СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационная задача "Вулканы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема используется на интегрированном уроке география/химия/биология.

Просмотр содержимого документа
«Ситуационная задача "Вулканы"»

Ситуационная задача

Предметы география, химия, физика, биология

Класс 7

Тема Вулканы

Магма по жерлу рвется наружу Выход из кратера ей очень нужен, Если проход на поверхность дан, Значит, проснулся грозный вулкан

Название задачи

«Окно вглубь Земли»

Личностно-значимый познавательный вопрос

В апреле 2010 года в Европе было закрыто воздушное пространство. Авиасообщение было парализовано на 5 дней. Не работали 300 аэропортов, отменено 63000 рейсов, не смогли осуществить вылет в места назначения 7 млн. пассажиров. Какое явление повлияло на эту ситуацию?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде










Вулканы

У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Гефест, как и у греков, но затем его стали называть Вулканом. По названию острова Вулькано в Тирренском море, у берегов Италии, где он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы, из которой непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканами.

Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лавовые потоки, горячие газы (фумарола), пары воды, сероводород, углекислый газ, вулканические грязевые потоки, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки, комки застывшей лавы, лапиллии - вулканические бомбы с грецкий орех. Извержение вулкана сопровождается взрывами, грохотом.

Как образуются вулканы?

В земной коре, из-за движения литосферных плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Менее плотная, чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса.

Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов.

Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане.

Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения. Действующие – вулканы, которые извергались на памяти человечества. Потухшие – вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества. Уснувшие – вулканы, бездействующие много лет, но сохранившие свою форму


Задания на работу с данной информацией

Ознакомление


Составьте перечень понятий, связанных с вулканом.

(работа в парах, проверка по цепочке)

2.Составить схему «Виды вулканов» (по типу лавы и по времени извержения) (ребятам предлагаются заготовки схемы, работа индивидуальная)

Понимание


1.Укажите все известные вам факторы возникновения вулканов (см.учебник География 7 класс, стр….) (Работа в группах с демонстрацией работы групп на доске.

2. Вам предлагается 6 предложений, из них вы должны составить логическую цепочку

литосфера разбита на литосферные плиты;

  • выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана;

  • магма вскипает, образуется очаг магмы;

  • литосферные плиты сталкиваются;

  • движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу;

  • образовался вулкан, на вершине которого – кратер.

Применение


1.Сделать аппликацию схемы вулкана в разрезе и подписать его элементы (работа в группе)

2.Определите координаты местоположения вулканов, указанных в приложении1

3.Используя текст Приложения 2, вычислите скорость движения вулканического пепла (индивидуальная работа с проверкой ответа)

Анализ










1.Какое влияние оказывают вулканы на природу?

Результаты деятельности вулканов разделите на 2 группы: отрицательное и положительное. (См. приложение 1)

Положительное влияние

Влияние вулкана на природу

Отрицательное влияние





2.Составьте и дайте название формулы химических веществ, выбрасываемых при извержении вулкана ()

Синтез



Каждая группа должна составить комментарии.

Задание

Комментарии

Представьте, что вы в силах изменить ситуацию, помочь городу и людям, до извержения вулкана.

Как вы это сделаете, что вы сделаете, ваши действия.




Предположите, с какими проблемами вы столкнётесь, реализуя свой план помощи


Представьте ситуацию не удалось исправить и ….. что может произойти.

Допишите финал этой истории. (члены группы выполняют задание индивидуально)




Оценка






Выскажите предположение, от чего зависит химический состав пепла


























Приложение 1.

Рассказ о некоторых вулканах:

Много действующих вулканов на Камчатке и Курильских островах. Самый большой из них – Ключевская Сопка - расположен на Камчатке. Его высота 4750 м. Это огромная конусообразная гора. В 2010 году в октябре произошло активное извержение. На Камчатку съехались все вулканологи мира изучать очередное извержение. В этот момент началось извержение соседнего вулкана Шевелуч. Столб пепла был выброшен в атмосферу на высоту 10 км. Практически, люди, живущие на Камчатке, не видели солнца. Ключевская Сопка не только один из наиболее активных вулканов мира, но и редкая природная лаборатория, где вулканологи изучают процессы, совершающиеся в земных недрах.


На территории Италии впервые было зафиксировано страшное извержение вулкана Везувий в 79 г.н.э. когда город Помпея был погребен слоем пепла и жители этого города погибли. Он считается одним из наиболее опасных вулканов мира.


Этна - действующий вулкан на острове Сицилия высотой примерно 3380 метров. На сей день является самым высоким и самым активным вулканом Европы

Извержение Кракатау в 1883 году, по меньшей мере, вдвое превосходило по силе мощнейший ядерный взрыв; звук вулканического взрыва был слышен за 4827 км. Почти целый год на островах выпадали густые осадки в виде пемзы и пепла.


Котопахи - один из самых активных вулканов Южной Америки, с его склонов сходили мощные грязекаменные потоки, вулкан извергал удушливые газы и неимоверное количество пепла.



Приложение 2

Некоторые виды магмы содержат огромное количество растворенных газов, которые во время извержения вулкана расширяются и вырываются из жерла вместе с небольшими магматическими частицами. Устремляясь вверх в атмосферу, эти газы захватывают с собой пепел и горячие водяные пары, образуя колонны. Так, при извержении вулкана Сент-Хеленс взрывное высвобождение горячих вулканических газов породило гигантскую колонну, которая поднялась на высоту 22 км менее чем за 10 минут. После этого сильные ветры за 4 часа унесли ее к городу Спокан, расположенному в 400 км от жерла, а за 2 недели вулканическая пыль облетела вокруг Земли.


Материалы для учителя

  1. Кратер вулкана — чашеобразное или воронкообразное углубление на вершине или склоне вулканического конуса.

  2. Жерло вулкана — вертикальный или почти вертикальный канал, соединяющий очаг вулкана с поверхностью земли, где жерло оканчивается кратером.

  3. Очаг магмы - место под земной корой, где собирается магма.

  4. Лава – излившаяся магма.


Схема «Виды вулканов»

Виды вулканов



Время активности

Тип лавы



действующие

потухшие

уснувшие

Щитовые (жидкая лава)

Конические (густая лава)





Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему вулкана и тогда ответим на вопрос:

  • литосфера разбита на литосферные плиты; (1)

  • выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4)

  • магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)

  • литосферные плиты сталкиваются; (2)

  • движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)

  • образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)


Определение географического положения крупнейших вулканов планеты.

Название вулкана

Материк, где находится

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Координаты

Ключевская Сопка

Евразия

4750

действующий

68с.ш 160в.д.

Этна

о. Сицилия

3323

действующий

37 с.ш. 15 в.д.

Кракатау

о. Ява

813

действующий

6 ю.ш. 105 в.д.

Котопахи

Южная Америка

5897

действующий

1 ю.ш. 78 з.д.


Результаты деятельности вулканов можно разделить на 2 группы: отрицательное и положительное.

Отрицательное

Проблема

Положительное

1. Выделяется много вредных газов: угарный – от удушья гибнут люди и животные; серный и сернистый газы образуют кислотные дожди

2.Лава t -1000С, V-50 км/ч, все разрушает на своем пути, растапливает ледники, запруживает реки, образуя наводнения.

3.Вулканический пепел поднимается вверх до 20-30 км, затрудняет прохождение солнечного света, понижается t воздуха, пепел засыпает населенные пункты, загрязняет водоемы.

4.Понижается содержание озона




Влияние вулкана на природу

1.Извержение вулканов помогают изучать внутреннее строение земли.

2.Образуют магматические полезные ископаемые, драгоценные камни (алмазы)

3.Вулканический пепел – лучшее удобрение

4.Поставщики на землю кислорода и воды

5.За счет вулканов образуются новые участки суши (Курильские, Гавайские, Японские острова)

6.Некоторые вулканы действуют с точной периодичностью и служат маяками для моряков

7. Вблизи вулканов находятся горячие источники и гейзеры


Каждая группа должна составить комментарии.

Задание

Комментарии

Представьте, что вы в силах изменить ситуацию, помочь городу и людям, до извержения вулкана.

Как вы это сделаете, что вы сделаете, ваши действия.


1. Сообщение по радио, телевидению, в газетах

2. Эвакуация людей.

3. Оповещение на машина


Предположите, с какими проблемами вы столкнётесь, реализуя свой план помощи

1. Непонимание людей

2. Паника.

3. Нежелание уехать из города

4. Спрятались

5. Грабёж, варварство

Представьте ситуацию не удалось исправить и ….. что может произойти.

Допишите финал этой истории. (члены группы выполняют задание индивидуально)

1. Пожар

2. Гибель людей

3. Гибель города (разрушение)



Химический состав пепла зависит от состава магмы, из которой он образуется. Учитывая, что наиболее распространенными элементами, найденными в магме, являются диоксид кремния и кислород, в большинстве случаев пепел содержит в себе частицы кремния. В золе от базальтовых извержений находится 45–55 % диоксида кремния, богатого железом и магнием. При взрывоопасных риолитовых извержениях вулканы выбрасывают пепел с высоким содержанием кремнезема (более 69 %).

Вулканы образно называют «огнедышащими горами». Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!