СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении как методология ФГОС. Выступление-практикум на ТМО.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка "Системно-деятельностный подход в обучении как методология ФГОС" - это сочетание теоретичекого и практического материала представленного на территориальном методическом объединении. Занятие прошло в соответствии с этапами современного урока новых знаний и с применением приемов С-ДП. В архивном файле содержатся: 1.текст и презентация о СДП, 2.раздаточный материал и презентация для этапа рефлексии ("Шесть шляп"), 3.примеры синквейнов о С-ДП и песня переделка о ТМО. Получилось доступно, полезно, живо.

Просмотр содержимого документа
«Синквейны про СДП»

Примеры синквейнов по теме: "Системно-деятельностный подход"

1.деятельностный подход

2. интригующий, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. изменяет мое отношение к ученикам.

5. сотрудничество

1. подход

2. системный и деятельностный

3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся

4. образование становится эффективным.

5. школа будущего


1.деятельностный подход

2. познавательный, вариативный

3. развивает, научает, обогащает

4. выше потенциал каждого ребенка

5. открытие


1.библиотека

2. современная, актуальная

3. обучение, информирование, просвещение

4. современный мир инновационных знаний.

5. знание


1.деятельностный подход

2. актуальный, интересный

3. организовывает, развивает, направляет

4. стремление к самооценке, самовоспитанию, самообразованию.

5. результат


1.деятельностный подход

2. творческий, познавательный

3. развивающий, осмысляющий, обучающий

4. через тернии к звездам

5. открытие


1.деятельностный подход

2. развивающий, актуальный

3. познавать, изучать, применять

4. хочу уметь применять на уроках

5. метод


Просмотр содержимого документа
«Песня перед рефлексией Microsoft Office Word»

На мотив «Милая моя, солнышко лесное…»



Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Но раз в году ТМО нам, как воздух, нужны.

Чтоб сообща обсудить актуальный вопрос

В рамках проблем, что с собою принёс ФГОС.


ПРИПЕВ:

Милый педагог, не грусти, не надо.

В жизни позитив – лучшая награда.


Не утешайте меня, мне слова не нужны.

Радостно я улыбаюсь приходу весны!

Верю, что сможем развить УУДэ у детей,

Сдать бы успешно ГИА, и ЕГЭ – поскорей.


ПРИПЕВ


В вихре уроков, собраний, забот и хлопот,

Станет опорой в работе системный подход,

Метапредметные связи, как будто бы трап…

Вот и приблизился он – рефлексивный этап


ПРИПЕВ


Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к рефлексии Шесть шляп Microsoft Office Word»

Метод «Шести шляп мышления»

Цвет каждой шляпы связан с ее назначением:

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.

Можете ли вы сыграть роль компьютера? Представить факты, а не продемонстрировать чувства. Не надо никаких объяснений! Конкретнее, пожалуйста.


Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Вот и мы в красной шляпе будем отдавать себя во власть эмоций.

В океане страстей и эмоций!

Выходим на простор предчувствий, интуиции и впечатлений.

Долой все поиски причины или следствий!

Долой всю беспристрастность и объективность факта!

Даешь девиз: «Доказательств не требуется!»

Черная шляпа


Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное – то, что страшится людских глаз.

Навечно – в позе решительного отрицания. Ничего у нас не получится. И не должно получиться!

Ну-ка, посмотрим, чего мы здесь не поймем, в чем не разберемся и почему ничего не сделаем.

Критический настрой – во всем и навсегда. Бродячий символ пессимизма.

Желтая шляпа


Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней живет надежда и позитивное мышление.

Желтый цвет – как солнце яркий.

Да здравствуем – несмотря ни на что!

Неистребимый оптимизм. Источник позитивных ожиданий

Средоточие благополучия. Конструктивный склад ума.

Искусство заставить идти все как надо.

Зелёная шляпа

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Творческое вдохновение и латеральное мышление

Источник рождения новых идей, понятий и представлений.

Целенаправленный поиск новых идей.

Больше всяческих точек зрения – новых и разных.

Откуда веет ветер перемен.

Синяя шляпа

Синий цвет холодный; это – цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок.

Держать мысли в узде. Структуризация образа мыслей.

«Мыслью стремительной мысль обнимая».

«Контроль над отрядом мыслеварительных шляп».


Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход Выступление на заседании ТМО 13.03.13 Microsoft Office Word»

Выступление на территориальном методическом объединении

«Системно-деятельностный подход в обучении как методология ФГОС»



Дворяшина Н.И.

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении

в основной и старшей школе.


«Человек достигнет результата,

только делая что-то сам...» 
Александр Пятигорский,

всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета



  1. Приветствие. Игра на знакомство: «Имя + существительное из области естественно-математических понятий».

Выполнение задания «Составь предложение». Из карточек с частями слов составляется предложение «Системно-деятельностный подход в обучении как методология ФГОС»

  1. Информация.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Определение цели заседания МО.

  1. Составление кластера «Системно-деятельностный подход – С-ДП»

Информация для кластера о сущности системно-деятельностного подхода в обучении.

Системно - деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития - учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

  1. Открытие нового знания с опорой на презентацию «Системно-деятельностный подход в образовании.

Слайды 1-6 (по их содержанию)

Слайд 7. Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Слайд 8.

Структура учебной деятельности на уроках и особенности некоторых его этапов в рамках системно-деятельностного подхода имеют следующий вид (названия этапов условные):

1. Мотивационно-целевой этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется: ввод в затруднение через сложное для ученика учебное действия, фиксация индивидуального затруднения и установление причин затруднения – тех конкретных знаний или способов деятельности, которых недостает для решения учебной задачи. Затруднение и будет целью. В этом случае актуальной становится осознанная школьником необходимость и возможность дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, овладеть новым способом или открыть его. Установив, какой именно информации недостает, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно ее получить, т.е. проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а далее и с помощью исследовательских методов.

2.Процессуальный этап. На данном этапе осуществляется разрешение возникшего противоречия через реализацию построенного проекта. В зависимости от сложности задания работа организуется в коллективной, парной или индивидуальной форме. Результаты работы в виде продукта деятельности (устного ответа или знаковой модели) обсуждаются, сопоставляются, уточняются, корректируются через наводящие вопросы и сопоставления. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате выполнения задания уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

На данном этапе используется и индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. В завершении организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:

познавательная – что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…;

- социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…;

- психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…

Слайд 9. Технология метода более подробно

Слайд 10.

Слайды 11-20. Пояснения к целям, структуре и особенностям уроков СДП.

Таким образом, данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • развитие мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

 Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Помним про принцип минимакса: Предложено для одного заседания много информации. Нам достаточно усвоить минимум знаний. Ответы на вопросы. Слайды 21-25.

  1. Учеба не в ущерб здоровью. Физкультминутка.

Песня-переделка (все вместе) на мотив «Солнышко лесное»

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,

Но раз в году ТМО нам, как воздух, нужны.

Чтоб сообща обсудить актуальный вопрос

В рамках проблем, что с собою принёс ФГОС.


ПРИПЕВ:

Милый педагог, не грусти, не надо.

В жизни позитив – лучшая награда.


Не утешайте меня, мне слова не нужны.

Радостно я улыбаюсь приходу весны!

Верю, что сможем развить УУДэ у детей,

Сдать бы успешно ГИА, и ЕГЭ – поскорей.


ПРИПЕВ


В вихре уроков, собраний, забот и хлопот,

Станет опорой в работе системный подход,

Метапредметные связи, как будто бы трап…

Вот и приблизился он – рефлексивный этап


ПРИПЕВ


  1. Проговаривание и рефлексия. Развитие мышления вообще и критического в частности - метод «Шести шляп»

Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления»:

«Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Это очевидное удобство использования шести мыслеварительных шляп и составляет основную ценность моей идеи.»

Презентация «Рефлексия Шесть шляп»

Использование раздаточного материала «Метод шести шляп» с целью подготовки высказываний о системно-деятельностном подходе как методологии ФГОС.

  1. Решение заседания МО

Примеры синквейнов «Системно-деятельностный подход». Составление синквейнов.


  1. Итог - выступление Зеленой шляпы

Просмотр содержимого презентации
«Рефлексия Шесть шляп»

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Трудности на пути мышления 1.       Эмоции .  Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки. 2.       Беспомощность .  Нашей реакцией может быть чувство неадекватности:

Трудности на пути мышления

  • 1.       Эмоции .

Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

  • 2.       Беспомощность .

Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: "Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше".

  • 3.       Путаница .

Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.

Преимущества метода Умственная работа  представляется  скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением .  Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко  применять.

Преимущества метода

  • Умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением .

  • Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

  • Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности , от детских садов до советов директоров.
  • Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным и конструктивным
Метафора шляп является ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление , отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.  Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент , избегая деструктивных факторов.
  • Метафора шляп является ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление , отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
  • Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

  • Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент , избегая деструктивных факторов.
Правила использования шляп

Правила использования шляп

  • Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
  • Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
  • При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
  • Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею , не нападая на человека, предложившего ее.
Красная Шляпа

Красная Шляпа

  • Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
  • Не требуется давать обоснование чувствам.
Желтая Шляпа  Преимущества

Желтая Шляпа Преимущества

  • .
  • Почему это стоит сделать?
  • Каковы преимущества? Почему это можно сделать?
  • Почему это сработает?
Черная Шляпа   Осторожность Суждение Оценка

Черная Шляпа Осторожность Суждение Оценка

  • Правда ли это?
  • Сработает ли это?
  • В чем недостатки?
  • Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа   Творчество. Различные идеи.  Новые идеи. Предложения

Зеленая Шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения

  • Каковы некоторые из возможных решений и действий?
  • Каковы альтернативы?
Белая Шляпа   Информация Вопросы

Белая Шляпа Информация Вопросы

  • Какой мы обладаем информацией?
  • Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа  Организация мышления

Синяя Шляпа Организация мышления

  • Мышление о мышлении.
  • Чего мы достигли?
  • Что нужно сделать дальше?

Просмотр содержимого презентации
«Системно-деятельностный подход»

А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить». Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов второго поколения

А. Дистервег

«Плохой учитель преподносит истину, хороший − учит ее находить».

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов второго поколения

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Технология деятельностного метода  − это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность.

Технология деятельностного метода − это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД −  позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. Овладение системой учебных действий  с изучаемым учебным материалом СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД −  деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД −

позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД −

деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности.

Способность к решению учебно-познавательных

и учебно-практических задач

Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Реализация

деятельностного подхода –

важнейшая особенность

нового стандарта

Основной результат – развитие

личности ребенка на основе

учебной деятельности

Принципиальное отличие  уроков деятельностной направленности  от традиционных уроков:  системная реализация деятельностных  целей образования.  Ученик является субъектом учебной деятельности.

Принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков: системная реализация деятельностных целей образования. Ученик является субъектом учебной деятельности.

Система дидактических принципов деятельностного метода обучения

Система

дидактических принципов

деятельностного метода обучения

  • Принцип деятельности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип целостного представления о мире
  • Принцип минимакса.
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества
Структура учебной деятельности (педагогическая версия)  Реали-зация проекта  Само-контроль Само-оценка Рефлексивный метод

Структура

учебной деятельности

(педагогическая версия)

Реали-зация проекта

Само-контроль

Само-оценка

Рефлексивный метод

Технология деятельностного метода 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности.

Технология деятельностного метода

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Типы уроков 1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии  3.  Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля

Типы уроков

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок построения системы знаний

4. Урок развивающего контроля

УРОК  ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИ Я ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ 2)

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИ Я

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ

(ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ)

1)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ

2)

Логика построения  урока открытия нового знания

Логика построения урока открытия нового знания

УРОК РЕФЛЕКСИИ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д. 1) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ 2)

УРОК РЕФЛЕКСИИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ИЗУЧЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, АЛГОРИТМЫ И Т.Д.

1)

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ФИКСИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫЯВЛЯТЬ ИХ ПРИЧИНУ, СТРОИТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОЕКТ ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЙ

2)

Логика построения  урока рефлексии Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение

Логика построения урока рефлексии

Что я не знаю

или не умею?

Сам преодолеваю возникшее затруднение

Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.

Затруднение – фиксация того,

что я не могу что-то сделать.

Фиксация невозможности получить

запланированный результат.

ПРИЧИНА Ц Е Л Ь ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ ЗНАЮ Я НЕ ЗНАЮ  УЗНАТЬ  УЗНАТЬ Я НЕ МОГУ Я НЕ МОГУ ? ? ?

ПРИЧИНА

Ц Е Л Ь

ЗАТРУДНЕНИЕ

Я НЕ ЗНАЮ

  • Я НЕ ЗНАЮ

УЗНАТЬ

  • УЗНАТЬ

Я НЕ МОГУ

  • Я НЕ МОГУ

?

?

?

УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1)  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ 2)

УРОК ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

1)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩАТЬ ИЗУЧЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2)

УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ 2)

УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

1)

КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ

2)

Основная идея  урока развивающего контрол я   на основе СДП  ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ  В СТРУКТУРУ УРОКА   Результат  –  умение проводить грамотный  самоконтроль и контроль

Основная идея урока развивающего контрол я на основе СДП

ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ В СТРУКТУРУ УРОКА

Результат умение проводить грамотный

самоконтроль и контроль

МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО КОНТРОЛЮ: 1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОГО ВАРИАНТА НАЛИЧИЕ ПОНЯТИЙНО ОБОСНОВАННОГО ЭТАЛОНА,  А НЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ВЕРСИИ СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМОГО ВАРИАНТА  С ЭТАЛОНОМ ПО ОГОВОРЕННОМУ МЕХАНИЗМУ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТАТА СОПОСТАВЛЕНИЯ  В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРАНЕЕ ОБОСНОВАННЫМ КРИТЕРИЕМ

МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОНТРОЛЮ:

1. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМОГО ВАРИАНТА

  • НАЛИЧИЕ ПОНЯТИЙНО ОБОСНОВАННОГО ЭТАЛОНА,

А НЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ВЕРСИИ

  • СОПОСТАВЛЕНИЕ ПРОВЕРЯЕМОГО ВАРИАНТА

С ЭТАЛОНОМ ПО ОГОВОРЕННОМУ МЕХАНИЗМУ

  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТАТА СОПОСТАВЛЕНИЯ

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАРАНЕЕ ОБОСНОВАННЫМ КРИТЕРИЕМ

1. Какие типы уроков деятельностной  направленности Вы знаете?  2. В чем заключается принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков?

1. Какие типы уроков деятельностной направленности Вы знаете? 2. В чем заключается принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков?

Типы уроков 1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии  3.  Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля

Типы уроков

1. Урок открытия нового знания

2. Урок рефлексии

3. Урок построения системы знаний

4. Урок развивающего контроля

Назовите два основных шага учебной  деятельности на уроке открытия нового знания.
  • Назовите два основных шага учебной деятельности на уроке открытия нового знания.

2. Назовите два основных шага коррекционной деятельности на уроке рефлексии.

Логика построения урока открытия нового знания

Логика построения урока открытия нового знания

Логика построения  урока рефлексии  Что я не знаю или не умею? Сам преодолеваю возникшее затруднение

Логика построения урока рефлексии

Что я не знаю

или не умею?

Сам преодолеваю возникшее затруднение

Мы рады нашему успеху!

Мы рады нашему успеху!

Просмотр содержимого презентации
«Физкультминутка Весна крокує по планеті»

Ф и зминутка “ Весна шагает по планете” Біляченко Ольга Василівна, м. Київ, Скандинавська гімназія

Ф и зминутка

Весна шагает

по планете”

Біляченко Ольга Василівна, м. Київ, Скандинавська гімназія

Для оформлення використано ресурси інтернету

Для оформлення використано ресурси інтернету