Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка
Подготовил учитель русского языка и литературы
Цуркина Е.И.
Советский психолог Л.С.Выготский считал: «Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление».
Чему должен научиться ребёнок на уроке?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями , без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.
Для каждого педагога очень важно перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Важно осознать, что именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке.
Как сделать урок русского языка интересным?
Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Виды заданий, повышающих мотивацию
Главный отличительный признак таких заданий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют «продуктивной», творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Эти задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").
«Загадки». Учащиеся любят работать у доски. Это можно использовать и для формирования положительной мотивации. Загадки составляются на основе омонимии, на основе толкования слов, пословиц. Тот, кто первым отгадал слово, делает его фонетический разбор у доски. Она в лес не убежит (работа)
«Орфографические задачки». Это упражнение - своеобразный диктант, который позволяет проверить не только умения учащихся правильно написать слово, но их знания значений терминов и понятий. В таком диктанте учащимся предлагают записать слово, которым можно заменить словосочетание, дающее определение этому слову.
Графическое обозначение звука на письме (буква) . Часть слова перед корнем ( приставка) .
"ПРЕДМЕТНЫЕ" (терминологические) диктанты.
Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант.
Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем.
Литературоведческий диктант Художественное преувеличение.
На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания . Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога
Проектная деятельность обучающихся
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам индивидуальной и совместной деятельности в ходе проектов.
Главными целями введения этого метода являются:
1. развитие интереса к предмету;
2. приобретение исследовательского опыта;
3. развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;
4. развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
5. получение дополнительных знаний по теме;
6. развитие навыков монологической речи .
«Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам: первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь; вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета; третья строка – три глагола, описывающие действия предмета; четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; пятая строка - слово-синоним к первому.
Она Интересная, фантастическая. Рассказывает, развлекает, воспитывает. Ученье – свет, неученье – тьма. Книга.
Реализация системно-деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость . У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и в жизни. Ведущими характеристиками ученика становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
А для учителя системно-деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Важнейшей задачей становится - воспитание ученика-исследователя. Достижение поставленных целей возможно при использовании деятельностного метода - процесса, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Показатели владения педагогом современными технологиями системно-деятельностного подхода -Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему. -Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями. - Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе. - Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. - Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. - Организует проектные и событийные формы работы. - Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе. - Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты. - Обеспечивает включение родителей в проектную деятельность детей.
Спасибо за внимание!