СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОТЧЕТ

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 

В условиях внедрения новых образовательных стандартов  перед нами стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.

Мы  должны   перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их.

Свои уроки стараюсь построить так, чтобы ученики были главными «действующими героями» на протяжении всего урока, и чтобы деятельность каждого ученика на уроке была осмыслена, личностно-значима. Ребёнок должен понимать: что он хочет сделать, зачем он это делает, как он это делает и  как он это сделал.  

Чтобы реализовать деятельностный подход я организую коллективную деятельность на уроке, так как коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия.

 В этом случае дети постоянно обсуждают некоторые проблемы друг с другом, включаются в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности.

Для включения детей в активную познавательную коллективную деятельность,  я  пытаюсь связать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами  учащихся;  привлекаю для обсуждения прошлый опыт учащихся; добиваюсь того чтобы дети приняли участие в диалоге, дискуссиях,  выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или   отвечающего на него;  привлекаю учащихся к выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных,  фантазийных и музыкальных впечатлений; использую на уроках разнообразные упражнения по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным  словам); стараюсь  оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной   характеристикой.

         В своей практике я использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:

1) групповая работа, работа в парах

2) ролевые и деловые игры

3) языковые игры

4) разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

На уроках русского языка я использую следующие игры:

Расшифруйте анаграммы 

Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.

         Например даю детям задание:  Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (бор, роза, раб), слово (волос, вол ), чувство (ус, вот

Игра в неполные слова 

Я записываю на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа.

Придумать небылицу за 10 минут 

На листке пишу какую- либо фразу (или несколько), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передю ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. 

 Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

Кто это был (или была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал (-а)?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (её) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса).

Так же в своей работе использую «Загадки – шутки». Например вот такие:

- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).

- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).

- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).

- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они  вы – мы – ты).

- На что похожа половина яблока? (На другую половину).

- Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком)

Очень важной частью по развитию мелкой моторики у детей является «пальчиковые игры», которые используются на динамических паузах в процессе урока. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дети очень любят  «пальчиковые игры» и с удовольствием их выполняют.

 Гусь.

Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь. Он тебя совсем не тронет, Только голову наклонит.

Выполняем так: Руки стоят на столе на локотке, а кисть расположена горизонтально, как клюв гуся. На первые две строчки поворачиваем кисть из стороны в сторону, а на 3-4 строке – наклоняем кисть вниз и поднимаем вверх (как будто киваем). Выполняем сразу двумя руками.

Моя семья.

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот я – Вот и вся моя семья.

Выполняем так: Ладошки раскрыты. Пальчиками левой руки загибаем пальчики правой, начиная с большого пальца. На последней строчке пальцы сжаты в кулак и поворачиваем его из стороны в сторону. Потом повторить с другой рукой. Можно делать сразу двумя руками, тогда пальчики просто загибаются, без помощи другой руки.

Котята.

Вот за партами ребята                             

расшалились, как котята:

парты пальчиками трут,

словно лапками скребут.

Выполняем так: Ребенок ставит подушечки пальцев на стол и иммитирует движение котят, подтягивает пальцы к ладони, а затем оттопыривает. Выполняет сразу двумя руками.

 На уроках математики  часто использую  игру с мячом. Особенно удобно закреплять играя в мяч таблицу сложения и умножения.

Дети и учитель становятся в круг. Один ребенок называет пример и бросает мяч кому либо из играющих.  Участник должен поймать мяч и быстро назвав ответ ударить мячом об пол. Если ответ правильный игрок загадывет пример следующему участнику, если неверный ответ – выбывает из игры.

Очень любят дети игру «Самый быстрый почтальон».

Я раздаю пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстрее и правильнее разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Игра «Лучший летчик».

Провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать летчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка, друзья,

Летчикам поможет математика.

На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

 

4   7   5                3   4   5                   8   6   7

3+2                      2+2                         5+3

5   6   7                8   9   7                   10   9   7

4+2                     10 – 3                      10 – 1 

Класс делится на три команды. В каждой назначаются летчики и контролеры. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу.

В конце игры подводятся итоги.

Я показываю на выражение. Контролеры подтверждают ответ или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего летчика. Допущенные ошибки анализируются.

Игра «Забей мяч в корзину». Провожу во 2-м классе. Закрепление таблицы умножения и деления.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

Очень любят дети урок-путешествие . Приведу пример такого урока «Путешествие по зимнему лесу»

1.В начале урока спрашиваю:

«Кто хочет погулять по зимнему  лесу? Как легче продвигаться по заснеженному лесу? Встаем на лыжи».

2.Устный счет (на доске).

Лыжник идет от одного флажка к другому, дети устно решают примеры, записанные на флажках. Итак, мы в лесу.

3.Решаем задачи.

Кого мы можем встретить в лесу зимой? Чем угостить?

«У нас в корзинке было 6 морковок. 1 морковку отдали зайке. Сколько осталось?», «На кормушке было 3 птички. Мы подсыпали корм и прилетели еще 2 птички, а потом еще 2. Сколько стало птичек?», «Было 5 шишек, одну дали белочке. Сколько шишек осталось?».

4.Практические упражнения.

«Пришли на полянку. Давайте, слепим снеговика (решают примеры на снежках). Пошел снег. Он падает, кружится  (включаем музуку, дети имитируют снежинки).

Урок-путешествие провожу на разные темы « В гости к почтальону Печкину» , «Где живут книги» «Тачки» «Олимпийские рекорды» и т.д.  на этих уроках мы не только изучаем математику но и знакомимся с работой посещаем аэропорт, стадион, цирк и многое другое. Такой урок тесно связывает ученика с жизнью, учит их видеть много интересного в окружающем мире и имеет свою воспитательную цель. Если мы гуляем в зимнем лесу, то помним, что в нем зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой, не забываем подкормить зимующих птиц. В гостях у Незнайки закрепляем правила поведения, напоминаем  об уважительном отношении друг к другу. Путешествуя по городу, вспоминаем правила дорожного движения.

Игровая деятельность присутствует на всех уроках в начальной школе. Например на уроке окружающего мира мы отправляемся в путешествие на дно океана или в космическое пространство.

При изучении темы «Что и кто?» в 1 классе я  провожу игру-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода.

Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

На уроках литературного чтения я использую творческие задания игрового действия. Например :

Работа с кроссвордами.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю оставление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

  Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

Кроссворды можно составлять как в парах, так и в мини группах.

Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.

Драматизация.

Я  предлагаю детям  представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций: (выбор за детьми).

– пальчиковый театр; – кукольный театр; – костюмированные представления по известным произведениям; – музыкальные инсценировки; – спектакли по собственным сценариям.

В 3-4 классах провожу игру « Древо МУДРОСТИ».

Сначала быстро  но внимательно читаем подготовленный учителем текст.  Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем дети заворачивают записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. По очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Проведение  рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием учителя в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии.

В начале урока  я предлагаю детям один из вариантов настроя на урок.

  1. Заранее раздаю на парту маленькие листочки, в начале урока говорю «Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили.» Дети рисуют.  «Подарите рисунок соседу по парте.» «Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.»
  2. «Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.»
  3. Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

  •  

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

В конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности в своей работе я использую «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

И еще один метод который эффективно можно использовать на заключительном этапе урока - рефлексивный прием «Солнышко». Я предлагаю детям закончить предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Или вариантом этого приема  может служить  прикреплённый на доске круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.