Методологической основой концепции Федерального государственного образовательного стандарта
является системно - деятельностный подход.
Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в обучении и развитии личности младшего школьника»
Кудинова Марина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 103
Г. Новосибирск
ЦИТАТА ДНЯ :
«Великая цель образования –
это не знания, а действия».
Герберт Спенсер,
английский философ,
социолог 19 века
О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ :
- Смена целей образования.
- Иное понимание качества образования.
- Растущая необходимость владения практическими умениями и навыками.
- Процесс приближения российского образования к общеевропейским стандартам.
- Введение ФГОС.
Основные задачи образования :
Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь , работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Методологической основой концепции
Федерального государственного образовательного стандарта является
системно - деятельностный подход
- Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
- Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Формированию ключевых компетентностей обучающихся:
- информационных;
- коммуникативных;
- познавательных;
- социальных;
- личностных
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация проекта. (открытие нового знания).
6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8 .Включение в систему знаний и повторение .
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель- ученик
Позиция ученика
за познание мира в специально организованных условиях .
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с вопросом.
- проектный;
- ролевые / деловые игры;
- проблемный метод;
- исследовательский метод;
- метод решения практических задач;
- коллективной творческой деятельности;
- поисковый метод;
- дискуссионный метод;
- коммуникативный;
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке даются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
- проблемно – диалогическая технология;
- технология мини – исследования;
- организация проектной деятельности;
- технология сотрудничества;
- ИКТ – технология
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому ,
и я научусь.
Системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее