СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сюжетно ролевая игра в младшем дошкольном возрасте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация раскрывает как организовать сюжетно-ролевые игры с детьми младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«"Сюжетно ролевая игра в младшем дошкольном возрасте"»

Методическое объединение для воспитателей младших дошкольных групп «Организация сюжетно-ролевых игр  с детьми младшего дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада №3 «Алёнушка» Л. И. Кучерова

Методическое объединение для воспитателей младших дошкольных групп

«Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада №3 «Алёнушка» Л. И. Кучерова

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет его деятельность – работа, служба… Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе.  А. С. Макаренко

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет его деятельность – работа, служба… Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе.

А. С. Макаренко

 Малыш, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает взрослым. И все это переносится на общение со сверстниками, формирует его личные качества.  Необходимо у ребёнка сформировать умения жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, способствовать формированию умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.
  • Малыш, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает взрослым. И все это переносится на общение со сверстниками, формирует его личные качества.
  • Необходимо у ребёнка сформировать умения жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, способствовать формированию умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми. Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. В ней заложены большие возможности для развития малыша. Она создает реальные условия для навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
  • Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми. Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. В ней заложены большие возможности для развития малыша. Она создает реальные условия для навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
 Ребенок раннего и дошкольного возраста проходит 4 стадии в освоении игровой деятельности: Ознакомительная игра. Отобразительная игра. Сюжетно-отобразительная игра. Сюжетно-ролевая игра.   К 3 годам, дети, зная назначения предметов, умея действовать с ними, способны принять роль и делают это с удовольствием. - Характерной чертой сюжетно – отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, ребенок кладет куклу в кровать, укрывает. Затем снова поднимает и снова укрывает. - Малыши сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действия с предметами и начинают действовать характерно для определенного лица, как мама, как доктор. - Игровые действия детей условны по своему результату (малыш поит куклу из пустой чашки), т.е. действия ребенка становятся условные не только по результату, но и характеру выполнения. На последнем этапе, играющие моделируют знакомые им трудовые и обществен­ные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.

Ребенок раннего и дошкольного возраста проходит 4 стадии в освоении игровой деятельности:

  • Ознакомительная игра.
  • Отобразительная игра.
  • Сюжетно-отобразительная игра.
  • Сюжетно-ролевая игра.

К 3 годам, дети, зная назначения предметов, умея действовать с ними, способны принять роль и делают это с удовольствием.

- Характерной чертой сюжетно – отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, ребенок кладет куклу в кровать, укрывает. Затем снова поднимает и снова укрывает.

- Малыши сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действия с предметами и начинают действовать характерно для определенного лица, как мама, как доктор.

- Игровые действия детей условны по своему результату (малыш поит куклу из пустой чашки), т.е. действия ребенка становятся условные не только по результату, но и характеру выполнения.

На последнем этапе, играющие моделируют знакомые им трудовые и обществен­ные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.

Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых . Такие как «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.
  • Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых . Такие как «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.
      По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; они появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют.  В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо молчит, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. На этом уровне ещё нет взаимодействия персонажей.   Если же к трём с половиной годам малыш всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.
  •       По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; они появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют.
  • В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо молчит, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. На этом уровне ещё нет взаимодействия персонажей.

  Если же к трём с половиной годам малыш всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.

 Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры . «Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание таких ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры .

«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание таких ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

       Здесь уже есть полноценная деятельность и принятие на себя роли взрослых: ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае он начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».       По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей, и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия.       Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает много говорить, даже если он один.
  •        Здесь уже есть полноценная деятельность и принятие на себя роли взрослых: ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае он начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».
  •       По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей, и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия.
  •       Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает много говорить, даже если он один.
Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).  Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе. Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр.
  • Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).

Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.

  • Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр.
 Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных действий, («давай сначала сварим кашку, а потом покормим куклу Машу»).  Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной.  Ролевое поведение с сюжетными игрушками появляется лишь в начале младшего дошкольного возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.

Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных действий, («давай сначала сварим кашку, а потом покормим куклу Машу»).

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной.

Ролевое поведение с сюжетными игрушками появляется лишь в начале младшего дошкольного возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние: – оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их опыта; – расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре; – поощрение инициативы при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр; – создание условий для проявления игровой активности в течение дня. Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поход в магазин), а также по сюжетам литературных произведений. Педагог формирует умения принимать роль, выполнять действия; поощряет инициативу, попытки подбирать атрибуты.
  • Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:

– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их опыта;

– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

– поощрение инициативы при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

– создание условий для проявления игровой активности в течение дня.

  • Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой.
  • Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поход в магазин), а также по сюжетам литературных произведений. Педагог формирует умения принимать роль, выполнять действия; поощряет инициативу, попытки подбирать атрибуты.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности дошкольника. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами. Содержанием становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки). В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.  Педагог должен: обогащать игровой опыт ребенка; создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании; развивать коммуникативные качества детей.
  • Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности дошкольника. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами. Содержанием становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки).
  • В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

Педагог должен:

  • обогащать игровой опыт ребенка;
  • создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании;
  • развивать коммуникативные качества детей.
 В этом возрасте педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Игра идет по принципу «рядом и вместе», но взаимодействие между играющими постепенно становится все более продолжительным, а ролевое поведение все более осознанным.
  • В этом возрасте педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Игра идет по принципу «рядом и вместе», но взаимодействие между играющими постепенно становится все более продолжительным, а ролевое поведение все более осознанным.
 В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играет правильный подбор и расположение игрушек, т.е. развивающая предметно-пространственная среда.  Для сюжетно – ролевых игр детям необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров, коляски для кукол и др.
  • В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играет правильный подбор и расположение игрушек, т.е. развивающая предметно-пространственная среда.
  • Для сюжетно – ролевых игр детям необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров, коляски для кукол и др.
 Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, необходимый материал нужно вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми ребята недавно познакомились.
  • Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, необходимый материал нужно вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми ребята недавно познакомились.
 Дети средней группы вместе с воспитателем могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты. Со временем ребята 4-5 лет все более изобретательно пользуются в игре заместителями.  Рациональная организация развивающего пространства в группе является основой для детского игрового творчества.  Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении атрибутики, наличии полуфункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния детские игры, создает условия и «настрой» на деятельность в течение всего дня пребывания.
  • Дети средней группы вместе с воспитателем могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты. Со временем ребята 4-5 лет все более изобретательно пользуются в игре заместителями.
  • Рациональная организация развивающего пространства в группе является основой для детского игрового творчества.
  • Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении атрибутики, наличии полуфункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния детские игры, создает условия и «настрой» на деятельность в течение всего дня пребывания.
Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир ребёнка (и наоборот). Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном образовательном процессе и насколько важна роль взрослого в своевременной и правильной организации игровой деятельности.

Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и развивается.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир ребёнка (и наоборот). Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном образовательном процессе и насколько важна роль взрослого в своевременной и правильной организации игровой деятельности.

ЗА  ВНИМАНИЕ!!!

ЗА

ВНИМАНИЕ!!!