СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством. Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром.

Просмотр содержимого документа
«Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов»

Ситуационные задачи, и их необходимость при подготовке финансистов

Демченко Т.В.

преподаватель экономических спец. дисциплин

Екибастузского гуманитарно-технического колледжа


Главный критерий успеха образовательной реформы - достижение такого уровня, когда любой гражданин Казахстана, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира.

Н.А. Назарбаев

Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством. Развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

Реализация функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.

Сегодня общество нуждается в ориентации образования не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется не только способности к обучению, сколько умению перерабатывать огромные массивы информации.

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.

Технология – наука техники. Техника – искусство, знание, умения, приемы работы и приложения их к делу. Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека. В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает учащихся, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Новые требования общества к уровню образованности  и развития личности, приводят к необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность студента его интересы, склонности и способности.

Метод – это способ продвижения к истине. Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода. Все методы обучения имеют свои сильные и слабые стороны, и поэтому в зависимости от целей, условий, имеющегося времени необходимо их оптимально сочетать. Основные формы и методы обучения, способствующие повышению качества обучения – это: ролевые игры, деловые игры, семинары повторительно–обобщающие уроки, конференции, диспуты, диалоги, проблемное обучение, самостоятельная работа, защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады, сообщения; тестирование, программированный контроль, исследовательская работа и др. Все перечисленные технологии обучения способствуют решению проблемы качества обучения.

Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а на организацию их для самостоятельного получения знаний.

Методы активного обучения побуждают учащихся к активной учебно-производственной деятельности. Особенности методов активного обучения:

- принудительная активизация мышления;

- необходимость самостоятельной, творческой выработки решения;

- постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых.

Существует определенная классификация форм методов активного обучения:

- неимитационные формы: проблемная лекция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение.

- имитационные формы: неигровые (решение проблемных ситуаций, диагностических задач); игровые (ролевые игры, учебные).

Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (иначе – мозговая атака, брейнсторминг) применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных подходов к ситуации, то есть его задачей является продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может очень эффективно протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий, обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, не критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально возможного числа новых идей и подходов.

Среди активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи. Ситуационные задачи – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности.

Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Ситуационные задачи позволяют отрабатывать  практические умения и навыки, что очень важно при изучении учебных дисциплин «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет». Введение ситуационных задач в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.

Моя тема самообразования: «Формирование профессиональных компетенций учащихся на уроках экономических спецдисциплин». Данная тема находит практическое применение в ходе проведения уроков. Далее приведем пример урока по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» на тему «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций», где используются ситуационные задачи, как метод активного обучения.


Сабақтың мақсаты/ Цель урока


Білімділік/ Образовательная Изучить влияние хозяйственных операций на изменения в балансе

Дамытушылық /Развивающая Способствовать формированию навыков составления баланса под влиянием хозяйственных операций

Тәрбиелік /Воспитательная Способствовать воспитанию интереса к профессии бухгалтера


Сабақтың түрлері/ Тип урока Комбинированный


Материалдар, оқу-әдістемелік әдебиет, аңықтамалық әдебиет / Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература

-Теория и отраслевые особенности бухгалтерского учета Радостовец В.В., Шмидт О.И. Алматы 2002г

- Электронный кейс по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демченко Т.В.

- Учебное пособие по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» Демеченко Т. В.


Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия

- Типовой план счетов

- Схема «Изменение в балансе под влиянием хозяйственных операций»

- Бухгалтерский баланс


Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи

– Бухгалтерский учет

- Аудит

- Анализ финансовой отчетности

Сабақ барысы / Ход урока


Сабақ кезеңдері / Этапы урока

Оқытушы іс-әрекеті / деятельность преподавателя

Оқушылар іс-әрекеті / деятельность учащихся

1

Үйымдастыру-мақсаттық кезені / организационно-целевой этап

Мотивация деятельности учащихся

Дети рассаживаются на 4 группы для проверки домашнего задания

2

Үй тапсырмасын тексеру /

Этап проверки домашнего задания

  1. Задание № 1

  2. Задание № 2

  3. фронтальный опрос:

-Что такое бухгалтерский баланс;

- Какие разделы и подразделы содержит бухгалтерский баланс;

- Что такое статьи баланса, валюта баланс

- Типы бухгалтерских балансов

1. На интерактивной доске выходит слайд с задачей, в которой разнесены стать на актив и пассив, учащиеся поочередно (по группам) отвечают, верно, ли разнесены статьи

2. Каждой группе выдается свое задание, на основании которого они строят баланс

3. Дети активно отвечают на вопросы, с учетом пройденного материала

3

Жаңа білімді меңгеру / Этап усвоения новых знаний

  1. Вводное объяснение преподавателем следующих понятий:

- хозяйственные операции

- влияние операций на бухгалтерский баланс

  1. Задание 3

  2. Учащимся предложены ситуации, вследствие которых нужно построить баланс и отразить изменения (Задание 4)

4. Схема 1

  1. Учащиеся активно рассуждают, как та или иная хозяйственная операция повлечет за собой изменения в балансе

  2. Учащиеся составляют баланс

  3. Учащиеся видят на интерактивной доске ситуации и с каждой новой ситуацией последовательно составляют баланс, затем делают вывод, какие изменения повлекла каждая хозяйственная операция в балансе

  4. На интерактивной доске высвечивается схема, в которой отражены все 4 типа изменения баланса.

4

Жаңа білімді бекіту / Этап закрепления новых знаний

1.Задание 5

2.Задание 6


1. Учащимся выдается по две хозяйственные операции, решение которых они защищают своей группой

2.Каждой группе выдается задание, в котором из предложенных статей нужно составить баланс, а затем с предложенной хозяйственной операцией составить новый баланс.

5

Үй тапсырмасы бойынша мәлімет беру кезені / Этап информации учащихся о домашнем задании

Учащимся подготовиться к практической работе


6

Рефлексивті бағалау кезеңі / рефлексивно-оценочный этап .

В завершении урока подводятся результаты работы учащихся. Преподаватель вместе с учащимися выставляет оценки за урок, с учетом работы каждого учащегося в группе и целом на уроке.

Учащиеся дают оценку проведенного урока, что они узнали нового, понравились ли им формы, методы, способы проведенного занятия.


Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке преподавателя. Он должен обладать не только знаниями  в области своей дисциплины и опытом работы в группах, но и  сам иметь собственный опыт участия в обучении с применением активных методов и владеть техникой общения, а также обладать личным обаянием, остроумием, гибкостью мышления и многими другими качествами.

Итак, активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов учащихся, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих способностей в процессе обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Задание 1 Классифицируйте следующие статьи на активы и обязательства:

  • Транспортные средства

  • Денежные средства в кассе

  • Дебиторская задолженность

  • Кредиторская задолженность

  • Задолженность покупателей

  • Товары

  • Материалы

  • Акции

  • Задолженность по налогам

  • Задолженность банку

  • Товарный знак

  • Доход отчетного года

  • Уставный капитал


Задание 2 Составьте бухгалтерский баланс.

Группа 1

Готовая продукция – 16 300

Уставный капитал – 43 000

Счета к оплате – 33 510

Налог на имущество – 3 580

Денежные средства в кассе – 1 200

Машины и оборудование – 55 500

Деньги на расчетном счете – 13 400

Лицензии – 14 200

Гудвилл – 7 940

Итоговый доход – 28 450


Группа 2

Резерв на переоценку основных средств – 45 137

Расчеты с поставщиками – 34 510

Основные средства – 1 300

Денежные средства в кассе – 1 200

Передаточные устройства – 58 300

Задолженность по отпускам – 3 500

Денежные средства на расчетном счете – 17 720

Счета к получению – 10 000

Вознаграждения к оплате – 2 133

Задолженность по социальному налогу – 3 240


Группа 3

Полуфабрикаты собственного производства

6300

Нераспределённый доход прошлых лет

5000

Эмиссионный доход

63000

Расчёты с поставщиками и подрядчиками

3510

Краткосрочные ссуды банка

35000

Мебель офисная

56810

Задолженность подотчетных лиц

28600

Авансы выданные

2700

Патенты

12100



Группа 4

Тара и тарные материалы

16300

Уставный капитал

168000

Краткосрочные ссуды банка

35000

Нераспределённый доход

25000

Здание цеха

80500

Компьютеры

49530

Наличность на расчётном счёте

18620

Задолженность покупателей и заказчиков

19430

Гудвилл

54200

Задолженность бюджету по налогам

10580

Задание 3 Построим баланс по имеющимся данным:

Материалы- 2 500; Уставный капитал – 8 700; Денежные средства на расчетном счете – 11 000; Задолженность по заработной плате – 4 800

Задание 4

Операция №1 Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета – 2 500


Операция №2 Удержан подоходный налог из заработной платы – 1 800


Операция № 3 Поступили основные средства от поставщиков – 7 000


Операция №4 Перечислено поставщикам за основные средства – 7000



Схема1 Влияние хозяйственных операций на структуру баланса


Задание 5 Определите тип хозяйственных операций, и как это повлияло на валюту баланса:


Группа 1

  1. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам (2 500);

  2. Выдано из кассы на хозяйственные расходы (3 000);

Группа 2

  1. Получены деньги в кассу с расчетного счета на выдачу заработной платы (15 000);

  2. Удержан индивидуальный подоходный налог из заработной платы (1 500);

Группа 3

  1. Создан резервный капитал за счет нераспределенного дохода отчетного года (150 000);

  2. Приобретены материалы у поставщиков (7 200);

Группа 4

  1. Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия (15 000);

  2. За счет кредита банка погашена задолженность перед поставщиками (4 700);


Задание 6 Составьте бухгалтерский баланс из ниже приведенных статей:

  • Здание – 1 230 600

  • Автомобиль - 150 100

  • Денежные средства на р/счете – 374 000

  • Кредит банка – 95 715

  • Материалы - 10 000

  • Денежные средства в кассе – 20 400

  • Незавершенное производство – 126 000

  • Задолженность поставщикам – 300 000

  • Задолженность работников – 3 415

  • Задолженность по соц. налогу – 15 000

  • Доход 1 503 800

Составьте новый баланс с учетом хозяйственной операции

Группа 1 Перечислен социальный налог в бюджет с расчетного счета 13 510 тенге

Группа 2 Погашена задолженность работников в кассу 3 415 тенге

Группа 3 Создан резервный капитал за счет дохода отчетного года 120 000 тенге

Группа 4 Приобретены материалы у физических лиц 25 000 тенге