СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход в преподавании химии в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовые принципы системно- деятельностного подхода, положенные в основу ФГОС, определяют новые формы организации учебного процесса. Единицей учебного процесса становится не урок, а учебная ситуация, которая требует от педагога использования методического и дидактического материала, отвечающего современным требованиям.

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в преподавании химии в школе»

Системно-деятельностный подход в преподавании химии в школе  «Просто знать – еще не все, знание надо уметь использовать» Иоганн Вольфганг фон Гете

Системно-деятельностный подход в преподавании химии в школе

«Просто знать – еще не все, знание надо уметь использовать» Иоганн Вольфганг фон Гете

Системно-деятельностный подход -  подход в обучении, при котором ребенок  сам добывает  знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Системно-деятельностный подход -

подход в обучении, при котором ребенок

сам добывает

знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Главные принципы системно-деятельностного подхода:  системность – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного или целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).  деятельностный подход заключающийся в том, что обучающийся, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному, успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Главные принципы системно-деятельностного подхода:

системность – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного или целостного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).

деятельностный подход заключающийся в том, что обучающийся, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному, успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода служат задания, фрагменты уроков, методы и приемы:

Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-деятельностного подхода служат задания, фрагменты уроков, методы и приемы:

Прием нестандартной постановки вопроса При стирке белья в Питере затрачивается мыла меньше, чем в Нижнем Новгороде. Почему? Как поступить, если вы находитесь в помещении, где произошла утечка хлора? Почему хлор не пригоден для отбеливания шерстяных тканей? Студент решил подарить своей возлюбленной кольцо из железа собственной крови, но погиб, так и не собрав нужного количества. Почему? Водород не ядовит, но известен случай, когда лаборант отравился при получении данного газа. Как объяснить этот факт?

Прием нестандартной постановки вопроса

  • При стирке белья в Питере затрачивается мыла меньше, чем в Нижнем Новгороде. Почему?
  • Как поступить, если вы находитесь в помещении, где произошла утечка хлора? Почему хлор не пригоден для отбеливания шерстяных тканей?
  • Студент решил подарить своей возлюбленной кольцо из железа собственной крови, но погиб, так и не собрав нужного количества. Почему?
  • Водород не ядовит, но известен случай, когда лаборант отравился при получении данного газа. Как объяснить этот факт?
Творческое задание участникам КВН, викторины и т. д.: «Угадайте вещество»    В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;  это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;  в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;  это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;  говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть. Это -…соль  (урок в 8 классе по теме «Соли» – проблемное изучение новой темы)

Творческое задание участникам КВН, викторины и т. д.: «Угадайте вещество»

В чёрном ящике -вещество, без которого невозможна жизнь растений, животных и человека;

это химическое соединение необходимо для существования в крови эритроцитов, сокращения мышц, переваривания пищи в желудке;

в год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это -…соль

(урок в 8 классе по теме «Соли» – проблемное изучение новой темы)

Химический эксперимент    Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди (II) опускают очищенный от ржавчины гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.  Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор питьевой соды – NaHCO 3 . С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.  Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl 3 . Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.   Обучающиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта?

Химический эксперимент

Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди (II) опускают очищенный от ржавчины гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.

Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор питьевой соды – NaHCO 3 . С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.

Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции «серебряного зеркала» добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl 3 . Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя:

Что объединяет эти три опыта?

Химический эксперимент   При смешивании воды и кристаллов перманганата калия учащиеся наблюдают образование однородного раствора фиолетового цвета. Вопрос – произошло ли превращение веществ или это просто перемешивание, так как частицы малы и невидны невооружённым глазом.  ( метод разделения веществ).  В результате эксперимента становится видно, что с водой в ходе перемешивания ничего не произошло, просто молекулы воды и частицы перманганата калия равномерно перераспределились друг относительно друга.

Химический эксперимент

При смешивании воды и кристаллов перманганата калия учащиеся наблюдают образование однородного раствора фиолетового цвета. Вопрос – произошло ли превращение веществ или это просто перемешивание, так как частицы малы и невидны невооружённым глазом.

( метод разделения веществ).

В результате эксперимента становится видно, что с водой в ходе перемешивания ничего не произошло, просто молекулы воды и частицы перманганата калия равномерно перераспределились друг относительно друга.

«Вставь пропущенное слово»    «Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент ………. В атоме …… находится …….. электронов и …… протонов, на внешнем энергетическом уровне – ……… электронов. Из строения атома следует, что …… – типичный ……… Атом ………образует простое вещество с формулой …….. Вещество…… по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. …….. и его соединения применяются для дезинфекции помещений».   Текст должен быть размножен в бумажном варианте. Подставив нужные слова, обучающиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».

«Вставь пропущенное слово»

«Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент ………. В атоме …… находится …….. электронов и …… протонов, на внешнем энергетическом уровне – ……… электронов. Из строения атома следует, что …… – типичный ……… Атом ………образует простое вещество с формулой …….. Вещество…… по физическим свойствам – газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. …….. и его соединения применяются для дезинфекции помещений».

Текст должен быть размножен в бумажном варианте. Подставив нужные слова, обучающиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема: «Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».

Задания по теме «Кислоты» (изучение нового материала)  1 . Рассмотрите формулы кислот на стр. 71. Найдите сходство между ними. Сформулируйте и запишите определение.  2. Как можно разделить кислоты по составу?  3. Сколько атомов водорода может быть в кислоте.  4.Составьте схему классификации кислот по этим двум признакам.  ИЛИ  Дополните схему. Какие признаки положены в основу классификации кислот? Приведите примеры кислот каждой группы, записав формулы в схему.   _____________ Одноосновные HNO 3 ,____________ H 2 SO 4 ,___________ _____________ H 3 PO 4 ,_____________ КИСЛОТЫ ______________ HCl___________ Кислородосодержащие H  2 SO  4 ,___________

Задания по теме «Кислоты» (изучение нового материала) 1 . Рассмотрите формулы кислот на стр. 71. Найдите сходство между ними. Сформулируйте и запишите определение. 2. Как можно разделить кислоты по составу? 3. Сколько атомов водорода может быть в кислоте. 4.Составьте схему классификации кислот по этим двум признакам. ИЛИ Дополните схему. Какие признаки положены в основу классификации кислот? Приведите примеры кислот каждой группы, записав формулы в схему.

_____________

Одноосновные

HNO 3 ,____________

H 2 SO 4 ,___________

_____________

H 3 PO 4 ,_____________

КИСЛОТЫ

______________

HCl___________

Кислородосодержащие

H 2 SO 4 ,___________

«Интеллектуальная разминка»   Установите соответствие между названием класса и его представителями:  С a О,  C О 2,  BaSO 4 ,  H 2 S О 4 ,  HCl ,  H 2 C О 3 ,  Fe 2 О 3 ,  CaCO 3 , С a (О H ) 2 ,  P 2 О 5 , С u (О H ) 2 , K О H , Cu О, Na 2 SO 4 , Mg ( NO 3 ) 2 ,  Na О H ,   H 3 P О 4 ,  NaCl , Ba (О H ) 2 ,  HNO 3

«Интеллектуальная разминка»

Установите соответствие между названием класса и его представителями:

С a О,  C О 2,  BaSO 4 ,  H 2 S О 4 ,  HCl ,  H 2 C О 3 ,  Fe 2 О 3 ,  CaCO 3 , С a (О H ) 2 ,  P 2 О 5 , С u (О H ) 2 , K О H , Cu О, Na 2 SO 4 , Mg ( NO 3 ) 2 ,  Na О H , 

H 3 P О 4 ,  NaCl , Ba (О H ) 2 ,  HNO 3

Установите соответствие между названием соединения и классом вещества 1.Карбонат бария 2.Натрий 3.Оксид магния 4.Гидроксид калия 5.Сульфид алюминия 6.Нитрид лития 7.Силикат кальция 8. Оксид алюминия 9. Гидроксид меди ( II) 10 .Гидрокарбонат натрия А. простое вещество – металл Б.средняя соль В.бинарное соединение Г.основной оксид Д.растворимое основание Е.кислая соль Ж.нерастворимое основание З.амфотерный оксид

Установите соответствие между названием соединения и классом вещества

1.Карбонат бария

2.Натрий

3.Оксид магния

4.Гидроксид калия

5.Сульфид алюминия

6.Нитрид лития

7.Силикат кальция

8. Оксид алюминия

9. Гидроксид меди ( II)

10 .Гидрокарбонат натрия

А. простое вещество – металл

Б.средняя соль

В.бинарное соединение

Г.основной оксид

Д.растворимое основание

Е.кислая соль

Ж.нерастворимое основание

З.амфотерный оксид

Составление обратных генетических рядов  Для соли BaSO 4 составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.  ? → ? → ?

Составление обратных генетических рядов

Для соли BaSO 4 составить формулы соответствующего ей основания и кислоты. Для последних напишите формулы соответствующих им оксидов, а для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла.

? → ? → ?

Задачи нестандартного содержания  Никто не вспомнит, когда люди впервые начали использовать железо, так как было это очень давно. Без соединений железа немыслима наша жизнь. Но некоторые соединения совсем для нас нежелательны.  Задача: Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками, вместо бельевого шнура. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье «ржавые» полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен? Направление поиска решения. -устанавливают химическую формулу ржавчины; -записываю n уравнение реакции и условия образования этого вещества; -делаю n вывод; -подтверждаю n опытным путём (действуй по инструктивной карте!); Примерный ответ: Оксид железа ( III ) - ржавчина, образуется при взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода. Удалить ржавчину в домашних условиях можно раствором уксусной кислоты.

Задачи нестандартного содержания

Никто не вспомнит, когда люди впервые начали использовать железо, так как было это очень давно. Без соединений железа немыслима наша жизнь. Но некоторые соединения совсем для нас нежелательны.

Задача: Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками, вместо бельевого шнура. Когда белье высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье «ржавые» полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Направление поиска решения.

-устанавливают химическую формулу ржавчины;

-записываю n уравнение реакции и условия образования этого вещества;

-делаю n вывод;

-подтверждаю n опытным путём (действуй по инструктивной карте!);

Примерный ответ: Оксид железа ( III ) - ржавчина, образуется при взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода. Удалить ржавчину в домашних условиях можно раствором уксусной кислоты.

Задачи нестандартного содержания  Дикие олени  отыскивают солончаковые почвы, слизывают выступающие на поверхности отложения соли, пьют солёную воду в Карском море.  Оленеводы практикуют раздачу соли животным.  Задача. Почему травоядные животные (олени) чаще испытывают недостаток соли, чем хищные (волки), и поэтому в корм скоту иногда добавляют поваренную соль.  Направление поиска решения.  -устанавливают химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);  -устанавливают химический состав пищи растительного и животного происхождения (работа с таблицей);  -сравнивают, делают вывод.  Примерный ответ.  В растительной пище преобладают соли калия. Но организму необходимы и соли натрия, так как ион натрия входит в состав крови и лимфы.  Дополнительно. На долю натрия приходится 0,1 % массы тела человека. Рассчитай массу натрия в своём организме.

Задачи нестандартного содержания

Дикие олени отыскивают солончаковые почвы, слизывают выступающие на поверхности отложения соли, пьют солёную воду в Карском море. Оленеводы практикуют раздачу соли животным.

Задача. Почему травоядные животные (олени) чаще испытывают недостаток соли, чем хищные (волки), и поэтому в корм скоту иногда добавляют поваренную соль.

Направление поиска решения.

-устанавливают химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);

-устанавливают химический состав пищи растительного и животного происхождения (работа с таблицей);

-сравнивают, делают вывод.

Примерный ответ. В растительной пище преобладают соли калия. Но организму необходимы и соли натрия, так как ион натрия входит в состав крови и лимфы.

Дополнительно. На долю натрия приходится 0,1 % массы тела человека. Рассчитай массу натрия в своём организме.

Установите последовательность процессов при производстве серной кислоты контактным способом: А.Окисление сернистого газа кислородом.  Б.Улавливание (абсорбция) оксида серы(VI) с образованием серной кислоты или олеума  В. Получение сернистого газа   1 2 3

Установите последовательность процессов при производстве серной кислоты контактным способом:

А.Окисление сернистого газа кислородом.

Б.Улавливание (абсорбция) оксида серы(VI) с образованием серной кислоты или олеума

В. Получение сернистого газа

1

2

3

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Составление кластера  1. В центре классной доски, написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.  Обучающимся предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера.

Составление кластера

1. В центре классной доски, написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Обучающимся предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за 1 – 1,5 минуты и записать в виде кластера.

Кластер по теме «Сера. Аллотропия. Физические свойства серы» Твердое вещество желтого цвета В природе встречается в свободном состоянии и в виде соединений Легкоплавкое  вещество Сера Сера пластическая и кристаллическая t пл = 112,8 0 С t кип =444,6 0 С Сера не растворяется в воде Молекулярная кристаллическая решетка

Кластер по теме «Сера. Аллотропия. Физические свойства серы»

Твердое

вещество

желтого цвета

В природе

встречается

в свободном

состоянии и в

виде соединений

Легкоплавкое

вещество

Сера

Сера

пластическая

и кристаллическая

t пл = 112,8 0 С

t кип =444,6 0 С

Сера

не растворяется

в воде

Молекулярная

кристаллическая

решетка

Инсерт  В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.  Прием осуществляется в несколько этапов.  I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:  V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.  II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.  III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:  IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. V «это я знаю» - «это противоречит моему представлению» + «мне это интересно» ? «у меня возникло желание узнать больше»

Инсерт

В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов. I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

V

«это я знаю»

-

«это противоречит моему представлению»

+

«мне это интересно»

?

«у меня возникло желание узнать больше»

Молекула водорода состоит их двух атомов.  Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью. Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку. Водород можно собрать методом вытеснения воздуха. 1 моль водорода при н. у. занимает объём 22,4 литра. В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя. Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами. Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов. Водород является экологически чистым топливом. Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.

Молекула водорода состоит их двух атомов.

  • Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью. Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку. Водород можно собрать методом вытеснения воздуха. 1 моль водорода при н. у. занимает объём 22,4 литра. В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя. Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами. Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов. Водород является экологически чистым топливом. Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.
Найдите лишнее вещество 1.CaO, H 2 O, HCl, CuO 2.NaCl, Na 2 SO 4, NaHSO 4, Na 2 CO 3 3. NaOH, KOH, LiOH, Cu(OH) 2

Найдите лишнее вещество

1.CaO, H 2 O, HCl, CuO

2.NaCl, Na 2 SO 4, NaHSO 4, Na 2 CO 3

3. NaOH, KOH, LiOH, Cu(OH) 2

Проектная деятельность школьников на уроке химии    Использование информационных технологий в том числе ресурсов сети Интернет alhimikov.net › video/neorganika/menu.html  ParamitaCenter.ru› Видео- опыты по химии school-collection.edu.ru

Проектная деятельность школьников на уроке химии

Использование информационных технологий в том числе ресурсов сети Интернет

alhimikov.net › video/neorganika/menu.html

ParamitaCenter.ru› Видео- опыты по химии

school-collection.edu.ru

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.