СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно - деятельностный подход в обучении и развитии личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методологической основой концепции Федерального государственного образовательного стандарта является системно - деятельностный подход.

Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в обучении и развитии личности младшего школьника»

  Кудинова Марина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 103 Г. Новосибирск

Кудинова Марина Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 103

Г. Новосибирск

ЦИТАТА ДНЯ : «Великая цель образования – это не знания, а действия».  Герберт Спенсер, английский философ, социолог 19 века

ЦИТАТА ДНЯ :

«Великая цель образования –

это не знания, а действия».

Герберт Спенсер,

английский философ,

социолог 19 века

О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ :  Смена целей образования. Иное понимание качества образования. Растущая необходимость владения практическими умениями и навыками. Процесс приближения российского образования к общеевропейским стандартам. Введение ФГОС.

О БРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ :

  • Смена целей образования.
  • Иное понимание качества образования.
  • Растущая необходимость владения практическими умениями и навыками.
  • Процесс приближения российского образования к общеевропейским стандартам.
  • Введение ФГОС.
Основные задачи образования : Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь , работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основные задачи образования :

Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь , работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Методологической основой концепции Федерального государственного образовательного стандарта  является системно - деятельностный подход  Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Методологической основой концепции

Федерального государственного образовательного стандарта является

системно - деятельностный подход

  • Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
  • Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);  признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;  учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;  обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;  разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

  • признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

  • учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
  • наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Формированию ключевых компетентностей обучающихся:  информационных; коммуникативных; познавательных; социальных; личностных

Формированию ключевых компетентностей обучающихся:

  • информационных;
  • коммуникативных;
  • познавательных;
  • социальных;
  • личностных
 «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю».

урок открытия нового знания; урок рефлексии; урок построения системы знаний; урок развивающего контроля.
  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация проекта. (открытие нового знания). 6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8 .Включение в систему знаний и повторение . 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация проекта. (открытие нового знания).

6.Первичное закрепление нового знания во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 .Включение в систему знаний и повторение .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель- ученик Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях . Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом.

Учитель- ученик

Позиция ученика

за познание мира в специально организованных условиях .

Позиция учителя

к классу не с ответом, а с вопросом.

 проектный;  ролевые / деловые игры;  проблемный метод; исследовательский метод; метод решения практических задач; коллективной творческой деятельности;  поисковый метод; дискуссионный метод; коммуникативный;
  • проектный;
  • ролевые / деловые игры;
  • проблемный метод;
  • исследовательский метод;
  • метод решения практических задач;
  • коллективной творческой деятельности;
  • поисковый метод;
  • дискуссионный метод;
  • коммуникативный;
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.   Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).   Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.   Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.   Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  • Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке даются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).   Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.   Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.   Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.   На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
  • На уроке даются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  • Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

проблемно – диалогическая технология; технология мини – исследования; организация проектной деятельности; технология сотрудничества; ИКТ – технология
  • проблемно – диалогическая технология;
  • технология мини – исследования;
  • организация проектной деятельности;
  • технология сотрудничества;
  • ИКТ – технология
 Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому , и я научусь.

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому ,

и я научусь.

 Системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее

Системно-деятельностный подход должен обеспечить реализацию новых образовательных стандартов, потому что позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должен владеть ученик, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!