СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000962 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000946

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

5

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты

В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:

  • Действие связано с принятием цели и принятием решения.

  • Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.

  • Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе

Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого

Важно развивать такие стороны:

  • рефлексию

  • анализ

  • планирование

Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Цель деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Задачи:

  • научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;

  • воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;

  • формировать эстетический вкус;

  • прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;

  • развивать логическое мышление и творческие способности;

  • научить работать с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Урок является основной формой организации учебного процесса.

Ученик на уроке является главным деятелем. Я заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Системно-деятельностный подход на уроках технологии:

1. Мотивация к учебной деятельности: На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, а именно: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ . 2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:

1) изучаем новый материал, необходимый для выполнения проекта, 2) тренировка мыслительных операций.

3. Выявление причины затруднения (если есть). 1) помогаю детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение 2) выявляем причину затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.

4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3) выбирается метод разрешения затруднения, 4) самостоятельно выполняют проект.

5. Самопроверка по образцу: Предлагаю выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.

6. Рефлексия: Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.

Например: Тема урока: Изготовление аппликации – 2 ч.

На первом уроке показываю образцы аппликаций, заинтересовываю, предлагаю сделать к какому либо событию. Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления аппликации, последовательность выполнения работы, способы оформления… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют аппликацию, говорю о том, что работа должны получиться творческая и оригинальная. Затем обсуждаем готовую работу, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше.

Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятельности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.