СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационные задачи МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней Раздел: Болезни птицы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работать ситуационными задачами можно как в процессе индивидуального или группового обучения, так и используя их для экзаменов.

При обучении надо не упустить специфику такого рода задачи: неожиданность и быстротечность. Поэтому такого рода задачи следует ставить только во время занятий или экзамена и при этом ограничивать время решения реальными условиями задачи.

Решение задач можно не выделять в отдельное занятие, а завершать ими соответствующие темы или разделы, а также изучения самого процесса обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Ситуационные задачи МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней Раздел: Болезни птицы»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО»

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)













Ситуационные задачи

МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней

Раздел: Болезни птицы
















с.Прибрежное 2017г.


Разработчик:

Бобер Н.П., преподаватель высшей квалификационной категории


Рецензент:

Джигова Л.А., преподаватель высшей квалификационной категории










Программа междисциплинарного курса предусматривает усвоение студентами теоретических и практических знаний в области ветеринарии, значительное место при этом отводится практическим занятиям и самостоятельному изучению материала.

Организация ветеринарно-санитарных мероприятий в птицеводческих хозяйствах имеет свои особенности в связи со спецификой содержания, кормления и биологии птицы.

Рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС3+) по специальности 36.02.01 Ветеринария.














Рассмотренно и утвержденно на заседании цикловой комиссии ветеринарно-технологического отделения ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского «Прибрежненский аграрный колледж» (филиал) протокол № ___ от ______________


Рассмотренно и утвержденно на заседании Методического совета ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Прибрежненский аграрный колледж (филиал)

протокол № _____ от ________________


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка…………………………………………

5

2.

Биологические особенности птицы…………………

6

3.

Общее исследование птицы

9

4.

Производственные ситуации…………………………………

12

5.

Список литературы……………………………………………

23











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Работать ситуационными задачами можно как в процессе индивидуального или группового обучения, так и используя их для экзаменов.

При обучении надо не упустить специфику такого рода задачи: неожиданность и быстротечность. Поэтому такого рода задачи следует ставить только во время занятий или экзамена и при этом ограничивать время решения реальными условиями задачи.

Решение задач можно не выделять в отдельное занятие, а завершать ими соответствующие темы или разделы, а также изучения самого процесса обучения.

Любая задача может иметь несколько решений. Оптимальное решение зависит от подготовленности, как в практическом, так и в теоретическом аспекте группы.

При решении задач первостепенное значение имеет правильная оценка фактора времени.

Результатом решения задач должно быть не только приобретение опыта действий в критических ситуациях, но и совершенно четкое понимание того, что при некоторых видах передвижения обязательны предохранительные или аварийные системы.

Приобретение прочных навыков в решении ситуационных задач и накопление "банка" этих решений дает возможность вводить в непосредственную работу элементы практической подготовки.

Это значит, что в момент выполнения каких-то приемов техники, когда возможно возникновение критических ситуации, каждый ветеринарный врач в связке мысленно "проигрывает" (задает себе) какой-то оптимальный вариант своих действий в этой ситуации, расчленяя его на ряд последовательно выполняемых элементов.

Следует, однако, учитывать, что идеомоторная подготовка выполнения каких-то действий требует определенной ориентации среди других дисциплин.

Навыки решения ситуационных задач и соответствующая уверенность, что при выбранном варианте решения и правильных действиях все должно окончиться благополучно и это предварительное продумывание не вызовет у студента судорожных, полных панического страха действий.

Он сам быстро и четко выполнит необходимые приемы, и также четко будет руководить действиями.


1. Биологические особенности птицы.

В работе с птицей следует учитывать ее биологические особенности. Птица имеет крылья, облегченный скелет, тонкие, но прочные трубчатые кости (их полость заполнена воздухом), легкую небольшую голову. Облегчению массы тела способствует отсутствие зубов, мочевого пузыря.

Голова у птиц подвижная за счет большого количества шейных позвонков и отсутствия прочного соединения первого позвонка с черепом.

Для птичьего скелета характерны малая подвижность частей туловища, срастание костей таза (поясничные, крестцовые), имеется также особенность в строении киля. У птиц отсутствуют потовые железы.

Производные кожи - перо, гребень, мочки, сережки, кораллы, шпоры, когти, клюв. Пух и перо, покрывающие тело птицы, представляют тонкие образования кожи, создающие малую теплопроводность.

Тонкая кожа имеет развитую жировую клетчатку, что придает ей подвижность. Она состоит из эпидермиса, собственно кожи и подкожной ткани. Мышечные пучки прикреплены к кожному фолликулу и служат для поднятия пера. Копчиковая железа - производное сальных желез - состоит из двух долек, продуцирующих жироподобный секрет.

Птиц иногда называют пернатыми, потому что перья образовались только у них. Крупные перья у птиц в хвосте, на крыльях, мелкое кроющее перо расположено по определенным участкам тела - птериям, бесперьевые участки называют аптерии.

Физиологическая роль кожи - защитная, регуляция теплоотдачи, частичное участие в газообмене, дыхании. Кроме того, кожа с оперением представляет обширный орган рецепторного влияния. Чувство осязания достигается за счет особых осязательных клеток, имеющихся вокруг перьевых мешочков и в коже ног.

Для птиц характерна периодическая линька (смена оперения).

Своеобразно пищеварение у птицы.

У зерноядных - наличие зоба, два желудка, быстрое продвижение пищи по отделам кишечника. Вершина языка покрыта сильно ороговевшим эпителием, у водоплавающих - это сложное сито для фильтрации пищи. Чувство вкуса развито за счет желез на небе, под языком и в глотке. Пищевод растянут, зоб - хранилище пищи.

У хищных видов птиц секрет пищеварительных желез растворяет кости. Наличие гастролитов (гравия) помогает перетирать пищу. Иногда функцию гастролита выполняет зерно. Значительна роль поглотительной функции слизистой оболочки тонкого отдела, короткого слепого отростка кишок.

Сердце у птицы четырехкамерное, большое, до 2% от массы тела, частота сердечных сокращений зависит от вида, возраста, физиологической реактивности птицы.

Органы дыхания птиц состоят из следующих отделов: носовой полости, верхней гортани, трахеи, нижней гортани, бронхов, легких и воздухоносных мешков. В носовой полости происходит фильтрация воздуха и освобождение его от пыли, а также подогрев.



Физиологические данные птицы.

Вид птицы

Ректальная температура, °С

Количество сердечных ударов в 1 мин

Дыхательные движения в 1 мин

Половая зрелость, дней

Куры яйценоских пород

40,5-42

240-340

18-25

140-150

Индейки

40,5-41

90-100

15-20

180-200

Утки

40,5-41

190-240

20-40

140-160

Гуси

40,5-41

-

15-20

180-200

Фазаны

40,5-42

240-340

18-25

140-150

Цесарки

40,5-42

240-340

18-25

150

Голуби

40,6-42

140-400

25-30

-



Число колец трахеи у кур 110 - 120, гусей - 200, у водоплавающих они окостеневшие. Длина трахеи больше, чем длина шеи, потому что она образует изгибы. Главные бронхи проходят насквозь, затем расширяются в брюшные воздухоносные мешки. Расширение бронхов в виде ампул называется вестибулярной частью мезобронха. У птицы 2 слабо развитые диафрагмы: легочная и грудобрюшная.

Воздухоносные мешки - тонкостенные образования, заполненные воздухом, они являются расширением бронхов. Всего в теле птицы 9 основных мешков, в том числе 4 парных, расположенных симметрично по обеим сторонам, и один непарный.

Частота дыхания колеблется в значительных пределах: чем крупнее птица, тем меньше количество дыхательных движений. При +35°С увеличивается число дыханий у птицы до 150-200 в 1 мин. Емкость легких у кур 13, у уток 20 см3.

Своеобразно устройство мышц птиц (грудные мышцы в среднем занимают 1/3 общей массы тела). У певчих птиц может быть до 7 пар мышц.

Оригинально устройство сухожилия сгибателя пальцев ног, которое имеет насечку - неровную поверхность и под давлением массы тела зажимает опору, т. е. прочно фиксирует пальцы ног в согнутом положении.

Зрение у птицы развито хорошо, у отдельных видов оно монокулярное и бинокулярное. Курица замечает кукурузное зерно на расстоянии 4 м, другую птицу - на расстоянии 30 м. Особенно высокая острота зрения вблизи. Различает цвет: красный, светло-коричневый; в голубом и фиолетовом находится граница видимости.

Птиц подразделяют на птенцовых и выводковых. У первых яйца мельче и беднее желтками, чем у вторых, зародышевое развитие заканчивается на более ранней стадии, выводятся голые, беспомощные птенцы. Яичник птиц сильно развит, с интенсивным кровоснабжением для обогащения питательными веществами яйцеклетки.

Первая стадия формирования яйцеклетки продолжается 1-45 дней, овоцит увеличивается в 5 раз по сравнению с начальным размером и достигает 1 мм. Ядро овоцита перемещается из центра к периферии, образуя бластодиск.

Вторая стадия составляет 45-60 дней - первый слой желтка белого цвета.

В третью стадию диаметр желтка составляет 3-6 мм.

Четвертая стадия овоцита длится 6-7 дней. У птиц насчитывают от 586 до 3605 яйцеклеток. Максимальная яйцекладка у кур - 1500 яиц за весь период жизни. Длина яйцевода от 10-20 до 40-60 см у несущейся курицы. У птицы обмен веществ протекает более интенсивно.

Особую роль играет скелет, выполняющий опорную, кроветворную функции и служащий депо минеральных веществ, использующихся в период яйцекладки.

Яичная и мясная продуктивность кур определяется породными, возрастными и экстерьерными особенностями. По отдельным статям кур можно прогнозировать продуктивность

2. Общее исследование птицы.


Диагностика заболеваний птицы включает ряд исследований. При постановке диагноза учитывают результаты анамнеза, обследуют условия содержания птицы, изучают поведение ее в стаде, проводят клинические исследования и патологоанатомическое вскрытие, организуют специальные методы исследования. Тщательное сопоставление всех данных, полученных в результате разносторонних обследований, позволяет поставить точный диагноз.

Рекомендуемая схема включает сбор анамнестических данных (анамнез), общий осмотр птицы, выборочное исследование больных, выделенных при общем осмотре.

При сборе анамнеза обращают внимание на направление хозяйства (яичное, мясное, специализированное по виду птицы и т. д.), соблюдение технологического графика разведения птицы; выясняют степень разобщенности содержания разновозрастных групп, условия комплектования поголовья (завоз инкубационных яиц и птицы извне или местное воспроизводство). Учитывают расположение хозяйства и его ветеринарно-санитарное состояние.

В период проведения диспансеризации отмечают породу (линейная, гибридная) и возраст птицы, продолжительность жизни ее в хозяйстве. Очень важно при этом учесть: характер кормления, оплату корма, вид комбикорма и периодичность его поступления, отличия в рационах для птицы разного возраста, добавление в рацион кормов животного происхождения, макро- и микроэлементов, обеспеченность витаминами по нормам.

При сборе анамнестических данных устанавливают характер яйценоскости и приросты, их изменения за последний период.

Определяют по учетным карточкам и затем по журнальным записям количество выбракованной и павшей птицы, продолжительность заболеваний, выводят процент летальности.

Учитывают применяемую в хозяйстве плановую общую и специфическую профилактику и ее эффективность.

Исследуют следующие условия содержания:

  • вид и способ (интенсивный - по полу, в клетках, батареях или экстенсивный, с использованием выгулов, соляриев); качество водных выгулов для водоплавающей птицы;

  • вид подстилочного материала, качество подстилки (увлажненность, сухость и т. д.) и выгулов, наличие травы, песочных ванн;

  • воздухообмен - частоту и скорость сменяемости воздуха;

  • надежность системы вентиляции, наличие вредных газов в птичнике;

  • температуру и влажность воздуха;

  • световой режим (длительность, равномерность по ярусам, интенсивность);

  • вид поилок, качество воды, обеспеченность ею птицы;

  • количество кормушек, протяженность фронта кормления с учетом имеющегося поголовья;

  • количество и вид насестов и гнезд, высоту их пола, качество подстилки в гнездах, количество птицы на 1 м2, наличие загородок, секций в птичнике.

Обследуют птицу в естественных условиях, при этом выясняют:

  • состояние птицы в стаде (сонливость, повышенная возбудимость, нарушение координации движения и т.д.);

  • оперенность с учетом возраста и вида птицы, сезона года;

  • состояние кожного покрова (расклев, пигментация клюва, гребня, ног и т.д.);

  • состояние носовых отверстий, глаз, клюва (чихание, закупорка носовых отверстий, кашель, анемичность конъюнктивы и пр.);

  • состояние зоба (увеличен, отвисший, пустой и т.д.);

  • габитус и постановку конечностей (перекручивание шеи, отвисание крыльев и пр.);

  • количество и цвет помета (наличие крови и т.д.).

Исследование отдельных птиц. Больную и подозрительную в заболевании птицу ловят крючком или с помощью клетки, сетки и после фиксации обследуют. Больных гусей и уток выделяют из стада небольшой прогонкой птицепоголовья.

При отлове птицу следует брать за крылья, а держать за крылья и ноги. Иногда птицу фиксируют на столе путем заведения одного крыла за другое.

Здоровая взрослая птица подвижна, быстро реагирует на изменения в окружающей среде, не отличается от другой птицы в приеме корма и воды; гребень, сережки эластичные, блестящие; клюв желтоватого цвета; оперение плотное, гладкое, блестящее, хорошо прилегает к телу.

Исследуют органы дыхания: устанавливают частоту дыхания, а также кашель, чихание, хрипы в легких и воздухоносных мешках. При пальпации грудной клетки обращают внимание на болезненность, развитие мускулатуры, состояние ребер, искривление киля. Чтобы исследовать легкие, птицу необходимо накрыть халатом, полотенцем и прослушать со стороны спины.

Органы брюшной полости прощупывают кончиками пальцев обеих рук. При осмотре брюшной полости обращают внимание на объем живота, а при пальпации - на болезненность и состояние мышечного желудка и кишечника.

Увеличение живота наблюдают при лейкозах, поражениях печени, флюктуацию - при водянке, болезненность и повышение температуры - при сальпингоперитоните.

Пальпация плотных масс в кишечнике может указывать на его закупорку. Перерождение печени у кур выявляют по изменению цвета гребня при облучении ультрафиолетовыми лучами. При перерождении печени гребень приобретает темно-зеленый цвет.

Проверяют клоаку: на склеивание, покраснение слизистой оболочки, цвет и консистенцию каловых масс, окраску клоачного кольца.



3.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ.


Производственная ситуация 1.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000. При обследовании стада ветеринарный выявил, что птица несет яйца с кровяными пятнами.

При проведении патологоанатомического вскрытия у павшей птицы обнаруживается картина обескровливания тканей и органов, скопление плохо свернувшейся крови в полостях, под кожей, в межмышечных пространствах, под серозными оболочками, гематомы под капсулой печени и в толще органа, у молодняка старшего возраста – геморрагические кровоподтеки в межмышечных пространствах и кровоизлияния под кожей.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 2.

Хозяйство «Суворовец» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При проведении патологоанатомического вскрытия у птицы отмечают синюшность слизистых оболочек. Основные изменения сосредоточены в трубчатых, плоских и смешанных костях.

У молодняка птиц кости мягкие, хрящеподобные, легко режутся или ломаются. Под влиянием веса тела, мышечных сокращений и других нагрузок они искривляются, изменяется форма грудной кости. В местах костно-хрящевых сочленений ребер возникают утолщения, называемые рахитическими четками.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.

Производственная ситуация 4.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При проведении патологоанатомического вскрытия у птицы обнаруживают атрофию скелетной и сердечной мускулатуры, половых органов, желудка, а также расширение сердца и гипертрофию надпочечников.

Обнаруживается ярко выраженная гиперемия мозга с симметрично расположенными геморрагическими очажками в сером веществе.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 5.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При проведении патологоанатомического вскрытия ветеринаром у птицы (молодняк) обнаруживают дерматиты в области головы, шеи, спины, а также скрючивание пальцев и васкуляризацию роговицы – «кровянистый глаз».

У взрослых птиц обнаруживается гипертрофия и размягчение плечевого и седалищного нервов и их утолщение в 3-5 раз.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 6.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При обследовании стада ветеринарный выявил, что у птицы наблюдается цианоз кожи и слизистых оболочек рта, глаз, развитие отеков головы и шеи, малоподвижность, одышка, снижение аппетита, обильное выделение вкраплений в помете, развивается диарея. Кожа вокруг клоаки увлажняется, гиперемируется, клоака раскрыта и сильно гиперемирована, перо вокруг нее выпадает.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 7.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При обследовании стада ветеринарный врач выявил следующее: птица не может встать на ноги, так как они подгибаются в суставах. Наблюдается укорочение трубчатых костей, утолщение и деформация пальцев и суставов ног и крыльев, утолщение и размягчение сухожилий и связок. Ахиллово сухожилие соскальзывает с мыщелка кости, одной или обеих ног, кости голени выворачиваются наружу, статическая функция коленного и голеностопного суставов нарушается. При передвижении больные опираются на суставы.

При патологоанатомическом вскрытии было отмечено:

Истощение, сухость и ломкость пера, шелушение кожи, неправильное формирование скелета: утолщение и деформация позвонков, ребер, укорочение трубчатых костей, деформация суставов, утолщение и размягчение связок и сухожилий, отечность суставов, сухожилий и связок, наличие в них и вокруг них мелких кровоизлияний.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3. С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4. Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 8.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

При обследовании стада ветеринарный врач выявил, что у птицы на теле видны кровоточащие или покрытые струпом раны.

Чаще всего обнаруживают на голове и вокруг клоаки, затем шеи, спины, крыльев. Если раны легкие, то птица остается бодрой, при большой потере крови она угнетена, видимые слизистые оболочки и гребень анемичны.

Гибель птицы происходит в результате потери крови через нанесенные раны или от сепсиса при расклеве клоаки и кишечника.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 9.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

У больной птицы наблюдают потемнение гребня, цианоз кожи и видимых слизистых, угнетенное состояние. Птица отказывается от корма, у нее увеличен и смещен на сторону зоб. При пальпации зоба определяют, что он заполнен мягким содержимым и газами, флюктуирует. При проведении патологоанатомического вскрытия было выявлено: цианоз гребня, сережек, кожи и слизистых в области головы, отек подкожной клетчатки и легких.

Увеличенный зоб, содержимое зоба жидкое, пенистое, с гнилостным запахом, часто инородные тела в зобе, слизистая зоба катарально воспалена.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 10.

Хозяйство «Восток» специализируется по направлению – птицеводство, поголовье - 7000.

У больных птенцов вялый вид, они плохо едят, истощены, отстают в развитии, у них грязное сухое оперение, наблюдаются поносы, со следами крови, истощены.

При патологоанатомическом вскрытии обнаруживают эрозии, язвы, некротические участки на кутикуле мышечного желудка. Кутикула темно-бурого, легко рвется, местами плотно прирастает к слизистой желудка.

Под кутикулой и на слизистой железистого желудка кровоизлияния, иногда катарально-геморрагическое воспаление кишечника.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 11.

При обследовании хозяйства «Млечный путь», направление – птицеводство, поголовье-4000 гол., ветеринарным врачом при обследовании было выявлено: массовые кровоизлияния, кровотечения, возникающие при незначительных повреждениях сосудов и продолжающиеся длительное время из-за замедленной свертываемости крови. У несушек родительского стада, птица несет яйца с кровяными пятнами.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 12.

При обследовании хозяйства «Береза», направление – птицеводство, поголовье-1000 гол., ветеринарным врачом при обследовании (патологоанатомическое вскрытие) было выявлено: кости мягкие, хрящеподобные, легко режутся или ломаются.

Под влиянием веса тела, мышечных сокращений и других нагрузок кости искривляются, изменяется форма грудной кости.

В местах костно-хрящевых сочленений ребер возникают утолщения, напоминающие четки.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 13.


При обследовании хозяйства «Степь», направление – птицеводство, поголовье-8000 гол., ветеринарным врачом при обследовании (патологоанатомическое вскрытие) было выявлено: атрофия скелетной и сердечной мускулатуры, половых органов, желудка, а также расширение сердца и гипертрофию надпочечников.

Обнаруживается ярко выраженная гиперемия мозга с симметрично расположенными геморрагическими очажками в сером веществе.

При обследовании молодняка обнаруживают дерматиты в области головы, шеи, спины, а также скрючивание пальцев и васкуляризацию роговицы – «кровянистый глаз».

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 14.

При обследовании хозяйства «Юг», направление – птицеводство, поголовье-3000 гол., ветеринарным врачом при обследовании было выявлено: птица плохо ест, худеет, у нее бледный гребень, развивается анемия.

Отмечается вялость движений, хромота, опухание, повышение температуры и сильная болезненность суставов ног и реже крыльев.

При дальнейшем развитии болезни суставы деформируются, уплотняются, движение в суставах ограничивается, а затем прекращается. Кости становятся хрупкими, нередки переломы пальцев ног.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 15.


При обследовании хозяйства «Запад», направление – птицеводство, поголовье-2000 гол., ветеринарным врачом при обследовании было выявлено: на теле птицы видны кровоточащие или покрытые струпом раны.

Чаще всего наблюдаются на голове и вокруг клоаки, затем шеи, спины, крыльев. Если раны легкие, то птица остается бодрой, при большой потере крови она угнетена, видимые слизистые оболочки и гребень анемичны.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.



Производственная ситуация 16.

При обследовании хозяйства «Север», направление – птицеводство, поголовье-2000 гол., ветеринарным врачом при обследовании было выявлено: больная птица становится вялой, малоподвижной, у нее развивается анемия, истощение, у молодняка замедляется рост и развитие.

Перо сухое, ломкое, теряет яркость окраски и блеск, обильно выпадает. Больные птицы начинают ощипывать и поедать кончики перьев у себя или друг у друга.

Оголяются участки кожи на спине, шее, животе, кожа краснеет и шелушится, воспаляются перьевые фолликулы, воспаление может быть геморрагическим, фибринозным или гнойным.

Дерматит часто сопровождается зудом, что способствует появлению расклева.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 17.

При обследовании гусефермы «Маяк», поголовье-2000 гол., ветеринарным врачом при обследовании было выявлено: больные гуси ослаблены, худые, плохо едят.

В ротовой полости обнаруживают признаки воспаления: покраснение, отек и болезненность слизистой и языка, обильное слюноотделение, скопление густой белой слизи и кормовых масс с гнилостным или кислым запах под языком.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 18.

потемнение гребня, цианоз кожи и видимых слизистых, угнетенное состояние.

Птица отказывается от корма, у нее увеличен и смещен на сторону зоб. При пальпации зоба определяют, что он заполнен мягким содержимым и газами, флюктуирует. Цианоз гребня, сережек, кожи и слизистых в области голову.

Увеличенный зоб, содержимое зоба жидкое, пенистое, с гнилостным запахом, часто инородные тела в зобе, слизистая зоба катарально воспалена.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 19.

Больная птица сильно угнетена, тяжело и часто дышит, гребень, сережки, кожа и видимые слизистые в области головы и шеи цианотичны. Зоб увеличен в размере, смещен в сторону, часто отвисает, содержимое зоба на ощупь плотное, твердое.

Патологоанатомические признаки

У павшей птицы отмечают сильный цианоз и гиперемию тканей в области головы и шеи, отек подкожной клетчатки. Зоб увеличен, содержимое его плотное, часто спрессованное, состоит из зерна, комбикорма, сена или соломы, иногда с примесью опилок и наличием инородных тел.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 20.

При хроническом течении у взрослой птицы понос бывает редко, обычно заболевание сопровождается прогрессирующей анемией и истощением, живот вздут, так как кишечник переполнен газами.

Патологоанатомические изменения

Слизистая оболочка железистого желудка и кишечника отечна, гиперемирована, покрыта слизью. Содержимое кишечника жидкое, зловонное, с примесью слизи. Печень дряблая, светлого цвета, сосуды переполнены кровью.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 21.

При осмотре стада ветеринарным врачом была выявлена птица со следующими клиническими признаками: угнетена, сонлива, отказывается от корма, дыхание у нее хриплое, напряженное, хрипы влажные.

При дыхании слышны булькающие звуки. Наблюдаются истечения из глаз и носовых ходов, слизистые или слизисто-гнойные, отек век и придаточных синусов, закупорка носовых ходов.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 22.


При обследовании хозяйства «Север», направление – птицеводство, поголовье-2000 гол., ветеринарным врачом при патологоанатомическом вскрытии было выявлено: отек и гиперемия слизистой яйцевода, иногда отложение фибрина или скопление творожистых сгустков в складках яйцевода, нередко фибринозное воспаление клоаки.

В брюшной полости и яйцеводе мутный беловатый экссудат с запахом разложившегося белка, бесскорлупное яйцо или конкременты.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 23.

При обследовании хозяйства «Запад», направление – птицеводство, поголовье-1000 гол., ветеринарным врачом было выявлено: несушки подолгу сидят в гнезде, тужатся, иногда со стоном и кудахтаньем, дыхание у них учащенное и тяжелое.

При длительной задержке развивается угнетение, слабость, цианоз кожи и видимых слизистых, одышка, повышается температура тела на 1,0-1,5°С.

При пальпации брюшной стенки прощупывается яйцо, наблюдается выпадение яйцевода и его разрыв, расклев выпавшего яйцевода.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.


Производственная ситуация 24.


При обследовании хозяйства «Запад», направление – птицеводство, поголовье-500 гол., ветеринарным врачом было выявлено: снижается или прекращается яйцекладка, дефекация затруднена.

Кожа вокруг клоаки воспалена, гиперемирована, иногда изъязвлена. Перо вокруг клоаки выпадает, загрязнено фекалиями, клоака раскрыта. Слизистая клоаки гиперемирована и отечна, покрыта желтоватыми пленками. При патологоанатомическом вскрытии было выявлено: отек, гиперемия, эрозии слизистой клоаки, геморрагическое, фибринозное или дифтеритическое воспаление слизистой.

Необходимо:

1.Распишите алгоритм обследования птицы.

2.Установите диагноз.

3.С целью подтверждения диагноза, какие лабораторные методы будете применять и какой материал исследовать?

4.Составьте схему лечебных мероприятий.

5.Составить схему профилактических мероприятий.




Список литературы:


  1. Болезни птицы / Орлов Ф.М., -М.: -Колос, -1981г., -460 с.

  2. Болезни кур / Бессарабов Б.Ф., -М.:Россельхозиздат, 1980г., -130с.

  3. Клінічна діагностика хвороб тварин / В.І.Левченко, М.О. Судаков та ін..; За ред.. В.І.Левченко. –К.: Урожай, 1995. – 368 с.

  4. Фармакология / И.Е. Мозгов., -М.: Колос, 1982г., - 413 с.

  5. Фармакология / Н.И. Шарапов, -М.: Колос, 1998г., -471 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на ситуационные задачи

МДК 02.02 Методики клинической диагностики и лечения внутренних незаразных болезней

Раздел: Болезни птиц


В данной работе преподаватель Бобер Н.П. представила ситуационные задания для закрепления теоретических и практических знаний.

Использование метода конкретных ситуаций при изучении дисциплины развивает гибкость мышления, способствует поиску решений, вырабатывает ответственность за их принятие.

Данная форма обучения дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в процессе проведенной работы. Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник.

Процесс обучения - это специально организованная познавательная деятельность с целью закрепления теоретических и практических знаний студента.

Процесс обучения при такой характеристике будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру.

Знания в работе при решении данных ситуаций стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той же конструкции мозга студент будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной.

Работа рассчитана на системность изучения, взаимосвязи тем курса с темами других междисциплинарных курсов.

В представленной работе материал является объективным средством, которое используется с целью закрепления образовательно-квалификационного уровня профессиональной подготовки, об успешном завершении, об овладении как теоретических, так и практических знаний.

Работа профессионально направлена, четкая доступность содержания методического материала.





Джигова Л.А.. – преподаватель ветеринарных дисциплин, высшей квалификационной категории.