Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Социальный педагог: Дубовик Н.С.
Цель: Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.
Программное содержание: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.
Возраст детей — от 5 до 7 лет.
Оборудование: книги, формуляры, альбомы, журналы, картотека.
Ход игры:
Воспитатель: — Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в……
Дети: библиотеку.
Воспитатель: Мы словно попали в волшебное царство:
В нём тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Воспитатель: Я заведующая библиотекой – Наталья Сергеевна. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.
Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:
Если книгу написал,
Значит ты писатель,
Если книгу прочитал,
Значит ты …(Читатель)
— Молодцы! Как вы считаете в библиотеке должны быть читатели? (Отв. дет.)
— Кто хочет быть читателем? (Дети сами распределяют роли)
— Вот катя, Настя, Саша –вы будете читателями.
— А что они должны там делать?
Дети: Рассматривают книги, выбирают книги, журналы и т.д.
Воспитатель: Следующая загадка:
Таблетки и микстуру
Вам продаёт аптекарь,
Учебники и книги
Найдёт вам...(Библиотекарь)
— Кто желает быть в игре библиотекарем? (Дети предлагают)
- Хорошо София, ты будешь библиотекарем.
— Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, мастерская)
—Значит, нам нужен ещё один библиотекарь.
Отгадайте загадку:
Друг за другом ровно в ряд
Дружно карточки стоят,
Чтоб помочь любому смог,
Существует …(Каталог условных обозначений )
—Хорошо!
—Ты тоже справилась с отгадкой дала правильный ответ, теперь договоритесь кто из вас будет на абонементе, а кто в читальном зале.
Итак, София будет работать на абонементе. А Аня в читальном зале.
-Займите свои места.
Вот ещё одна загадка
Кто отгадает загадку?
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Ответ- (Книга)
— Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.
Желающие проходят к себе в мастерскую.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?
Дети: люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина.
Воспитатель: Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.
Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?
Дети: водитель, шофёр. Дети договариваются о ролях и начинают игру.
1-й библиотекарь: Добро пожаловать в абонемент
Наполнено царство таинственным светом,
Здесь спряталась где- то в тени тишина.
И слышно дыхание каждой страницы,
И можно услышать книг голоса…
Мы рады видеть вас.
У нас сегодня новое поступление книг.
Прошу пройдите к стеллажам.
Прошу познакомиться. (Показывает книги и рекомендует их).
Воспитатель: Какие правила поведения нужно помнить при посещении библиотеки? (Ответы детей). Молодцы, что знаете правила.
Дети выбирают книги.
— Катя, тебе понравилась эта книга?
— Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу. (Библиотекарь заполняет формуляр)
— Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)
2-й библиотекарь: Я приглашаю вас в читальный зал
В этом зале есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам радость познанья,
Поэтому нужно их свято ….. беречь.
Воспитатель: Дети посмотрите, а здесь совсем уже иначе. В нашей библиотеке есть мастерская. Мы приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой. (Желающие проходят в мастерскую).
2-й библиотекарь Мы рады вас приветствовать. Здесь вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. Я предлагаю вам обратить внимание вот на эту необычную книгу. (Библиотекарь показывает и рассказывает). После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.)
Воспитатель: Я буду у себя в кабинете, мне должны позвонить со склада.
Продавец склада (магазина): - Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.
Заведующая(воспитатель): — Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.
Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.
Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?
Шофёр-курьер: Через час.
Заведующая(воспитатель) заходит в читальный зал: - Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас познакомиться с ними.
Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.
Дети продолжают игру.