на уроке.
Маша, Миша находили сумму 3 чисел – 3, 2 и 1. Ход их рассуждений записан на доске. Объясните, как они выполняли рассуждения.
Маша: 3+2+1= 5+1
Миша 3+2+1=3+3
После того как ученики выскажут свои предположения я могу спросить: «Кто догадался, какой знак нужно поставить в математическом выражении, чтобы показать порядок выполнения действий?» (Скобки).
В ходе дальнейшей беседы ученики проговаривают последовательность операций и формулируют учебную задачу.
При знакомстве с понятиями центр и радиус (2 класс) может быть организована следующая проблемная ситуация.
На партах лежат рисунки неваляшек, выполненные на листках в клетку
Так возникает проблемная ситуация. Учащиеся активно включаются в беседу и высказывают свое мнение.
Остановимся на этапах формирования умения составлять план действий по решению учебной или практической задачи.
Этап I(репродуктивный). Школьники учатся действовать по предложенному учителем плану или инструкции в соответствии с практической задачей. План, по которому нужно выполнить задание, предлагается в учебниках.
В качестве примера приведу упражнение по русскому языку (2 класс).
«1. Прочитай, поставив слова в скобках в нужную форму по смыслу.
В жаркий день в лесу глухом
Гном сидел под (лопух).
Из (волнушка) пил (роса),
Слушал бабушку – Осу.
(С. Козлов)
Помогла ли тебе рифма?
2. Запиши второе предложение, и используя подходящую форму слов. Сравни слова в скобках с тем словами, что ты записал (а).
3. Выпиши их парами: волнушка – из волнушки, роса – рос…
4. Чем они различаются? Подчеркни ту часть, которой отличаются эти слова.
В данном упражнении готовый план действий помогает учащимся самостоятельно сделать открытие: разные формы одного и того же слова различаются окончаниями
Этап II (частично – поисковый). Школьники учатся составлять алгоритм работы, устанавливая последовательность этапов. Для формирования можно использовать практическую задачу типа «В записи алгоритма перепутан порядок шагов. Дай название алгоритму. При составлении первых алгоритмов учащиеся обсуждают и обосновывают порядок действий, разрабатывают аналогичные алгоритмы на других уроках.
Этап III (поисковый). Учащиеся самостоятельно проектируют свою деятельность, выполняя задания вида: «Помоги Мише пересадить цветок. Составь план выполнения задания так, чтобы Миша смог выполнить эту работу самостоятельно».
Рассмотрим, как организуется работа с алгоритмами на уроке «Ознакомления с окружающим миром» в 3 классе.
Тема: «Свойства воды в твердом состоянии».
Цели: выявить свойства льда; обсудить вопросы практического применения знаний о свойствах воды; подготовить доклад о свойствах льда для бесед с первоклассниками.
Постановка проблемы. Введение проблемной ситуации.
На вопрос мамы: «Тонет ли лед в реке?» Маша ответила, что гнет, а Миша – тонет, так как он твердый. Что по этому поводу думаете вы?
Ученики выдвигают свои предположения.
Работа над новым материалом.
Каждая группа получает поднос на котором находятся кусочки льда, 2 стакана, цветной карандаш, молоточек, инструкция с описанием опытов.
Инструкция.
Посмотрите, что происходит со льдом в теплой комнате.
Дотронетесь пальцем до льда. Что вы ощущаете?
Стукните по ледяному кубику молоточком. Что произошло?
Переложите кусок льда в пустой стакан. Изменяет ли вода в твердом состоянии свою форму?
Бросьте кусок льда в стакан с водой. Тонет ли лед в воде?
Выясните можно ли увидеть цветной карандаш через кусочек льда?
Работая в группах ученики распределяют между собой, кто и какие опыты выполняет, обсуждают инструкцию, результаты и совместно готовят отчёт. Моя роль заключаете в том, чтобы объединить в группы школьников разного уровня подготовки, тогда сильный ученик сможет объяснить что-либо слабому.
В диалоге друг с другом и учителем вырабатываются критерии оценки и определяется степень успешности выполнения работы.
Следующее организационное действие – умение выполнять контрольно – оценочную деятельность. Контрольно – оценочные действия младших школьников включают определение степени трудности этапов работы. Самооценку и самоконтроль.
Как показывает мой опыт работы, наиболее сложным является обучение прогностической оценке, т.е. формирование умений оценивать свои возможности, определять, достаточно ли знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Приведу пример организации деятельности учащихся, которая помогает отслеживать становление прогностической оценки.
Я предлагаю школьникам задания, записанные на карточках разного цвета в зависимости от их степени трудности. На карточках красного цвета записаны задания повышенной трудности, желтого цвета – среднего уровня сложности, синего – легкие задания.
При выборе карточки ученик оценивает свои возможности. Если при выполнении задания он понял, что переоценил или недооценил свои знания и умения, то он может поменять карточку. В этом случае у меня появляется возможность уточнить по каким критериям ученик выбирал карточку.
Цвет использую при формировании эмоциональной и содержательной оценки уже в 1 классе. Так, на одном из уроков можно договориться обозначать знание или не знание сигналом светофора:
Красный цвет – хорошо знаю, можно идти вперед;
Зеленый – у меня есть сомнение, нужно еще поработать;
Желтый – мне еще трудно, я не все понял и допустил ошибки.
Первоклассники не соотносят цвет с оценкой и воспринимают его как сигнал к действию. Для контроля за оценочной деятельностью ученика полезно задавать специальные вопросы: «Почему ты показал красный цвет?», «В каком случае мы выбираем жёлтый цвет?» постепенно на уроках в ввожу критерии оценки, например: правильно выделил признаки слова; действовал по плану; нашел свою ошибку и т.д.
На уроках школьники учатся осуществлять контроль своих действий (или учителя). С этой целью использую таблицу:
Самоанализ учебной работы.
Предложения для самоанализа | Дата |
15 сентября | 16 сентября | 17 сентября | 18 сентября |
Мне было легко работать с одноклассниками в группе | | | | |
Мне было трудно работать с одноклассниками в группе | | | | |
Мне было интересно работать на уроке | | | | |
Мне было неинтересно работать на уроке | | | | |
Я доволен(а) своей работой | | | | |
Я не доволен(а) своей работой | | | | |
Самым интересным оказалось…. | | | | |
На каждом уроке ученики отмечают знаком свой самоанализ учебной деятельности в индивидуальной таблице.
Младшие школьники любят общаться, но умение работать вместе, сотрудничать у них еще не сформировано. Поэтому ведущими формами организации процесса обучения на уроке должна быть групповая, парная. Использование групповой работы способствует формированию уважения к чувствам и эмоциям окружающих людей, побуждает к выражению собственного мнения.
Итак, мой анализ и опыт практической работы показал, что формирование общеучебных действий обеспечивает учебную самостоятельность и лежит в основе развития способности человека. Их формирование необходимо и возможно в начальной школе, ведь как для строительства нужен фундамент, так и для организации процесса обучения необходимы действия составляющие умения учиться.
Вывод: Деятельностный подход обучение создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования этого метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому и применению. Все это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умение формулировать и высказывать свою точку зрения, активизировать мышление.