Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов
Демченко Т.В.
преподаватель экономических спец. дисциплин
Екибастузского гуманитарно-технического колледжа
Главный критерий успеха образовательной реформы - достижение такого уровня, когда любой гражданин Казахстана, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира.
Н.А. Назарбаев
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством. Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
Реализация функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Сегодня общество нуждается в ориентации образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется не только способности к обучению, сколько умению перерабатывать огромные массивы информации.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложения их к делу. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает учащихся, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности.
Метод – это способ продвижения к истине. Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.
Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а на организацию их для самостоятельного получения знаний.
Методы активного обучения побуждают учащихся к активной учебно-производственной деятельности. Особенности методов активного обучения:
- принудительная активизация мышления;
- необходимость самостоятельной, творческой выработки решения;
- постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых.
Существует определенная классификация форм методов активного обучения:
- неимитационные формы: проблемная лекция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение.
- имитационные формы: неигровые (решение проблемных ситуаций, диагностических задач); игровые (ролевые игры, учебные).
Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (иначе – мозговая атака, брейнсторминг) применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, то есть его задачей является продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может очень эффективно протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий, обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, не критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально возможного числа новых идей и подходов.
Среди активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи. Ситуационные задачи – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности.
Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Ситуационные задачи позволяют отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при изучении учебных дисциплин «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет». Введение ситуационных задач в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.
Моя тема самообразования: «Формирование профессиональных компетенций учащихся на уроках экономических спецдисциплин». Данная тема находит практическое применение в ходе проведения уроков. Далее приведем пример урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» на тему «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций», где используются ситуационные задачи, как метод активного обучения.
Сабақтың мақсаты/ Цель урока
Білімділік/ Образовательная Изучить влияние хозяйственных операций на изменения в балансе
Дамытушылық /Развивающая Способствовать формированию навыков составления баланса под влиянием хозяйственных операций
Тәрбиелік /Воспитательная Способствовать воспитанию интереса к профессии бухгалтера
Сабақтың түрлері/ Тип урока Комбинированный
Материалдар, оқу-әдістемелік әдебиет, аңықтамалық әдебиет / Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература
-Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета Радостовец В.В., Шмидт О.И. Алматы 2002г
- Электронный кейс по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демченко Т.В.
- Учебное пособие по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демеченко Т. В.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия
- Типовой план счетов
- Схема «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций»
- Бухгалтерский баланс
Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи
– Бухгалтерский учет
- Аудит
- Анализ финансовой отчетности
Сабақ барысы / Ход урока
| Сабақ кезеңдері / Этапы урока | Оқытушы іс-әрекеті / деятельность преподавателя | Оқушылар іс-әрекеті / деятельность учащихся |
1 | Үйымдастыру-мақсаттық кезені / организационно-целевой этап | Мотивация деятельности учащихся | Дети рассаживаются на 4 группы для проверки домашнего задания |
2 | Үй тапсырмасын тексеру / Этап проверки домашнего задания | Задание № 1 Задание № 2 фронтальный опрос: -Что такое бухгалтерский баланс; - Какие разделы и подразделы содержит бухгалтерский баланс; - Что такое статьи баланса, валюта баланс - Типы бухгалтерских балансов | 1. На интерактивной доске выходит слайд с задачей, в которой разнесены стать на актив и пассив, учащиеся поочередно (по группам) отвечают, верно, ли разнесены статьи 2. Каждой группе выдается свое задание, на основании которого они строят баланс 3. Дети активно отвечают на вопросы, с учетом пройденного материала |
3 | Жаңа білімді меңгеру / Этап усвоения новых знаний | Вводное объяснение преподавателем следующих понятий: - хозяйственные операции - влияние операций на бухгалтерский баланс Задание 3 Учащимся предложены ситуации, вследствие которых нужно построить баланс и отразить изменения (Задание 4) 4. Схема 1 | Учащиеся активно рассуждают, как та или иная хозяйственная операция повлечет за собой изменения в балансе Учащиеся составляют баланс Учащиеся видят на интерактивной доске ситуации и с каждой новой ситуацией последовательно составляют баланс, затем делают вывод, какие изменения повлекла каждая хозяйственная операция в балансе На интерактивной доске высвечивается схема, в которой отражены все 4 типа изменения баланса. |
4 | Жаңа білімді бекіту / Этап закрепления новых знаний | 1.Задание 5 2.Задание 6 | 1. Учащимся выдается по две хозяйственные операции, решение которых они защищают своей группой 2.Каждой группе выдается задание, в котором из предложенных статей нужно составить баланс, а затем с предложенной хозяйственной операцией составить новый баланс. |
5 | Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру кезені / Этап информации учащихся о домашнем задании | Учащимся подготовиться к практической работе | |
6 | Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап . | В завершении урока подводятся результаты работы учащихся. Преподаватель вместе с учащимися выставляет оценки за урок, с учетом работы каждого учащегося в группе и целом на уроке. | Учащиеся дают оценку проведенного урока, что они узнали нового, понравились ли им формы, методы, способы проведенного занятия. |
Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке преподавателя. Он должен обладать не только знаниями в области своей дисциплины и опытом работы в группах, но и сам иметь собственный опыт участия в обучении с применением активных методов и владеть техникой общения, а также обладать личным обаянием, остроумием, гибкостью мышления и многими другими качествами.
Итак, активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов учащихся, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих способностей в процессе обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задание 1 Классифицируйте следующие статьи на активы и обязательства:
Транспортные средства
Денежные средства в кассе
Дебиторская задолженность
Кредиторская задолженность
Задолженность покупателей
Товары
Материалы
Акции
Задолженность по налогам
Задолженность банку
Товарный знак
Доход отчетного года
Уставный капитал
Задание 2 Составьте бухгалтерский баланс.
Группа 1
Готовая продукция – 16 300
Уставный капитал – 43 000
Счета к оплате – 33 510
Налог на имущество – 3 580
Денежные средства в кассе – 1 200
Машины и оборудование – 55 500
Деньги на расчетном счете – 13 400
Лицензии – 14 200
Гудвилл – 7 940
Итоговый доход – 28 450
Группа 2
Резерв на переоценку основных средств – 45 137
Расчеты с поставщиками – 34 510
Основные средства – 1 300
Денежные средства в кассе – 1 200
Передаточные устройства – 58 300
Задолженность по отпускам – 3 500
Денежные средства на расчетном счете – 17 720
Счета к получению – 10 000
Вознаграждения к оплате – 2 133
Задолженность по социальному налогу – 3 240
Группа 3
Полуфабрикаты собственного производства | 6300 |
Нераспределённый доход прошлых лет | 5000 |
Эмиссионный доход | 63000 |
Расчёты с поставщиками и подрядчиками | 3510 |
Краткосрочные ссуды банка | 35000 |
Мебель офисная | 56810 |
Задолженность подотчетных лиц | 28600 |
Авансы выданные | 2700 |
Патенты | 12100 |
Группа 4
Тара и тарные материалы | 16300 |
Уставный капитал | 168000 |
Краткосрочные ссуды банка | 35000 |
Нераспределённый доход | 25000 |
Здание цеха | 80500 |
Компьютеры | 49530 |
Наличность на расчётном счёте | 18620 |
Задолженность покупателей и заказчиков | 19430 |
Гудвилл | 54200 |
Задолженность бюджету по налогам | 10580 |
Задание 3 Построим баланс по имеющимся данным:
Материалы- 2 500; Уставный капитал – 8 700; Денежные средства на расчетном счете – 11 000; Задолженность по заработной плате – 4 800
Задание 4
Операция №1 Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета – 2 500
Операция №2 Удержан подоходный налог из заработной платы – 1 800
Операция № 3 Поступили основные средства от поставщиков – 7 000
Операция №4 Перечислено поставщикам за основные средства – 7000
Схема1 Влияние хозяйственных операций на структуру баланса

Задание 5 Определите тип хозяйственных операций, и как это повлияло на валюту баланса:
Группа 1
Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам (2 500);
Выдано из кассы на хозяйственные расходы (3 000);
Группа 2
Получены деньги в кассу с расчетного счета на выдачу заработной платы (15 000);
Удержан индивидуальный подоходный налог из заработной платы (1 500);
Группа 3
Создан резервный капитал за счет нераспределенного дохода отчетного года (150 000);
Приобретены материалы у поставщиков (7 200);
Группа 4
Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия (15 000);
За счет кредита банка погашена задолженность перед поставщиками (4 700);
Задание 6 Составьте бухгалтерский баланс из ниже приведенных статей:
Здание – 1 230 600
Автомобиль - 150 100
Денежные средства на р/счете – 374 000
Кредит банка – 95 715
Материалы - 10 000
Денежные средства в кассе – 20 400
Незавершенное производство – 126 000
Задолженность поставщикам – 300 000
Задолженность работников – 3 415
Задолженность по соц. налогу – 15 000
Доход 1 503 800
Составьте новый баланс с учетом хозяйственной операции
Группа 1 Перечислен социальный налог в бюджет с расчетного счета 13 510 тенге
Группа 2 Погашена задолженность работников в кассу 3 415 тенге
Группа 3 Создан резервный капитал за счет дохода отчетного года 120 000 тенге
Группа 4 Приобретены материалы у физических лиц 25 000 тенге