СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевые игры и проблемные ситуации по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с: резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков; большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке; отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения. Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям: решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность воспитанника; проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации.

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевые игры и проблемные ситуации по ПДД»

Сюжетно-ролевые игры и проблемные ситуации по ПДД


«Пассажиры»

Информационная часть.

Рассказать детям: о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; правилах поведения в легковом автомобиле; познакомить с профессией кондуктора

Атрибуты:

Шапочка кондуктора,

Таблички остановок

Создание проблемной ситуации: Детей пригласили в музей.

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Сюжетно-ролевая игра

«Службы спасения»

Информационная часть

Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:

движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия;

неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах.

Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты:

- Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;

Иллюстрации специального транспорта

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина Задача детей: организовать движение других транспортных

Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения дошкольников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Актуальность использования проблемных ситуаций в формировании представлений о правилах дорожного движения связана с: резким ростом количества автомобилей, передвигающихся по дорогам городов и поселков; большим количеством травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий в общем списке; отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.

Какие требования предъявляются к проблемным ситуациям:

решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную

самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;

проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок, а также уже имеющейся у него информации.

Проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;

основу проблемной ситуации должна составлять противоречивость информации; проблемная ситуация в процессе ее решения должна порождать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с рассматриваемой;

формулировка проблемной ситуации должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;

проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.);

проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся.

Приемы, которые можно использовать при создании проблемной ситуации: Проблемная ситуация возникает при преднамеренном столкновении педагогом жизненных представлений детей (или достигнутого им уровня знаний) с научными фактами, для объяснения которых у них не хватает знаний и опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень знаний)с_ научным фактом можно с помощью: опыта, рассказа об опыте, различных наглядных средств, ТСО, практических заданий, в которых дети допускают ошибки или не выполнимых заданий

Проблемная ситуация возникает при несоответствии известного и требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые задания старыми способами Проблемную ситуацию можно создавать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, мнений ученых, писателей, сказочных героев, мнений самих дошкольников, различных вариантов тестов произведений, сказок, видов искусств.

Проблемную ситуацию можно создать, учитывая и используя типичные ошибки детей или односторонний подход к явлениям

Проблемную ситуацию можно создать при побуждении детей к выдвижению гипотез, предварительных выводов и обобщений. Противоречие возникает в результате столкновения различных мнений детей, а также между выдвинутым предположением и результатом его опытной проверки

В детском саду, применяя технологию проблемного обучения, воспитатель использует четыре уровня проблемности:

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает

на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Для решения проблемных ситуаций можно изготовить игры, макеты, фотографии, видеофильмы, презентации с улицами города, подобрать картотеку литературных произведений, проблемных ситуаций на дороге.

Зная особенности восприятия детей дошкольного возраста, предлагаем создать наглядную схему-алгоритм решения проблемной ситуации: постановка проблемы оформлена символом - ракетой на старте;

актуализация знаний - в виде дозаправки для ракеты;

выдвижение гипотез - представлено в виде ступеней взлета;

проверка решения - изображена в виде приземления ракеты;

введение в систему знаний - в виде успешно совершенного полета.

Это помогает детям в целом увидеть и осознать структуру проблемной ситуации, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.

Использование проблемных ситуаций в ходе работы подчиняется следующим правилам действующими лицами в проблемных ситуациях являются сказочные персонажи и реальные люди; проблемные ситуации разыгрываются в инсценировках литературных произведений и в сюжетно-ролевых играх.

дошкольники обучаются решению проблемных ситуаций в знакомых местах нашего микрорайона; подбор ситуаций опирается на опыт детей;

Например, детям предлагались серии картинок, фотографий на которых изображены различные ситуации поведения сказочных персонажей, людей на улицах города, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге (фото)

-сказочные герои совершали ошибки во время игр на макете нашего квартала

-на магнитной доске дети находили и исправляли ошибки пешеходов,

-во время участия в с/р игре взрослый намерено нарушал правила дорожного движения

-во время чтения литературных произведений (Н. Носов «Автомобиль», К.

Чуковский «Тараканище», «Айболит», В. Драгунский «На Садовой большое движение» и т. д.) дети анализировали поступки героев.

Также для решения проблемных ситуаций мы показывали детям небольшие видеофильмы, в которых нарушителями были жители нашего микрорайона

В работу по проблемному обучению вводились следующие сюжеты: «Маша в нашем микрорайоне» - долгосрочная игра; «Два брата (светофор для транспорта и для пешехода); сочинение сказки «Приключения колобка в городе»; «В мире дорожных знаков»; «Это каждый пассажир должен знать обязательно на«5»; «Светофорчик в гостях у ребят», «Дракоша»-магнитная игра


Пример проблемной ситуации

На вызов едет пожарная машина

Задача детей: организовать движение других транспортных средств Детей пригласили в библиотеку

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков Светофор сломался, как безопасно перейти дорогу?

Задача детей: вспомнить правила перехода через улицу

Выбрать безопасный маршрут на макете и добраться до нужного места (детский сад, поликлиника, магазин, аптека, Дом Быта, библиотека)

Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Твой новый красивый мяч выкатился на проезжую часть дороги. Что ты будешь делать?

На остановке автобуса много людей. Ты боишься, что тебе не достанется места. Как ты поступишь?