СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Слайд 1)

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский когда-то сказал: « Ты русский настолько, насколько ты православный» .

Духовно-нравственное воспитание в условиях современности очень важный аспект. Стремление к Западу приводит к деградации и развитию безнравственности. Нужно воспитывать подрастающее поколение на русском культурном наследии, на подвигах русских героев, на историческом примере России, что позволит возродить человеческие ценности и воспитать духовно развитое поколение.

 (Слайд 2)

Поэтому для  выступления я выбрала тему «Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников».

 

(Слайд 3)

Актуальность этой темы в необходимости возрождения традиционной системы нравственного воспитания: а именно

  1. Изучение отечественной культуры и истории своего народа.
  2. Возвращение к духовности для формирования гражданина и патриота России.
  3. Воспитание духовно-нравственной личности.

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.

 (Слайд 4)

Цель моей работы в этом направлении:  

·    Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка.

  • Формирование духовно-нравственной личности.

 

(Слайд 5)

Для достижения цели обозначены задачи:

1.Ознакомить учащихся  с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.

2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития.

3. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.

4. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

 

Система духовно-нравственного и патриотического воспитания школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей и общение за пределами школы.  Хочу подробнее остановиться на работе по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 6).

 

 

(Слайд 7)

                                                          Выполнение работы по программе

 

(Слайд 8)

Кружок «Родина моя», в котором выделено 6 разделов:

1.  Я и я.

2.  Я и семья.

3.  Я и культура.

4.  Я и школа.

5.  Я и моё отечество.

6.  Я и планета.

 

       (Слайд 9)                          Типы занятий:

 

  • Комбинированный урок
  • Путешествие в прошлое
  • Экскурсии
  • Семейные занятия
  • Практические занятия
  • Пректная деятельность
  • Урок-дискуссия
  • Урок-драмматизация
  • Урок-инсценировка

 

(Слайд 10)            Консультации протоиерея о.Михаила Собчук с учащимися,а именно

  • Ситуативный час общения
  • Праздники
  • Дискуссии на духовно-нравственные темы

 

(Слайд 11)            Родительский лекторий:

  • Лекции
  • Дискуссии
  • Тематические беседы
  • Встречи с социальным педагогом
  • Работа с притчами

 

(Сдайд 12)            Через внеклассные мероприятия:     Рождество 2015г.,   2016г.

 

(Слайд 13)              Через краеведческие чтения:   участие 2015год.

(Слайд 14)             Участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»  2016год:       мы заняли 1 место на муниципальном уровне.

 (Слайд 15)             Через помощь пожилым.  (Расчиска снега)

                                Уход за обелиском в селе Сорохта.

                                Весенние работы на территории школы.

Следует обратить внимание на то, что во многих акциях принимают участие родители вместе с детьми. Работы проходят под девизом: Любовь к малой родине – первый признак патриотизма.

 (Слайд 16)           

На снимках вы видите проведение праздника «Моя классная семья», участие в акции «Покорми птиц», посещение храма, экскурсия по малой родине, шефство над слабоуспевающими под девизом: «Мы все такие разные, но мы вместе».

(Сдайд 17)                 Через походы по малой родине.

 (Слайд 18)                Традиционные мероприятия, которые мы проводим:

1. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник окончания осенних работ.

2. Рождественские празднества.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы. День птиц.

4. Пасхальный утренник «Дорого яичко ко Христову Дню»

5. Посиделки «Наум – наведи на ум»

6. Троицын день.

 

(Слайд 19)                 Сотрудничество с  музеем и библиотекой:

 

  • Экскурсии
  • Выставки
  • Встречи с интересными людьми

 

(Слайд 20)                  Через занятия по интересам:

      ·   Хоровое пение

  • Народные игры
  • Театрализованные представления
  • Посиделки

 

Далее хочу отметить работу над проектом «Установка поклонного креста к 590-летию села Сорохта»

Село Сорохта – древнейшее село нашего района. Ухаживая за обелиском в

 Сорохте и читая фамилии людей, защищавших нашу страну,  нам стало интересно историческое прошлое этого небольшого, но очень древнего селения. Проходя экскурсией по селу, я рассказала и показала детям, где стоял храм, показала 100-летние сосны внутри села, которые посадил когда-то учитель Сорохтской школы со своими учениками. Нам захотелось сделать тоже что-то важное, чтобы нас  помнили много лет, как и тех ребят со своим учителем.

Эта идея нам показалась интересной. Прекрасное старинное село, память о котором хранят только несколько старожилов, вымирает. Знание истории села может уйти вместе с последними  коренными жителями деревушки.

И тогда мы решили  собрать историческую информацию об этом селе.  Распространить её и тем самым вызвать живой интерес к историческому месту.

 

  Из сведений Государственного архива Ивановской области стало известно, что   

(Слайд 21

Первое документальное упоминание о Сорохте  относится к 1427 году. Эта дата  указана в «Жалованных грамотах  XIV-XVI веков» [1]

  Сорохта упоминается как волость. И отсюда следует, что Сорохта гораздо старше этого года.  Но так как возраст населенных пунктов принято считать от первого упоминания в исторических документах, то получается, что в 2015 году Сорохте исполнялось 590 лет.

 

(Слайд 22)

Из воспоминаний местных жителей нам стало известно, что в селе некогда был православный храм. Обратившись к разным источникам информации, нам удалось узнать следующее:

   Первое упоминание[2] о храме в селе Сорохта относится к 1617 году.

Храм был закрыт в 1917году и разрушен после Великой Отечественной войны

Фото храма найдено во время работы над проектом, конец  1930-х годов

  Узнав, что в 2015 году Сорохта отмечает свое 590-летие, мы решили  увековечить эту дату и  отметить Поклонным крестом то место, где когда-то стоял храм в селе Сорохта, а при нем - школа для деревенских ребят. Тех самых, что посадили эти сосны в центре села. В этом  участвовали и дети, и их родители, и жители села. (Слайд 23)

 

(Слайд 24)       Об установке Поклонного креста в селе Сорохта была написана статья в районной газете «Заря» за № 36 2015 года.

 

(Слайд 25)       Освящение Поклонного креста было назначено на 20 сентября. Для освящения был приглашен настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Писцово протоиерей Михаил Собчук. Пригласили и главу администрации поселения Глухову Татьяну Николаевну.

 

(Слайд 26)          Нашим проектом заинтересовались и старшеклассники. На снимке мы видим, что зимой они приезжали к Поклонному кресту, чтобы расчистить снег.

 

(Слайд 27)             Работа над проектом не закончена. Летом 2016 года у Поклонного креста на пожертвования силами родителей и учеников моего класса установлена ограда.

 

(Слайд 28)       Мониторинг в работе по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию:     

 

  • Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося и качества его образования .
  • Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся,  родителей.

 

(Слайд 29)               Проводя такую работу можно сделать прогноз, что

Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит системно-деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

(Слайд 30)            И к заключению мне хотелось бы добавить:

  • Тема Родины, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству во многом определяет направленность образовательного и воспитательного процесса.
  • Защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству – как важнейшие моральное качество православного человека.

(Слайд 31)

  • Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников» абсолютно созвучен с определением понятия  «воспитание» Министерства образования и науки РФ: «Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».

         (Слайд 32)

 

[1]  Материалы для истории сел и деревень, церквей и владельцев Костромской губернии

(Костромская и Плёсская десятины).

 

[2] Статистических описаниях церквей и соборов Костромской епархии сост. Протоиерей И.Беляев, С-П. 1863г.:

 

Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников».»

Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников

Системно-деятельностный подход в духовно-нравственном и патриотическом воспитании младших школьников

Актуальность темы Необходимость возрождения традиционной системы нравственного воспитания: Изучение отечественной культуры и истории своего народа. Возвращение к духовности для формирования гражданина и патриота России. Воспитание духовно-нравственной личности.

Актуальность темы

Необходимость возрождения традиционной системы нравственного воспитания:

  • Изучение отечественной культуры и истории своего народа.
  • Возвращение к духовности для формирования гражданина и патриота России.
  • Воспитание духовно-нравственной личности.
 Цели   Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка.  Формирование духовно-нравственной личности.

Цели

  • Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка.

  • Формирование духовно-нравственной личности.
Задачи 1.Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности. 2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития. 3. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации. 4. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей..

Задачи

1.Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.

2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общежития.

3. Способствовать приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации.

4. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей..

Реализация программы Сотрудничество с музеем и библиотекой Кружок «Родина моя» Путешествия по губернии Проект «Установка поклонного креста» Занятия по интере сам Программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников Родительские  лектории Консультации протоиерея о. Михаила Внеклассные мероприятия

Реализация программы

Сотрудничество с музеем и библиотекой

Кружок «Родина моя»

Путешествия по губернии

Проект «Установка поклонного креста»

Занятия по интере

сам

Программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников

Родительские лектории

Консультации протоиерея о. Михаила

Внеклассные мероприятия

Выполнение работы по программе

Выполнение работы по программе

Кружок «Родина моя»  Разделы  1. Я и я. 2. Я и семья. 3. Я и культура. 4. Я и школа. 5. Я и моё отечество. 6. Я и планета.

Кружок «Родина моя»

Разделы

1. Я и я.

2. Я и семья.

3. Я и культура.

4. Я и школа.

5. Я и моё отечество.

6. Я и планета.

Типы занятия Комбинированный урок Путешествие в прошлое Экскурсии Семейные занятия Практические занятия Пректная деятельность Урок-дискуссия Урок-драмматизация Урок-инсценировка

Типы занятия

  • Комбинированный урок
  • Путешествие в прошлое
  • Экскурсии
  • Семейные занятия
  • Практические занятия
  • Пректная деятельность
  • Урок-дискуссия
  • Урок-драмматизация
  • Урок-инсценировка
Консультации протоиерея о.Михаила Собчук с учащимися  Ситуативный час общения Праздники Дискуссии на духовно-нравственные темы

Консультации протоиерея о.Михаила Собчук с учащимися

  • Ситуативный час общения
  • Праздники
  • Дискуссии на духовно-нравственные темы

Родительский лекторий Лекции Дискуссии Тематические беседы Встречи с социальным педагогом Работа с притчами

Родительский лекторий

  • Лекции
  • Дискуссии
  • Тематические беседы
  • Встречи с социальным педагогом
  • Работа с притчами

Внеклассные мероприятия Рождество 2015 Рождество 2016 г.

Внеклассные мероприятия

Рождество 2015

Рождество 2016 г.

Краеведческие чтения

Краеведческие чтения

Всероссийская акция «Я – гражданин России»

Всероссийская акция «Я – гражданин России»

Любовь к малой родине – первый признак патриотизма

Любовь к малой родине –

первый признак патриотизма

 КТД  Праздники  Экскурсии  Паломничества  Конференции

КТД

Праздники

Экскурсии

Паломничества

Конференции

Походы в любое время  г   о  д  а Зима Лето Весна

Походы в любое время г о д а

Зима

Лето

Весна

Традиционные мероприятия  1. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник окончания осенних работ. 2. Рождественские празднества. 3. Благовещение Пресвятой Богородицы. День птиц. 4. Пасхальный утренник «Дорого яичко ко Христову Дню» 5. Посиделки «Наум – наведи на ум» 6. Троицын день.

Традиционные мероприятия

1. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник окончания осенних работ.

2. Рождественские празднества.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы. День птиц.

4. Пасхальный утренник «Дорого яичко ко Христову Дню»

5. Посиделки «Наум – наведи на ум»

6. Троицын день.

Сотрудничество с музеем и библиотекой Экскурсии Выставки Встречи с интересными людьми

Сотрудничество с музеем и библиотекой

  • Экскурсии
  • Выставки
  • Встречи с интересными людьми

Занятия по интересам Хоровое пение Народные игры Театрализованные представления Посиделки Выпуск фотогазеты «Переменка»

Занятия по интересам

  • Хоровое пение
  • Народные игры
  • Театрализованные представления
  • Посиделки
  • Выпуск фотогазеты «Переменка»
Работа над проектом: Установка  Поклонного креста  к 590-летию села Сорохта Село Сорохта старинное, основанное финно-угорскими племенами  в IV-VIII веках. Но первое документальное упоминание о Сорохте относится к 1425 году. Эта дата указана в «Жалованных грамотах XIV - XVI веков». Сорохта упоминается как волость. И отсюда следует, что Сорохта гораздо старше этого года, но принято, считать возраст населенных пунктов от первого упоминания в исторических документах. Карта - 1793 г.

Работа над проектом:

Установка Поклонного креста к 590-летию села Сорохта

  • Село Сорохта старинное, основанное финно-угорскими племенами в IV-VIII веках.
  • Но первое документальное упоминание о Сорохте относится к 1425 году. Эта дата указана в «Жалованных грамотах XIV - XVI веков».
  • Сорохта упоминается как волость. И отсюда следует, что Сорохта гораздо старше этого года, но принято, считать возраст населенных пунктов от первого упоминания в исторических документах.

Карта - 1793 г.

Храм Преображения Господня в с. Сорохта 1617 год - первое упоминание о деревянном храме Преображения Господня в селе Сорохта. Каменный храм Преображения Господня с колокольней и оградой построен в 1798 году Храм был закрыт в 1917году и разрушен после Великой Отечественной войны Фото храма найдено во время работы над проектом, конец 1930-х годов

Храм Преображения Господня в с. Сорохта

1617 год - первое упоминание о деревянном храме Преображения Господня в селе Сорохта.

Каменный храм Преображения Господня с колокольней и оградой построен в 1798 году

Храм был закрыт в 1917году и разрушен после Великой Отечественной войны

Фото храма найдено во время работы над проектом, конец 1930-х годов

Установка Поклонного креста

Установка

Поклонного креста

20 сентября 2015 года –  освящение Поклонного креста  в селе Сорохта.

20 сентября 2015 года –

освящение Поклонного креста

в селе Сорохта.

Мониторинг Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося и качества его образования (методическая основа: комплекс вариативных тестовых заданий «Ценностные выборы»). Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся, родителей (методическая основа: оценивающие тренинги, анкетирование, интервьюирование).

Мониторинг

  • Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося и качества его образования (методическая основа: комплекс вариативных тестовых заданий «Ценностные выборы»).
  • Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся, родителей (методическая основа: оценивающие тренинги, анкетирование, интервьюирование).
ПРОГНОЗ Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит системно-деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины., определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

ПРОГНОЗ

Через систему духовно-нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит системно-деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины., определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

К заключению Тема Родины, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству во многом определяет направленность образовательного и воспитательного процесса. Защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству – как важнейшие моральное качество православного человека.

К заключению

  • Тема Родины, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству во многом определяет направленность образовательного и воспитательного процесса.
  • Защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству – как важнейшие моральное качество православного человека.
 Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников» абсолютно созвучен с определением понятия «воспитание» Министерства образования и науки РФ: «Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».

Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников» абсолютно созвучен с определением понятия «воспитание» Министерства образования и науки РФ: «Воспитание - это есть создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!