СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системный подход к воспитанию физических (двигательных) качеств на уроках физкультуры различными методами

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны основные характеристики физических (двигательных) качеств и методы их воспитания различными способами в зависимости от возраста и подготовленности учеников.

Просмотр содержимого документа
«Системный подход к воспитанию физических (двигательных) качеств на уроках физкультуры различными методами»















Тема:

" Системный подход к воспитанию физических (двигательных) качеств на уроках физкультуры различными методами "













Вареников Александр Михайлович -

учитель физической культуры

высшей категории, "учитель - методист"

МБОУ "СОШ № 12" г. Симферополя











1



Содержание


Введение .............................................................2 стр.


1. Понятие - "физические качества" .....................2 стр.


2. Развитие физических способностей .................3 стр.


3. Возрастная периодизация...................................9 стр.


4. Метод организации занятий...............................14 стр.


5. Если на уроке два класса....................................17 стр.


6. Выводы..................................................................22 стр.



























2

Введение


Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.
Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, 
выносливости достигаются в разном возрасте.


Понятие - "физические качества"

Термины "физические качества" и "двигательные качества" используются как равнозначные. Они определяют отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях. Одно  и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. 

Физические  качества у детей проявляются  через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Применительно к динамике физических качеств употребляются термины "развитие" и "воспитание". Термин "развитие"характеризует естественный ход изменений качества, а "воспитание" предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей двигательного качества (В.М. Зациорский).

Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, походящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

Все физические качества являются врожденными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие, а "воспитание физических качеств".

3

Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма.

Во - первых, в школьном возрасте развитие одного качества положительно сказывается на росте показателей других физических, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников.

Во - вторых, в ходе развития различных функций организма существуют критические (сенситивные) периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно. Для двигательной функции в целом, под которой понимается совокупность физических качеств, двигательных умений и навыков, этот период находится в диапазоне 7-12 лет.

В - третьих, в процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста особенно остро проявляется необходимость реализации дидактических принципов. Воспитание физических качеств сопряжено, как правило, со значительными физическими нагрузками. Дети и подростки в состоянии их переносить без ущерба для организма при неуклонном соблюдении постепенности роста нагрузок, учета их индивидуальных особенностей. Положительные эмоции позволяют не только с большим интересом относится к занятиям, но и способствуют максимальному проявлению физических качеств у детей и подростков.


Развитие физических способностей

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации. В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.

То есть физические или двигательные способности человека, проявляются в разнообразной двигательной деятельности и базируются на физических качествах. Стимулирование развития физических качеств человека является жизненно необходимым, и в педагогике физического воспитания является одной из важнейших задач, относящихся к группе оздоровительных задач. Всего существует пять физических качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость, а на их основе, различные физические способности - скоростно - силовые, быстрота реакции, силовая выносливость и др.

Развитие силы. Сила - это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений различают:

1) абсолютная сила - это величина максимальных усилий;

4

2) относительная сила - это величина  абсолютной силы отнесенная на килограмм массы тела.

При развитии силовых способностей рекомендуется применять разнообразные средства, а также следующие методы:

  • повторное поднимание веса до выраженного утомления;

  • поднимание предельного веса;

  • поднимание предельного веса с максимальной скоростью.

Следовательно, используют методы повторного, максимального и динамического усилий. В практике физического воспитания школьников они имеют свои особенности.

В младшем школьном возрасте силовые упражнения применяются ограниченно. Дети в этом периоде немного лучше переносят скоростно-силовую нагрузку со средствами прыжкового, акробатического характера, динамические упражнения на гимнастических снарядах.

В подростковом возрасте создаются более благоприятные посылки для развития как скоростно-силовых, так и силовых способностей. На уроках физической культуры и спортивной тренировки применяются динамические силовые упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, переноска груза, толкание ядра.

В возрасте 15-16 лет активно формируется силовая выносливость, увеличивается количество упражнений с отягощениями, проводятся лазания по канату на скорость, применяются элементы борьбы. У девушек силовые упражнения ограничиваются из-за уменьшения относительной силы мышц.

Подбор средств, способствующих развитию силы, должен предусматривать гармоничное развитие мышечной массы. Практика свидетельствует о том, что силовые способности у подростков можно развивать, применяя упражнения со штангой.

В младшем школьном возрасте целесообразно использовать для воспитания скоростно-силовые упражнения динамического характера, в среднем школьном возрасте - небольшие объемы нагрузок малой интенсивности.

Опыт передовой практики позволяет считать, что собственно силовые способности - мышечную силу - следует развивать с подросткового возраста, используя при этом методы повторных и динамических усилий. Применяются упражнения с повышенным сопротивлением - необходимо преодолевать тяжесть различных предметов (гантели, штанга, мешки с песком и т.д.), и упражнения с отягощением, равным весу собственного тела, а также тренажерные устройства.

Силовые упражнения с малым и средним отягощениями выполняются повторными сериями. Не рекомендуется выполнять упражнения, требующих больших силовых напряжений, в особенности с задержкой дыхания.

Средства развития силы должны способствовать формированию основных групп мышц нижних и верхних конечностей, плечевого пояса и т. д. Наибольший эффект в воспитании силовых способностей достигается при применении такой формы организации занятий, которая позволила бы комплексно развивать все мышечные группы.

Развитие быстроты. Быстрота - это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия и делиться на 2 группы:

1) быстрота одиночного движения (например бег);



5

2) быстрота двигательных реакций - это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Основой методики развития быстроты являются упражнения, которые выполняются с максимальной (предельной) интенсивностью в течении короткого времени - не более 6 сек. Как показывают исследования возрастных особенностей формирования данной способности, быстрота наиболее успешно развивается в младшем и подростковом возрастах. Поэтому в этом же возрасте целесообразно развивать быстроту средствами физического воспитания, направленными на повышение частоты движения. В возрасте же 12-15 лет следует повышать скоростные способности, применяя скоростно-силовые упражнения. Продолжительность выполнения скоростного упражнения для детей и подростков должна быть в пределах 4-6 сек. Преподаватель должен добиваться того, чтобы хоть в малых объемах от занятия к занятию повышались скоростные способности, увеличивалось количество движений в единицу времени.

Используемые для воспитания данной способности упражнения не должны носить однообразного характера. Их задача - охватывать различные группы мышц, совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы, повышать координационную способность занимающихся.

Особый интерес представляют исследования, направленные на определение интервалов отдыха между выполняемыми скоростными упражнениями. В занятиях с детьми и подростками для воспитания скоростных качеств при повторном выполнении упражнений целесообразны относительно короткие интервалы отдыха в пределах 2 мин., с использованием которых можно проводить более интенсивные занятия. Однако, интервалы отдыха, как и периоды работы, не должны быть постоянными. Их следует варьировать, чтобы избежать стабилизации уровней в развитии быстроты и скоростной выносливости, связанных с адаптацией организма к однообразной, часто повторяющейся работе.

Особое значение приобретают исследования, в которых обоснованы методические указания по организации занятий. Рекомендуется перед выполнением упражнений на быстроту проводить разминку не менее 15-20 мин. Особое значение практика уделяет необходимости подготовки опорно-двигательного аппарата к выполнению быстрых движений.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости. Наиболее эффективно быстрота у школьников будет развиваться в том случае, если в урок физической культуры вводятся подвижные и спортивные игры.

Упражнения, воспитывающие быстроту, должны быть: технически несложными, выполненными на уроке одними из первых, хорошо усвоены занимающимися, по продолжительности такими, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась из-за утомления, а для детей и подростков - не превышающими 5-6 сек.

При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых; последующие упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления.

При подборе средств, направленных на воспитание быстроты, кроме скоростных упражнений бегового характера, используются упражнения, взятые из других видов.

Развитие выносливости. Выносливость - это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности. Утомление - это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

6

Выносливость воспитывается в том случае, если во время занятий организм обучающихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, что в значительной степени способствует повышению работоспособности, это подтверждается одним из теоретических определений самого понятия: выносливость - способность организма бороться с утомлением.

Дети младшего школьного возраста не отличаются высоким уровнем развития выносливости. Однако, уже к 10 - летнему возрасту у них повышается способность к

неоднократному выполнению скоростной работ (повторный бег на короткие дистанции), в течение продолжительного времени. Следовательно, медленный бег может с успехом применяться как средство развития выносливости уже с младшего возраста.

Предлагается уже с первых уроков физической культуры в начальной школе уделять внимание развитию общей выносливости. При этом рекомендуется использовать в основном медленный продолжительный бег в равномерном темпе.

Начиная с 4-го класса применяется несколько иная методика - дистанция постоянно сокращается, и соответственно, повышается скорость, при этом частота сердечных сокращений (ЧСС) сохраняется в пределах 170 -185 ударов в минуту. Для отдыха рекомендуется отводить 45 - 90 сек. При постепенном увеличении продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11- 12 - летнем возрасте можно довести до 14 км в неделю. Развивают выносливость ходьба, бег, передвижение на лыжах на дистанции от 1 км до 1,5 км.

К тому, что в возрасте 8 -10 лет можно влиять на развитие динамической выносливости, используя бег максимальной интенсивности (ускорение) или подвижные игры такой направленности, приходят в своих исследованиях многие авторы.

Практика свидетельствует, что статическая выносливость отлично воспитывается с помощью упражнений в сопротивлении, связанных со значительным напряжением и с элементами статики. При этом в виде отдыха рекомендуются динамические упражнения и упражнения на расслабление. Отличным средством воспитания общей выносливости считается медленный бег, особенно по пересеченной местности.

В практике школы возможно применение методов медленной, повторной и равномерной работы. К такому мнению приходят многие исследователи, считая, что выносливость необходимо воспитывать с младшего школьного возраста, используя медленный бег в течение 8 - 30 мин., регби, футбол - 30 - 6 мин. Объем и интенсивность работы при воспитании выносливости нужно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса, величина которого не должна превышать у школьников 190 ударов в минуту. Длительность отдыха при пробегании дистанций от 30м до 80м может составлять от 1 до 1,5 мин. При пробегании от 150м до 250м интервал увеличивается до 3 - 4 минут.

При развитии выносливости применяется серия разнообразных средств тренировочного воздействия. Равномерный метод работы состоит в том, чтобы давать нагрузки с учетом индивидуальной физической подготовленности школьников и регулировать ее во времени. Упражнения при этом методе выполняются в одном темпе, без скачков и ускорений. Метод повторений позволяет регулировать нагрузку количеством повторений упражнений при достаточных интервалах отдыха. Метод переменной работы заключается в том, чтобы упражнения выполнялись в переменном темпе. Что касается интервалов отдыха между выполнением упражнений на выносливость, то они зависят от длины дистанции и составляют от 1 - 4 мин. ЧСС

7

у обучающихся в зависимости от физической подготовленности - от 140 до 180 ударов в минуту.

Интенсивность выполнения упражнений при развитии выносливости должна быть выше критической - 75 - 80 % максимальной. Интервалы отдыха, как правило заполняются малоинтенсивной работой.

Развитие гибкости. Гибкость - это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой и зависит от:

  • эластичности и податливости мышц связок;

  • от температуры внешней среды;

  • от суточной периодики (утром, вечером);

  • от строения суставов;

  • от общего состояния организма.

различают:

  • активная гибкость - увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

  • пассивная гибкость - амплитуда достигается  за счет внешних растягивающих сил.

Разница между активной и пассивной гибкостью называется "запас гибкости".

Гибкость взаимосвязана с другими физическими способностями и влияет на уровень их развития.

Проведенные Б.М. Сермеевым исследования позволяют говорить об эффективности следующих упражнений при избирательном воспитании гибкости. Так, для позвоночника применяют наклоны из различных исходных положений, выполняемые с помощью и без помощи партнера, для тазобедренного сустава - махи ногами в передне-заднем и поперечном направлениях, выпады, шпагат в упоре на руках с покачиванием, упражнения у гимнастической стенки, для суставов плечевого пояса - отведение рук в различных плоскостях, вращение руками, упражнение с палками, упражнения у гимнастической стенки.

Проведены исследования различных вариантов дозированной нагрузки и определены возрастные периоды наиболее эффективного развития данного двигательного качества у детей школьного возраста.

При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями применяются и статические. рекомендуется использовать две группы упражнений, которые различаются по режиму работы мышц: в первой группе растягивание чередуется с расслаблением или сокращением, во второй - создается равномерная нагрузка на мышцы. Таким образом, динамические и статические упражнения по-разному влияют на увеличение активной и пассивной гибкости. Смешанные упражнения (динамико-статические) увеличивают как активную, так и пассивную подвижность. Следовательно, для развития гибкости можно использовать динамико-статический режим.

Дозирование физических нагрузок мальчикам следующие: для позвоночника - от 45 до 60 повторений, для тазобедренного сустава от 30 до 35 повторений на каждую ногу, для суставов плечевого пояса - от 25 до 35 повторений на каждую руку. При этом упражнения выполняются сериями - 3-5 ритмических повторений с постепенно увеличивающейся амплитудой. При появлении болевых ощущений упражнения прекращаются. Через каждые 10 дней количество повторений увеличивается.

Дозировка упражнений на гибкость у девочек школьного возраста несколько отличается от дозировки для мальчиков.

Особенности методики развития гибкости заключается в следующем. Для развития гибкости применяются упражнения с увеличенной амплитудой движения. Они

8

делятся на активные и пассивные. К последним относятся упражнения с самозахватом, с помощью партнера или груза. По увеличению степени воздействия на организм эти упражнения примерно соответствуют порядку их перечисления - в такой же последовательности их следует включать в комплекс по развитию гибкости.

При развитии гибкости наряду с динамическими упражнениями целесообразно использовать и статические. Фиксация отдельных частей тела проводится в пределах 20-30 сек. Упражнения на гибкость дают положительный эффект, если выполняются каждый день или же 2 раза в день. Наиболее удобным следует признать время с 10 до 11 ч. и с 15 до 16 ч.

Если необходимо увеличивать гибкость внешними факторами, то занятия проводятся в утепленном помещении или применяется усиленная разминка. Как правило, упражнение на гибкость включается или в подготовительную часть урока - при выполнении общеразвивающих упражнений, или в конце основной, но перед упражнениями на развитие других физических способностей.

Количество повторений при развитии подвижности различных суставов составляет для мальчиков от 30 до 60 раз, а для девочек - от 15 до 40 (в отдельных случаях до 55).

Упражнения на гибкость выполняются комплексами , по 3-5 повторений в каждом. Интервалы между ними заполняются упражнениями на расслабление.

Развитие ловкости. Ловкость - это способность человека решать двигательную задачу за короткий период обучения, а также перестраивать свои двигательные действия, в изменяющихся внешних условиях и делиться на две группы:

  • статическое равновесие (без перемещения);

  • динамическое равновесие (с перемещением).

Ловкость воспитывается в процессе обучения, усвоения многих и разнообразных двигательных умений и навыков. В.М. Зациорский отмечает, что поскольку ловкость определяет быстроту овладения навыками движений, то можно сказать, что "тренировать ловкость - значит тренировать тренируемость", т.е. чем выше у человека ловкость, тем быстрее у него будет улучшаться техника выполнения физических упражнений, следовательно, при воспитании ловкости могут использоваться методы, применяемые при обучении движениям.

Рассматривая взаимоотношения двигательного навыка и ловкости, нельзя не сказать о взаимосвязи данной способности с другими физическими способностями. Сила мышц, скоростные способности, гибкость, и в известной мере, выносливость наряду с кинестезией (чувство (восприятие) движения и положения собственного тела или его отдельных частей) представляют собой своеобразный субстрат ловкости. С одной стороны, уровень ее зависит от степени развития других двигательных качеств, а с другой - определяет возможности их рационального использования.

Эффективным средством воспитания ловкости являются подвижные игры, гимнастика, акробатика, легкоатлетические прыжки, метание. При выполнении упражнений, направленных на воспитание ловкости, соблюдаются следующие методические приемы: применение необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости, темпа движений, пространственных границ, в которых выполняется упражнение; смена способов выполнения упражнений; противодействий; усложнение упражнений дополнительными движениями.

Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления. Последующие упражнения рекомендуется выполнять, когда значительно не сказывается предшествующая нагрузка.

9

Основной задачей при развитии ловкости является овладение новыми многозначительными двигательными навыками и их компонентами. Если упражнение не имеет новизны, ловкость не развивается. Упражнения направленные на воспитание ловкости. целесообразно проводить в начале основной части тренировочного урока и включать в каждое занятие.

В практике физического воспитания школьников успешно применяются разнообразные средства и методы, способствующие совершенствованию физических способностей.

Составными компонентами методики воспитания физических способностей являются:

  • величина тренировочной нагрузки, объем и интенсивность выполнения физических упражнений;

  • продолжительность отдыха между упражнениями и его характер;

  • количество повторений физических упражнений и их соотношение.

Эти же компоненты определяют направленность разработки многолетнего педагогического воздействия в воспитании физических способностей обучающихся с учетом их возрастного и индивидуального развития.



Возрастная периодизация.

Избирательное воспитание способностей детей и подростков имеет свои особенности, которые выражаются прежде всего в возрастных закономерностях развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти закономерности являются основой развития физических способностей школьников.

Основным принципом возрастного воспитания физических способностей обучающихся является соразмерность педагогического воздействия сенситивным периодам или чувствительным зонам.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.

Таким образом, при выборе направленности и избирательности педагогических воздействий необходимо изучение возрастных закономерностей развития физических способностей.

Силовые способности. Одной из основных физических способностей человека является мышечная сила, которую можно определить как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Возрастному развитию силы отдельных групп мышц у детей и подростков посвящено большое количество исследований. Установлено, что активный темп прироста силы кисти и становой силы наблюдается в старшем возрасте. Это позволяет увеличить в этот период объем средств силовой подготовки.

Аналогичные выводы делают исследователи и при изучении силы сгибателей и разгибателей нижних и верхних конечностей у обучающихся разного возраста и пола. Установлено, что возрастное развитие мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой путь развития. Так, для сгибателей кисти, как и для остальных групп мышц, характерно постоянное повышение с возрастом абсолютного показателя силы. У девочек 8-15 лет существенный прирост обнаружен с 9 до 10 лет по силе мышц кисти и спины, с 10 до

10

11 - по всем трем группам мышц, с 11 до 12 - по силе мышц спины и ног, с 12 до 13 - по силе мышц спины.

Кроме рассмотренных возрастных особенностей развития силы, не менее важной является динамическая сила,в частности одна из ее разновидностей - скоростно-силовая способность, т.е. способность проявлять большие величины силы за короткий промежуток времени, что характерно, например, для скоростно - силовых упражнений: прыжков, метаний и пр.

Все исследователи отмечают поступательное, но и неравномерное, зависящее от возраста и пола изменение скоростно- силовой способности. Так, результаты прыжка вверх с места у девочек непрерывно улучшаются до 12-14 лет, затем следует некоторая их стабилизация и даже ухудшение.

У мальчиков среднегодовые показатели данной способности с годами повышаются, достигая своего максимума в 15-17 лет. Достоверные приросты взрывной силы зафиксированы у девочек 8-10, 11-14 лет, у мальчиков - 11-12 и 13-15 лет.

Проведенные многолетние исследования позволили определить также возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей у обучающихся разного уровня физического развития.

Скоростные способности. Быстрота - это комплекс функциональных свойств человека, по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Скрытое время двигательной реакции в движении кисти уже в 9-11-летнем возрасте становится близким к показателям взрослых. К 13-14 годам школьники достигают того же в движениях плеча, бедра, голени и стопы. От 7-до 16 лет темп движений увеличивается в полтора раза. Однако это увеличение от возраста к возрасту протекает неравномерно. Наиболее значительное увеличение отмечается в 7-9 лет. В 10-11 лет годовой прирост частоты движений несколько снижается (0,1 - 0,2 движения в секунду), в 12-13 лет снова увеличивается, а у 14-16-летних ежегодный прирост замедляется: у мальчиков до 0,1 - 0,2 движения в секунду, а у девочек совсем прекращается в 14-15 лет и является незначительным в 16 лет. Отмечаются небольшие различия по полам в максимальной частоте движений во всех суставах конечностей. В возрасте 7-10 лет у мальчиков темп движений выше, чем у девочек, а в возрасте 13-14 лет выше у девочек.

Не менее важной для практики физического воспитания по сравнению с названными формами проявления быстроты имеет скорость целостных двигательных актов. Во многих таких движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различают периоды нарастания скорости, максимума ее развития, снижения ее. Время нарастания максимальной скорости в стартовом разбеге не зависит от возраста и пола и падает на 5-6-й секунде, с возрастом увеличивается. У школьниц среднего физического развития скоростные способности с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Выносливость. В теории и методике выносливость в общем смысле представляет собой способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, критерием является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Общая выносливость у мальчиков младшего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем возрасте отмечается ее замедление, а в старшем - новое возрастание. У девочек с 8 до 13-14 лет этот показатель неуклонно


11

повышается, а после 14 лет резко снижается. Энергичное нарастание выносливости к динамическим мышечным напряжениям отмечается у мальчиков и девочек 8-11 лет.

Выносливость к статическим усилиям различных групп мышц претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания статического усилия сгибателями кисти наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8-11 лет увеличивается на 75,5%, 11-14 лет - на 11,4%, а в 14-17 лет - на 10,4 %. Более того , в младшем возрасте достоверные различия наблюдаются внутри возрастных групп. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2-3 года.

Выраженное увеличение статической выносливости мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наибольшее значительное повышение показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.

В характере возрастного изменения статической выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается уменьшение статической выносливости по сравнению с соответствующими показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные различия выявлены внутри групп младшего (8-9, 9-10, 10-11 лет) и среднего возрастов (11-12, 12-13 лет), в старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено. Они наблюдаются через 2-3 года. Последнее свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища к мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается на 76,5%, от 11 до 14 лет - на 32,9%, от 14 до 17 лет - на 63,1%.

Своеобразный ход естественного развития статической выносливости разгибателей туловища и ног зафиксирован у девочек 8-15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и значительно возрастает к 15 годам. Выносливость мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы - "вис" и "упор". Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы "вис" у мальчиков отмечено в 14 -летнем возрасте (4 мин. 30 сек.), а у девочек в 11 лет (4 мин. 35 сек.), время удержания позы "упор" увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.

Возрастные изменения развития выносливости к скоростно- силовым усилиям у детей младшего и среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

Гибкость. Под гибкостью понимают морфо - функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.

Анализ свидетельствует, что увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7-17 лет происходит не равномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7-до 10 лет, в 11-13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет.

12

В 16-17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек в период от 7 до 14 лет показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 7 до 10 лет прирост показателей относительно невелик (24°), а от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11-летних. Сравнение показало, что у девочек 7-17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7-11 лет у мальчиков ежегодный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного - 3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16-17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается.

У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный рост подвижности в суставах плечевого пояса у школьников происходит до 12-13 летнего возраста.

За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно - разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек - на 9°, при пассивных сгибательно - разгибательных движениях - соответственно на 17 и 14°. У девочек во всех возрастах более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений подвижности суставов Б.В. Сермеев разделяет их на две группы.

В первую группу, характерную увеличением показателей подвижности до 14-15 лет с последующим уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу - плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели держаться на одном уровне и снижаются в 16-17-летнем возрасте.

Несмотря на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, автор отмечает общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12-15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16-17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.

Ловкость. Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться:

во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться);

во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Одним из проявлений ловкости точность пространственной ориентировки у школьников при стойке и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.

Амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей до 12 лет; с 8до 10 и с 11 до 12 лет уменьшение


13

является достоверным, и только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.

Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или начала второго года жизни, совершенствование способности правильно ориентироваться в пространстве продолжается еще многие годы и лишь в 12 лет достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным, ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.

Наиболее интенсивное развитие функции динамического равновесия происходит у детей 7-10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет - на 3,7 см.

Пространственная точность движений проявляется также в прыжке в длину с места. Так, точность приземления носками стоп на меловую черту, которой отмечена половина расстояния длины прыжка в полную силу, с возрастом от 4 до 16 лет увеличивается больше, чем в 5 раз. Наибольшее снижение ошибки (увеличение точности) отмечается в возрасте от 4 до 6 лет. Затем заметное снижение наблюдается до 9-10 лет. Дальнейшее изменение точности прыжка после 9-10 лет значительно, особенно с открытыми глазами. Аналогичный характер улучшения пространственной точности выявлен при метаниях в горизонтальную цель.

Точность метания в вертикальную цель также значительно повышается с возрастом. У мальчиков она достигает наибольшей величины в 14-15 лет, у девочек - в 13 лет.

Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка воспроизведении напряжения в среднем составляет 23-30%, а в старшем 15-21% исходной величины.

Изучению возрастного развития физических способностей школьников посвящены многие исследования зарубежных авторов. Отмечаются некоторые закономерности развития силы, быстроты, выносливости, гибкости у детей и подростков.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в возрасте от 13-14 до 16-17 лет, в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной способности.

В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в возрасте 9-12 лет. В возрасте 9-13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстрота - скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9-12 лет.

Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12-13 лет до 14-15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15-17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости. Эта способность достаточно хорошо воспитывается в 7-8 лет.


14

Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределятся дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибания у мальчиков наиболее эффективный возраст 7-14 лет, а при сгибании 7-10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7-12 и 14 лет.


Методы организации занятий

В практике физического воспитания используются разнообразные формы организаций занятий с обучающимися. Однако основной формой занятий является урок, где учитель может достаточно объективно решать для каждого возраста и пола воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Как известно, различают три основных метода организации занимающихся на уроке - фронтальный, групповой и индивидуальный. Они могут быть с успехом использованы, когда на уроке ставится задача обучения движениям и воспитания физических способностей. Однако эти методы могут быть различными по содержанию и использованы при учете особенностей возрастного развития обучающихся. Прежде всего учитывается психическое состояние учеников, готовность их к определенной деятельности.

Достаточно давно было обращено внимание на тот факт, что дети дошкольного и младшего школьного возраста весьма охотно усваивают знания, навыки и умения на занятиях игрового характера. В итоге раскрывается не только личность, но и ее отношение к действительности.

Однако со временем игровые уроки становятся уже не столь эффективными в обучении обучающихся: в подростковом возрасте изменяется форма занятий, соревновательный - здесь подростки проявляют свои возможности более охотно, так как соревнования по своему содержанию близки к спортивной деятельности.

Подросток вступает в юношеский возраст, т на смену спортивно-игровому методу приходит метод круговой тренировки. Позволяющий совершенствовать физическое развитие в зависимости от индивидуальных возможностей.

В практике занятий физической культурой и спортом с учениками применяются различные методы, но смысл их однозначен: каждому возрастному периоду - соответствующую методику организации занятий.

Игровые занятия. В занятиях физическими упражнениями находит самое широкое применение подвижная игра, т.е. сознательная, инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими.

Подвижные игры как форма организации занятий могут применяться в работе с учениками разного возраста, но наибольший эффект оказывают они на детей младшего школьного возраста.

Практика свидетельствует, что подвижные игры могут быть использованы в системе физического воспитания подрастающего поколения как средство общефизической подготовки на школьных переменах и спортивных праздниках, в группах продленного дня, детских клубах.

По своей направленности игры могут являться также отличным средством подготовки к сдаче Гостестов, а в спортивных секциях и отделениях - совершенствования физической, тактической и морально-волевой подготовки.

Где бы не приходилось применять подвижные игры, какой бы цели они не служили, всегда их проведению предшествует организационно-методическая подготовка. При этом необходимо учитывать следующее:

15

  • любая игра должна быть направлена на достижение основной цели физического воспитания - оздоравливать обучающихся, воспитывать, давать образование;

  • в процессе подготовки к проведению подвижной игры, выбора основной задачи учитель ориентируется на подготовленность и количество обучающихся, условия проведения игры (в зале, на спортивной площадке, на местности и т.д.);

  • к основным организационным моментам следует отнести подготовку места проведения подвижной игры и выбор инвентаря, разметку площадки и предварительный анализ будущей игровой деятельности учеников.

При проведении подвижной игры учитель или руководитель должен последовательно решать для себя следующие методические задачи:

  1. Правильно, в соответствии с требованием игры разместить учеников и определить свое место в игре;

  2. Определить ведущего в игре, капитана, его помощника, распределить класс на команды;

  3. Наблюдать за игровой деятельностью, при необходимости корректировать ее и судейство игры, контролировать дозировку физической нагрузки, подводить итоги игры и объявлять ее результаты.

Организация и проведение игр разной направленности на уроках физической культуры, переменах и т.д. имеют свои особенности в организационном и методическом плане.

Игры на уроке физической культуры. С обучающимися младшего школьного возраста применяются подвижные игры с элементами общеобразовательных упражнений, с преимущественной направленностью на развитие той или иной физической способности, при обучении новым двигательным действиям. Как правило, в играх осуществляется так называемое сопряженное педагогическое воздействие, позволяющее обучать движениям, воспитывать и физические способности. Например, в 1-х классах для обучения бегу, а также для развития скоростных способностей и ловкости, используется игра "Стоп" ("Мы веселые ребята"), в организационно- методическое содержание которой входят следующие компоненты:

1. Задача - закрепление техники бега, воспитание быстроты и ловкости.

2. Подготовка: на противоположных сторонах площадки или зала отмечают линиями два "дома" на расстоянии 15-20 м один от другого. Между домами. на середине площадки, становится водящий. Остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, надо ограничить ее с боков, прочертив линии примерно на расстоянии 8-10 м одна от другой.

3. Ход игры. Водящий, стоя посредине площадки лицом к играющим, громко произносит: "Раз, два, три!", а все играющие после этого проговаривают хором:

Мы - веселые ребята,

Любим бегать и играть,

Ну, попробуй нас догнать!

4. Двигательные действия игроков и водящего. После речитатива все дети перебегают на противоположную сторону за линию другого дома. Водящий старается дотронуться рукой до перебегающих, которые затем выходят из игры. Когда все дети перебегут, водящий опять считает: "Раз, два, три!", а играющие возвращаются бегом в "дом".



16

5. Дозировка игровой деятельности, после 2-3 перебежек (по договоренности) подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные ребята входят в игру.

Правила:

- перебегать на другую сторону можно только после слов: "Нас не догнать";

- нельзя, выбежав за линию дома, возвращаться назад (игрок будет считаться пойманным);

- поймать - значит дотронуться до играющего;

- водящий может ловить, только до линии "дома", за линией игрок пойманным не считается.

Что касается использования подвижных игр в обучении движениям, воспитания специальных физических способностей бегуна, прыгуна, метателя, гимнаста, то здесь необходимо применять принцип группирования игр по видам спорта. Такое группирование широко используется в практике детского спорта, что позволяет в интересной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, развивать физические способности, эффективно решать оздоровительные, общеобразовательные и воспитательные задачи.

Занятия с элементами соревнований. Для проведения занятий с использованием спортивно- игрового метода применяется площадка 15-20м х 6-8 м, не требующая специального оборудования. Применяется спортивный инвентарь, который имеется в каждой школе: мячи набивные, футбольные, волейбольные, баскетбольные, теннисные, гимнастические палки, скамейки, булавы, прыжковые планки и т.д. В ходе дополнительного инвентаря самостоятельно можно изготовить мешочки с песком, резиновые кольца и т.д. Площадка может быть разделена на "коридоры" в зависимости от количества команд.

Обучающиеся делятся на команды:

- по индивидуальным показателям развития физических способностей;

- по индивидуальным показателям физического развития;

- при расчете на 1,2,3 и т.д. в зависимости от количества команд;

- с использованием фигурной маршировки;

- по индивидуальному выбору.

Способы разделения на команды зависит от условий, однако наиболее эффективными по нашим наблюдениям являются 2 первых.

Количество команд зависит от общего числа занимающихся, их подготовленности и направленности занятий.

По команде учителя команды выстраиваются на стартовой линии, где определяются задачи и объясняются правила игры. При этом используются наглядные пособия в виде сем или рисунков. Игровая эстафета начинается по сигналу учителя.

В зависимости от постановки задач используются игры, направленные на избирательное воспитание способностей и обучение технике движений.

Например: Игра - эстафета "Кто быстрей!". Игроки по очереди бегут к стойкам, обегают их и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, которая закончила первой. В дальнейшем, условия можно усложнить: на пути устанавливают мячи, скамейки, булавы и т.д., а также можно бегать с переносом набивных и других мячей, мешочков с песком на голове и т.д. в зависимости от возраста и физической подготовки занимающихся. Причем, вместе с задачами урока, изменяются и средства.



17

Если на уроке два класса

ВАРИАНТ I. Его можно применять в залах обоих стандартных размеров -26х12 м и 18х9 м. Крылатое выражение "Театр начинается с вешалки" приемлемо и к данному варианту построения урока, ибо соревнование между классами начинается с раздевалки и каждому классу выставляют очки за подготовку к уроку, построение, внешней вид, вход в зал. В процессе выполнения строевых и общеразвивающих упражнений, ходьбы, бега оценивается техника выполнения их всем классом и отдельными обучающимися, лучшим объявляются "наградные баллы".

Затем оба класса перестраиваются по ходу движения для выполнения общеразвивающих упражнений(правильность перестроения также оценивается). Деление классов на группы происходит следующим образом: мальчики одного класса строятся на лицевой линии баскетбольной площадки, мальчики другого класса - противоположной лицевой линии Девочки располагаются на боковых линиях. Соревнование организуют между мальчиками и девочками отдельно, но в итоге очки, завоеванные девочками и мальчиками одного класса, суммируются.

Несмотря на то, что задания, как правило, даются отдельно для мальчиков и девочек, выполнение заданных упражнений начинается одновременно по сигналу педагога. Комплексы заданий составляются заранее, включают в них и специальные упражнения, способствующие решению поставленной задачи на урок. Учитываются, естественно, и сложность упражнений, физическая нагрузка, требуемая для их выполнения, уровень двигательной подготовленности обучающихся. Упражнения в комплексы включают как с предметами, так и без предметов.

Вот к примеру, комплекс заданий для обучающихся 7-го класса при прохождении раздела "Баскетбол":

  1. Мальчики - челночный бег 2-3х4-10-13 м (от лицевой линии баскетбольной площадки до лицевой линии, линии нападения и средней линии волейбольной площадки). Девочки - прыжки на месте (40-50 прыжков).

  2. Мальчики - прыжки на месте (50-60 прыжков). Девочки - челночный бег 2-3х4-10-13 м.

  3. Мальчики - прыжки 2х4-10-13м (к центру зала на правой ноге, возвращение к лицевой линии - на левой). Девочки - приседания (руки вперед) 20-30 раз.

  4. Мальчики - приседания (руки вперед) 20-30 раз. Девочки - прыжки 2х4-10-13м (по той же схеме, что и мальчики в 3-м задании).

  5. Мальчики - ходьба в приседе от лицевой линии баскетбольной площадки до лицевой линии нападения и средней линии волейбольной площадки; возвращение к линии старта прыжками на обеих. Девочки - наклоны вперед, 15-20 раз.

  6. Мальчики - наклоны вперед, 20-25 раз. Девочки - ходьба в приседе (по той же схеме, что и мальчики в 5-м задании).

В упражнениях оценивается быстрота выполнения, техника и синхронность движений. Команда (группа), выполнившая задание лучше, получает 2 очка, другая - 1 очко; при равенстве показателей обеим командам начисляют по 1 очку. После выполнения каждого задания группы меняются местами по кругу (строевым шагом, прыжками на одной и обеих ногах и т.д.). Это перемещение так же оценивается.

ВАРИАНТ II. Особенно эмоционально проходят общеразвивающие упражнения в вводной части урока с применением игрового метода. Дети, например, с большим интересом играют в "Пятнашки по заданию". Игра проводится в парах, партнеры пятнают друг друга. При нечетном количестве обучающихся последние играют


18

втроем. Учителя определяют место игры ( обычно один класс играет на одной, второй класс - на другой половине зала) и первоначальных водящих в каждой паре.

Примерные задания, выполняемые в ходе игры, могут быть такими: обучающиеся передвигаются бегом (1,5 - 2 мин.); в приседе (30-60 сек.); прыжками попеременно на левой и правой ноге (1-1,5 мин.); сидя в упоре сзади (30-60 сек.); приставными шагами - левым, затем правым боком вперед (1,5 -2 мин.); прыжками из приседа (30-60 сек.); бегом с поворотами (1,5 -2 мин).

В процессе выполнения заданий учителя следят за правильностью их осуществления. При нарушении правил классу могут быть начислены штрафные очки (если обучающиеся с прыжков перешли на бег, раньше времени встали из приседа и т.д.).

При применении игрового и соревновательного методов в вводной части урока учителя должны четко регулировать задания, время их выполнения. Подсчет очков, определение класса - победителя (а также лучших учеников) в видах заданий может быть доверено обучающимся, освобожденным от физической нагрузки.

В конце вводной части оба класса перестраиваются по группам (отделениям) для работы в основной части урока, нередко по принципу круговой тренировки, по станциям. Каждому классу обычно предлагается пройти 4-5 станций, одна из которых контрольная. Станции у классов могут быть как одинаковыми, так и разными. Работа на станциях начинается и заканчивается одновременно.

Вот примерные станционные задания, которые были использованы на одном уроке по разделу "Баскетбол".

Станция 1. - совершенствование навыка ведения мяча.

Станция 2. - (контрольная) - закрепление техники броска мяча 2-мя руками от груди в баскетбольную корзину (на точность попадания).

Станция 3. - закрепление техники передачи мяча 2-мя руками от груди.

Станция 4. - упражнения по развитию двигательных качеств.

На контрольной станции поочередно соревнуются 2 группы из разных классов. Каждому ученику предоставляется возможность точным броском мяча в корзину принести своему классу 1 очко (затем очки суммируются). По мере перемещения групп по кругу на контрольной станции должны побывать все ученики обоих классов.

Естественно. что игровой и соревновательный методы применяются в основной части урока лишь в том случае, когда на нем решаются задачи по закреплению или совершенствованию ранее изученного материала.

В заключительной части урока, проведя какую-либо эстафету или игру, можно подвести итог командного соревнования между классами. Отмечают обычно и лучших учеников, набравших наибольшее количество очков в различных заданиях. Им выставляется оценка в дневник или журнал.

Одной из положительных сторон спортивно-игрового метода является его универсальность, что позволяет не только обучать обучающихся разного возраста и пола движениям, но и воспитывать у них физические способности. При этом рекомендуется придерживаться следующих методических положений:

  • общий объем тренировочных воздействий и их интенсивность регламентируется в соответствии с возрастными , половыми и индивидуальными возможностями;

  • избирательность тренировочных средств спортивно-игровой направленности и их соотношение соответствует темпам с сенситивными периодами возрастного и дифференцированного развития физических способностей, используются для отдыха.



19

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным или пассивным В большинстве случаев используются упражнения на расслабление, которые способствуют быстрейшему восстановительному процессу.

Физические способности обучающихся школьного возраста с применением спортивно-игрового метода можно воспитать комплексно, последовательно применяя упражнения, развивающие: гибкость, ловкость (технику движений), быстроту, силу, выносливость. Комплексный подход обеспечивает успешное выполнение движений, предусмотренных программой по физической культуре. Факт о взаимосвязи физической и технической подготовки общеизвестный и не требует комментариев. Кроме этого, комплексное воспитание физических способностей в школьном возрасте в дальнейшем дает возможность добиться значительных успехов в профессиональной деятельности. Спортивные результаты зависят от того, как и какие физические способности воспитывались в школе.

Таким образом, комплексное воспитание физических способностей в школьном возрасте является фундаментом для достижения в будущем высоких и стабильных результатов в спорте.

Что касается последовательности в выполнении упражнений, направленных на воспитание физических способностей, то практика свидетельствует, что после упражнений на выносливость, упражнения на ловкость и быстроту не дадут должного эффекта, поскольку системы организма утомлены.

Урок проводится по общепринятой схеме при соблюдении определенной последовательности в прохождении материала:

1 часть - выполнение общеразвивающих упражнений, направленных на воспитание гибкости;

2 часть - обучение техники движений (согласно задачам урока), воспитание ловкости;

Воспитание быстроты - силы - выносливости. решение этих задач предусматривает воспитание тех способностей, которые были необходимы для прохождения дальнейшего материала программы.

Примечание: пройденный на уроке материал по воспитанию физических способностей является домашним заданием.

3 часть - организация обучающихся согласно общепринятым методическим положением.

Для педагогического контроля и коррекции учебного процесса используют нормативы согласно программам по физической культуре.

Занятия с применением принципов круговой тренировки. Форма организации занятий по системе "круговая тренировка" находит применение на уроках физической культуры, в тренировке юных спортсменов, при обучении студенческой молодежи. Эффективность такой формы заключается в значительном повышении частоты занятий, воспитании умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, повышение работоспособности учеников.

теоретический анализ и обобщение практического опыта позволяют признать такую форму организации занятий эффективной при развитии физических способностей как в подростковом, так и в юношеском возрастах. Данная форма не позволяет в полной степени воздействовать на все физические способности, так как направленность занятий - это развитие выносливости и силы, однако в сочетании с другой формой - "из круга в круг" - ее применение на уроках физической культуры и тренировочных занятий значительно повышает индивидуальный уровень физических способностей.

20

Для выполнения упражнений ученики размещаются на "станциях" по кругу или прямоугольнику, квадрату. Местом для проведения занятий служит спортивный зал или открытая специализированная, оборудованная площадка. Количество станций определяется количеством отделений (человек в классе). Каждое отделение состоит из 3-6 человек.

Упражнения подбираются технически несложные, не требующие страховки и помощи. Целесообразно ориентироваться на те упражнения, которые рекомендуются в программе по физической культуре или виду спорта, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности подростков. Используя хорошо усвоенные движения, так как на разучивание не будет требоваться дополнительного времени.

Подбор упражнений предполагает соблюдение разнообразия и последовательности в нагрузке на разные группы мышц и системы организма. Упражнения каждой станции воздействуют на определенную группу мышц - ног, рук, плечевого пояса. брюшного пресса, спины. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, в то время, как одна группа мышц импульс для развития, другая - активно отдыхает.

На первых занятиях решаются следующие задачи: ознакомить обучающихся с содержанием круговой тренировки и техникой выполнения упражнений; составит и заполнить индивидуальную карточку учета спортивных достижений; измерить и оценить достижения по показателям максимального теста.

При составлении упражнений соблюдается простота, доступность, отсутствие страховки. На разучивание упражнений затрачивается не более 10-15 мин. Для этого не требуется перестройка на отделения, так как упражнения выполняет весь класс одновременно, в последовательности, которая определена прохождение станций. После ознакомления с содержанием круговой тренировки и упражнениями, которые необходимо выполнить на станции, обучающимся раздаются индивидуальные карточки, в которые заносятся показатели пульса и тестов максимальных нагрузок.

В течение 30 сек. все ученики одновременно выполняют упражнения и ведут подсчет повторений. Максимальное их число за 30 сек., является максимальным тестом, от показателей на каждом занятии.

После прохождения "круга" оценивается реакция организма на определенную работу. Подается команда: "Внимание! Пульс!", занимающиеся в течении 10 сек. замеряют пульс и умножают его на 6. Через 2 мин. делается повторный замер, данные которого записываются в карточку. Прохождение полного круга повышает деятельность систем организма, а пульс увеличивается до 150-170 и более ударов в минуту, что является нормой нагрузки. После 2-минутного отдыха частота пульса понижается, но еще не достигает спокойного состояния.

Методической основой проведения круговой тренировки является принцип варьирования временем нагрузки и отдыха, т.е. длительность выполнения упражнений и периодом, который отводится на восстановление. Согласно этому методическому принципу при выполнении упражнений возможно использовать несколько методов воспитания физических способностей.

1-й метод - метод длительной, непрерывной работы - предусматривает выполнение всех определенных упражнений без перерыва, которые предназначены для прохождения одного - трех кругов. Объем нагрузки составляет от 25% до 75% показателя максимального теста. основной педагогический эффект, который достигается с помощью этого метода - воспитание общей выносливости.

В процессе проведения круговой тренировки допускалось несколько вариантов выполнения упражнений с использованием метода длительной работы.

21

В практике применяется вариант, позволяющий не регламентировать время выполнения упражнений на каждой станции и время перехода. Этот вариант фиксирует время прохождения одного круга, что дает возможность поставить задачу - сократить время на выполнение всех упражнений. Упражнения должны выполняться технически правильно и четко. Если в классе есть ученики, которые по своим физическим способностям и возможностям значительно опережают сверстников, для них подготавливаются параллельные дорожки и несколько дополнительных снарядов на станциях. Это повышает интерес, создает соревновательную обстановку, вырабатывают спортивные качества.

2-й метод - интервальный, который находит применение в практике подготовки спортсменов, а также в физическом воспитании обучающихся разного возраста. Смысл данного метода заключается в его названии: меру нагрузки определяет интервал отдыха. Эти интервалы зависят от задач, которые ставятся в процессе воспитания физических способностей. Данный метод использовался при воспитании у школьников общей и специальной выносливости, скоростно-силовых способностей и силы. Применяются следующие варианты:

  • для выполнения упражнений на каждой станции отводится 15 сек. Активный отдых, куда включался и переход на другую станцию, составлял 45 сек.;

  • выполнение упражнений в течении 15 сек., но интервал отдыха сокращался до 30 сек.;

  • выполнение упражнений 60 сек., отдых 30 сек.

3-й метод - метод повторной работы, который предлагается использовать в системе круговой тренировки. Он позволяет выполнять упражнения с отягощениями. Сила воздействия составляет в каждом упражнении примерно от 80 до 90% максимальной мощности.

Пауза отдыха составляет 2-3 мин., а при максимальном выполнении упражнений - 3-5 мин. В качестве средств используются гантели или штанга, упражнения, которые способствуют воспитанию силовых способностей. В школьной практике данный метод носит ознакомительный характер. В основном применяются интервальный и метод непрерывной работы. Они являются наиболее эффективными в формировании у подростков физических способностей.

Применение на занятиях различных методов организации, сочетание которых в значительной степени повышает эффект функционирования системы физического воспитания, создание и разработка разнообразных по форме и содержанию методов организации обучающихся на уроках физической культуры.

Между уровнем физической подготовки и уровнем здоровья нет линейной зависимости. Эту связь можно схематично представить на трех уровнях:
- на первом (низком) уровне отмечается выраженное отрицательное влияние на здоровье, особенно при низком уровне выносливости;
- на втором (оптимальном, нормативном) уровне – положительное влияние на состояние здоровья; 
- на третьем (высоком) уровне физических качеств, соответствующих требованию большого спорта, отмечается напряжение всех систем организма, что снижает устойчивость к заболеваниям вследствие понижения иммунных функций организма. 
Поэтому при нормировании нагрузок в физическом воспитании и оздоровительной физкультуре следует ориентироваться на достижение нормативных уровней физических качеств для сохранение и улучшения здоровья. 
В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо



22

не только ориентироваться на календарный возраст, но и учитывать индивидуальные особенности роста и формирования организма.





ВЫВОДЫ.

В работе даны основные характеристики физических (двигательных) качеств и методы их воспитания различными способами в зависимости от возраста и подготовленности учеников.

Достаточно давно было обращено внимание на тот факт, что дети младшего школьного возраста весьма охотно усваивают навыки и умения на занятиях игрового характера.

Подвижные игры. как форма организации занятий могут применяться в работе с учениками разного возраста, но наибольший эффект оказывают на детей младшего школьного возраста.

В подростковом возрасте изменяется форма занятий. Этому возрасту свойственен соревновательный дух. В этом возрасте более эффективен метод спортивно-игровой (соревновательный).

Одной из положительных сторон спортивно-игрового метода, является его универсальность, что позволяет не только обучать школьников движениям, но и воспитывать у них физические способности.

В старшем школьном возрасте на первое место выходит мотивация. Здесь наибольший эффект достигается при применении способа "круговая тренировка". Эффективность такой формы заключается в значительном повышении частоты повторений, воспитании умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, повышении работоспособности.

Из вышеизложенного следует, что для каждого возраста должны подбираться соответствующие методы для воспитания физических (двигательных) качеств. При умелом использовании этих методов (в соответствии с возрастом) достигается максимальная продуктивность занятий, где учитель может достаточно объективно решать воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.