Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Коломна Московской области»
140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03
с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru
«Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната»
Составитель:
Стрельникова Наталья Николаевна
воспитатель школы-интерната
Май 2024-2025 учебный год
Городской округ Коломна
Я , Стрельникова Н.Н.являюсь воспитателем группы №2. В группе воспитываются дети с разными диагнозами.: легкой умственной отсталостью и умеренной умственной отсталостью. Поэтому приходится строить всю воспитательную работу с учетом индивидуального развития каждого ребенка, учитывать его словарный запас, уровень сформированности коммуникативных способностей.
Для детей с нарушениями интеллекта термин социальная адаптация означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения "особых" детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания "особых" детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает "особым" детям возможность активного участия в общественной жизни.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качество общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Процесс социализации умственно отсталого ребенка, становление и развитие его как личности происходят во взаимодействии с окружающей средой. А сама среда выступает целостной характеристикой бытия ребенка в его бесконечности и объемности. Среда является частью пространства, совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, её мировосприятие. Взаимодействие личности и окружающей ребенка среды понимается нами как оптимальное соотношение возможностей и потребностей .
Игра приносит пользу ребёнку, она важна. Дети играют сами по себе, но в процессе игры они ещё и учатся. Ребёнок не представляет себе игру как отдельную часть жизни.
Игра – основное занятие ребёнка. Большинство навыков, которые формируются у ребёнка, можно представить как игровые .
Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра – та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир.
Можно выделить 5 ступеней, по которым поднимается ребёнок до умения играть в ролевые игры или игры "понарошку". Он не делает резких скачков от одной ступени к другой и кажется, что он просто только добавляет новые действия к уже освоенным играм.
1 ступень. Игра – исследование. Ребёнок исследует предметы: трясёт, стучит, бросает, осматривает. Всё это помогает узнать главные свойства каждого предмета.
2 ступень. Игра – соотнесение. Пытается соотнести 2 предмета, располагая предметы по-разному (ложка в чашке, около тарелки, над чашкой).
3 ступень. Ролевая игра с самим собой. Например, делает вид, что пьёт из чашки. Играя, пользуется вещами "понарошку".
4 ступень. Простая ролевая игра. Например, "кормит" своего мишку, т.е. переносит воображаемое действие на другой предмет.
5 ступень. Ролевая игра, предполагающая последовательное совершение действий, т.е. из известных действий ребёнок составляет некую последовательность. Например – "кормит" мишку обедом, а потом сажает его на машину и возит. Причем, машиной может быть обувь или коробка.
Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Не нужно покупать дорогостоящие пособия, ведь объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице.
Предлагаемые игры, можно разделить на следующие виды:
Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорной сферы (ощущение и восприятие).
Игры, на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений).
Игры, на развитие произвольного внимания и памяти.
Игры, на развитие коммуникативных навыков ( навыки общения).
Прежде, чем заниматься с ребёнком, надо поставить перед собой конкретную задачу. Спросить себя, чему в первую очередь необходимо научить ребёнка. Например, самостоятельно одеваться, накрыть на стол или убрать учебники в портфель. Для того, чтобы отработать эти навыки, необходимо "включить" все психические процессы ребёнка – сенсорные, психомоторные, эмоционально – волевые, познавательные.
В процессе специального обучения сюжетно-ролевой игре у детей с недостатками интеллекта ролевое поведение начинает формироваться.
Вместе с тем анализ организованной и свободной игровой деятельности школьников, группы , где воспитателем является Стрельникова Н.Н. интеллектуальным недоразвитием показал, что ролевое поведение таких детей сохраняет ряд особенностей, которые препятствуют полноценному овладению игрой. Необходимо дальнейшее усовершенствование методики обучения сюжетно-ролевой игре, связанное с возможными путями устранения имеющихся недостатков.
В процессе формирования социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта должны решаться следующие задачи:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.
2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Игра – это ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, и хороводные и т.д. Игра, по словам А.С. Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого – работа, служба и т.п. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет. Дети должны не только принимать активное участие в игре, но и в ее создании. Наиболее важны для ребенка ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
Мною отмечено, что в игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации. Виды игр: подвижные, спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые (творческие), диагностические, коррекционно-развивающие, игры-экскурсии, игры-драматизации, игры-инсценировки. В частности, дидактическая игра имеет две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели взаимодополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Роль игрушки в коррекционном обучении детей с особыми нуждами исключительно велика. Поскольку у таких детей спонтанного усвоения социального опыта практически не наблюдается, их действенный и чувственный опыт крайне беден или вовсе отсутствует. В этом плане одним из эффективных средств целенаправленного воздействия на все стороны личности нетипичного ребенка, на его сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом служит игровая коррекция. Развитие психических процессов, расширение словарного запаса, развитие способности к обобщению, продуктивной коммуникации с другими людьми происходит незаметно для ребенка . При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключи- тельному ретроспективному обсуждению, в котором обучающиеся совместно с педагогом анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка
Основными задачами системы игровых занятий я считаю в группе :
1. Формировать у детей желание высказаться, внести свои предложения в обсуждаемую тему.
2. Учить детей припоминать факты по обсуждаемой теме из собственного опыта либо из опыта других людей, а также импровизировать (фантазировать), строить предположения.
3. Учить детей слушать друг друга и пользоваться фактами, которые получили друг от друга.
4. Учить детей выбирать собственное решение, опираясь на нравственную оценку.
Поиск ответов на возникающие игровые проблемы повышает социальную компетентность, познавательную активность детей и в реальной жизни. Достигнутый в игре прогресс психического развития ребенка существенно влияет на возможности его систематического обучения на занятиях, способствует совершенствованию его реальной позиции в среде сверстников и взрослых.
Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей разностороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе. Велика и диагностическая роль игры. Она позволяет выявить уровень развития многих личностных качеств ребенка, определить его статус в детском коллективе.
Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся, их речевая неактивность осложняет процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников.
Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации и т. д.
Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
Игра — активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровые ситуации на внеклассных занятиях выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен.
Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности можно организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных умений, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.
Принципы подбора:
реальность сюжета;
случаи из жизни;
охват разных сфер жизни;
доступность для понимания;
постепенное повышение сложности сюжетов;
направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.
Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Торговля», «Учреждения и организации», «Экономика домашнего хозяйства», «Профориентация». По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей, Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки билетов в кассах автовокзала, в кинотеатр, накапливать практический опыт их использования.
Таким образом, можно сказать, что проведение сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.
Преимущество игры состоит в том, что ситуацию возможно проиграть несколько раз, увидев при этом отрицательные и положительные стороны того или иного разыгранного поступка. Повторение ситуации позволяет отработать ее по возможности в совершенстве. В ходе игры возможна постоянная активизация детей системой поручений и указаний, требующих речевой коммуникации: «Скажи…», «Спроси…», «Ответь…», «Узнай…». Игра способствует развитию речи, познавательной деятельности, социально-бытовой адаптации и ориентировочной деятельности.
Примерные сюжетно-игровые ситуации на внеклассных мероприятиях в группе :
«В магазине игрушек»
Цели: активизация и закрепление в речи учащихся слов — названий игрушек, тренировка в правильном употреблении выражений «сколько стоит?», «покажите, пожалуйста», «помогите мне выбрать игрушку для друга», «заверните, пожалуйста»;
воспитание навыков культурного общения и поведения в обществе.
Оборудование: разнообразные игрушки с ценниками, чеки, деньги, «прилавок», «касса», таблички (магазин, режим работы, касса).
Воспитатель:
— Сегодня у нас будет игра «В Магазине игрушек». Вы будете учиться выбирать понравившиеся игрушки, платить в кассу деньги, получать чеки и многое другое. Давайте вспомним, что мы видели на экскурсии в магазине? Какие вы видели игрушки? Кто их продает? Что можно спросить у продавца?
Помочь выбрать игрушку в подарок: маленькому ребенку, другу, подруге; продемонстрировать качество товара, наличие комплектности игрового набора; выбрать игрушку на определенную сумму.
Обучение диалогу
(обустраивается прилавок магазина, товар, касса)
Выбираем продавца, кассира.
— У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек. Вы сможете их купить. Но чтобы вам их продали, надо правильно спрашивать и отвечать на вопросы.
Во время «продажи» и «покупки» происходит разговор, например:
Покупатель:
— Я хочу купить мяч. Скажите, пожалуйста, сколько он стоит?
Продавец:
—150 рублей.
Покупатель идет в кассу, оплачивает покупку.
Покупатель:
— Возьмите деньги за мяч.
Продавец:
— Возьмите чек.
Если кассир молча подает чек, воспитатель поправляет: "Скажи: возьмите чек!"
Покупатель возвращается к продавцу, отдает ему чек и говорит:
— Дайте, пожалуйста, мяч!
Продавец:
— Пожалуйста, возьмите.
Далее предлагается всем учащимся выступить в роли покупателя и продавца, остальные учащиеся наблюдают за правильностью диалога между участниками игры, вносят коррективы. Учащиеся учатся строить полные предложения.
Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Я, как воспитатель первой группы , влияю на содержание игры, помогаю детям осуществлять задуманное, регулирую между ними взаимоотношения. Стараюсь видеть каждого ребенка, стараюсь быть неравнодушной к игровой деятельности детей. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история человека как деятеля и работника может быть представлена в развитие игры у ребенка и в постепенном переходе ее в работу». Все дети живут в игре, она - их мир, их бытие.
Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, стараюсь воздействовать на все стороны личности ребенка: на сознания, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Организуя жизнь детей в игре, пытаюсь формировать не только игровые, но и реальные навыки , закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Особенности сюжетно-ролевой игры, прежде всего в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер. Дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Именно за эту особенность Н.К. Крупская высоко ценила игру. «Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед, вызывать скорую помощь... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен сам процесс построения плана». Всегда нахожусь рядом, где дети играют, проявляю внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защищаю в игре положение застенчивого, робкого ребенка и ослабляю роль ребенка - вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. Не нужно спешить вмешиваться в игру, не нужно спешить разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать. Дать возможность решить проблему, разобраться самим.
И если конфликт во время игры, не могут разрешить самостоятельно, только тогда можно помочь разобраться.
Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалею слов на похвалу ребёнка. Обычно мы хвалим детей за послушание, за аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки, свои вещи. Всё это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребёнка, если он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для детей, создал интересную игровую ситуацию. Всё это надо обязательно поощрять.
Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную, игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, являются знание - действие - общение. Чем дети взрослее, тем к более высокому уровню игрового общения они стремятся. Поэтому можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. В процессе игрового общения школьники объединяются в коллектив, умеющий договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты, использовать атрибуты, игрушки, заместители, необходимые для развития сюжета.
В играх детей успешно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевая игра носит целенаправленный характер. Важно, чтобы в игре ребёнок фантазировал, строил, творил. Только тогда можно воспитать инициативу, настойчивость, изобретательность, коллективистские навыки.
Сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, я осторожно направляю развитие игры, отношения детей.
Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди, может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии... Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт. Чрезвычайно важным моментом во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игры, является сам характер взрослого во время игры. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Я, как воспитатель, меняю ее на позицию «играющего партнера».
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера. Допустим, играя с ребенком, поясняю игровые действия сама: «я буду купать куклу Катю. Это у меня мыло (деревянный кирпичик). Ты, Марина, помоги раздеть куклу Катю, а я приготовлю для нее шампунь». Постоянно втягиваю в игру несколько детей (2-3). В совместной игре воспитателя с детьми, в процессе которой закрепляются старые, формируются новые игровые умения.
.
На прогулке с ребятами ежедневно проводим подвижные игры. Стараемся вызвать у детей интерес к игре, желание участвовать в ней, организовать ее, создавать положительный эмоциональный настрой по ходу игры, напоминаем правила игры, поощряем участие детей в игре. Как воспитатель, являюсь примером, рядовым участником игры, соблюдая правила игры, показываю образы правильного выполнения игровых действий, демонстрируя примеры помощи друг другу и т.д. В подвижных играх у детей развиваем координацию движений, ориентировку в пространстве, реакцию на звуковой сигнал, двигательную активность и т.п. детям нравится игра «Мы едем в школу». Игра проходит на карусели. Ведущий-водитель автобуса приглашает участников занять свои места и объявляет о начале движения. Затем следуют остановки с их названиями. Дети ждут, когда водитель объявит остановку «коробчеевская школа», и только тогда выходят. Часто меняем «автобус» на «метро». Здесь уже сам воспитатель берет на себя роль диктора, то есть объявляет остановки, станции метро. Дети с удовольствием подражают гулу автобуса или электропоезда.
Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Проводим целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта, формируем практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.
Провожу занятия, (наблюдения на прогулке за окружающим миром, целевые экскурсии в школьную прачечную, в магазин, на почту, в медицинский кабинет, в парк, к автобусной остановке и др.), которые обогащают их жизненный опыт и игру, позволяют понять смысл действий, совершаемых людей в разных сферах жизни и деятельности, тем самым, развивая познавательные интересы. Используем так же дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин.
Дети любят играть в игру «Телефонный разговор». После чтения произведения К. Чуковского «Телефон», дети брали заместитель телефона - деревянный кирпичик, а с некоторыми детьми сделали телефончики самодельные из спичечных коробков. При разговоре с детьми по телефону (для образца), я чётко обозначила свою роль: «Дзинь - дзинь! Я Старичок - Лесовичок! Это школа - интернат? Здравствуйте! Ребята, я вас приглашаю в лес, возьмите с собой корзины и приходите. Я вас угощу лесными яблоками, да и грибов наберёте...»
Дальше развиваю диалог с ребятами: Марина, Кирилл, Саша и другие разговаривают по телефону с мамой, с папой, с бабушкой...
Учим детей, развёртывать игру - придумывание, игру - фантазирование, протекающую в чисто речевом плане. Не оставаться равнодушным к образам детской фантазии. Материалом служат хорошо известные детям волшебные сказки. Для наших детей используем в игре волшебные предметы: золотая рыбка, волшебная палочка, волшебная дудочка, наливное яблочко, весёлый мячик и др. Ребенок, получив этот предмет, придумывает свою историю, сказку, т.е. выдумку.
Повторяем слова вместе с детьми, а яблочко передаём друг другу: «Ты катись наливное яблочко быстро-быстро по рукам, у кого наливное яблочко - расскажи-ка сказку нам». Игра для наших детей сложная, но интересная. Начинаю я сказку: «Жили, были дед да баба. Вот и говорит дед бабе...» - дети продолжают, фантазируют, придумывают, дополняют друг друга, сочиняют свою сказку пусть даже по одному предложению. Это уже хорошо.
Нужно всегда поддерживать интерес детей к свободной игре - импровизации по мотивам сказок, к игре - драматизации по известным сюжетам. Предлагаем разнообразные её формы (драматизация по ролям) - сказки «Теремок» - С. Я. Маршака.
Дети любят играть со строительным материалом, особенно мальчики. Строят дома, мост, школу, ворота и тут же обыгрывают. Наблюдаю, смотрю: Сережа работает шофёром, на машине возит кирпичики,Кирилл -
строитель, строит дома. В процессе игры с конструктором развивается фантазия, мышление, мелкая моторика.
Следуя роли-образцу, ребенок подавляет сиюминутные побуждения и желания, начинает починяться эталону поведения, который диктуется ролью.
В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются.
Таким образом, игра выступает как эффективное познание ребенком предметной и социальной действительности. Кроме того, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствуют социальному развитию.