Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ
на тему:
«Проектирование сюжетно-ролевой игры
с детьми дошкольного возраста»
«Семейный ужин»
в средней группе
1. Задачи:
- Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Формировать навыки правильной сервировки вечернего ужина. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и д.р.). Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
- Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Развивать интерес к игре.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
2. Подготовка к игре:
Дата | Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Январь-апрель | | Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?». Рассматривание сюжетных картинок, Рассматривание семейных фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н. Забила «Ясочкин садик», А. Барто «Машенька», Б. Заходер «Строители», «Шофёр», Д. Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», А. Кардашова «Большая стирка». | Учить правильно мыть посуду. Учить правильно выбирать продукты для супа, пирога, компота. Учить варить суп. Учить варить компот. Учить печь пироги. Учить правильной сервировки стола. Учить помогать взрослым. Способствовать повышению уровня самостоятельности действий в организации игрового взаимодействия. Развивать навык игрового общения. |
3. Перспективный план подготовки к игре «Семейный ужин».
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Семейный ужин | Мама Папа Бабушка Старшая дочка Младшая дочка | Стол Стулья Посуда Ложки и вилки Макет пирога, хлеба Конфеты Компот Чашки для чая Стаканы для компота | Бабушка и мама будят всю семью и отправляют папу на работу, детей в детский сад. Дома делают уборку, готовят ужин. Встречают папу с работы. Мама забирает детей из детского сада. Папа и мама после работы покупают продукты. Старшая внучка, бабушка, мама и папа готовят ужин. | Доброе утро! Здравствуйте! Добрый вечер! Как вела себя моя внучка? Как прошел ваш день? Помогите мне, пожалуйста испечь пирог. |
Сопутствующие сюжеты |
Магазин | Продавец | Касса Деньги Макеты пирожков, пирожных Соки Бутылки лимонадов Шоколад Конфеты Фрукты Овощи Хлебобулочные изделия | Продавец подготавливает товар к продаже; выкладывает товар на витрину, полки. | Что я могу вам предложить? Что желаете? С вас 29 рублей. Пожалуйста. Спасибо за покупку. |
Детский сад | Воспитатель Дети | Халат, компьютер, раскраски карандаши | Собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит и т. д.; отдаёт детей родителям. | Доброе утро! Хорошее у тебя настроение, Саша? Ребята, а сейчас давайте рисовать. Добрый вечер! До свидания! |
4. Ход игры.
Дети в группе сидят возле воспитателя.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я,
Вот и вся моя семья!
- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите, а что такое семья? (Ответы детей).
- Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).
- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».
Распределение ролей, развитие сюжета.
- Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь у нас есть дом и кухня. Кто будет жить в нашем доме?
- В нашей семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки и маленький сынок – кукла Андрюшка. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет находиться дома с маленьким сыночком. Что будет делать папа? (Ответы детей). Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы –водителя). Кто будет – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?
- Хорошо. Здесь у нас дом, а где у нас будет детский сад, куда ходят дети? (Дети выбирают места).
- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. (Играющие заходят в дом и изображают, как они спят (ночь).
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Приемы поддержания и развития игры:
а/ внесение дополнительных атрибутов: веник, совок, ведро и тряпка, мр 3 плеера;
б/ участие педагога во второстепенных ролях: воспитатель выступает в роли бабушки.
в/ показ новых игровых действий: уборка дома;
г/ введение новых игровых ситуаций: поход в магазин за продуктами, предлагаю сходить в кинотеатр или пригласить соседей на чай;
д/ оценка: хвалю за игру, роль.
5. Окончание игры
Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мама и папа укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).
6. Оценка игры
Мне понравилось, как вы сегодня играли, а вам понравилась игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!
7. Схема игры
Дом
ГОСТИННАЯ
КУХНЯ
ПЛИТА
СТОЛ
РАКОВИНА
стол
И
Г
Р
У
Ш
К
И
Детский стол
Прилавок
продавца
Детский стол
Стеллаж с
продуктами
Детский сад Магазин