Методическое объединение для воспитателей младших дошкольных групп
«Организация сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада №3 «Алёнушка» Л. И. Кучерова
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет его деятельность – работа, служба… Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе.
А. С. Макаренко
- Малыш, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, которые сложились у него, благодаря влиянию родителей. Ребенок подражает взрослым. И все это переносится на общение со сверстниками, формирует его личные качества.
- Необходимо у ребёнка сформировать умения жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому перед воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, способствовать формированию умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, привить им коммуникативные навыки.
- Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми. Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. В ней заложены большие возможности для развития малыша. Она создает реальные условия для навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Ребенок раннего и дошкольного возраста проходит 4 стадии в освоении игровой деятельности:
- Сюжетно-отобразительная игра.
К 3 годам, дети, зная назначения предметов, умея действовать с ними, способны принять роль и делают это с удовольствием.
- Характерной чертой сюжетно – отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия, например, ребенок кладет куклу в кровать, укрывает. Затем снова поднимает и снова укрывает.
- Малыши сюжетно воспроизводят знакомые результативные способы действия с предметами и начинают действовать характерно для определенного лица, как мама, как доктор.
- Игровые действия детей условны по своему результату (малыш поит куклу из пустой чашки), т.е. действия ребенка становятся условные не только по результату, но и характеру выполнения.
На последнем этапе, играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей, что и является собственно ролевой игрой.
- Ранний возраст (2-3 года) - игры в отдельные действия взрослых . Такие как «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.
- По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; они появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют.
- В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо молчит, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. На этом уровне ещё нет взаимодействия персонажей.
Если же к трём с половиной годам малыш всё ещё играет лишь в отдельные действия взрослого, это говорит об определённом отставании. Поэтому педагогу надо как можно больше играть с ребенком, показывая образец ролевого поведения в выполнении как отдельных, так и цепочки действий.
Младший дошкольный возраст (3-4 года): простые ролевые игры .
«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание таких ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.
- Здесь уже есть полноценная деятельность и принятие на себя роли взрослых: ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса... На этой стадии малыш стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае он начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!».
- По сути, только на этом уровне в игре, помимо самого ребёнка, появляется второе действующее лицо. И только здесь возникает взаимодействие персонажей, и они вступают в диалог друг с другом - до этого, даже если ребёнок играл в укладывание или кормление малыша, его «малыш» был бессловесным объектом действия.
- Характерный признак игр этого уровня, позволяющий легко отличить их от игр в отдельные действия, состоит в том, что ребёнок начинает много говорить, даже если он один.
- Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым (педагог продумывает систему обогащения детей знаниями об окружающей действительности: наблюдения, экскурсии, чтение художественных произведений, сюжетно-дидактические игры, беседы о профессиях, иллюстрации, обсуждения просмотренных видеофильмов и т.д.).
Отстраненное отношение воспитателя к ребенку будет препятствовать полноценному развитию игровой деятельности. Чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание действовать вместе.
- Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр.
Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных действий, («давай сначала сварим кашку, а потом покормим куклу Машу»).
Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной.
Ролевое поведение с сюжетными игрушками появляется лишь в начале младшего дошкольного возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни.
- Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления игровой активности в течение дня.
- Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой.
- Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поход в магазин), а также по сюжетам литературных произведений. Педагог формирует умения принимать роль, выполнять действия; поощряет инициативу, попытки подбирать атрибуты.
- Средний дошкольный возраст (4-5 лет). В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности дошкольника. У них появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами. Содержанием становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки).
- В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.
Педагог должен:
- обогащать игровой опыт ребенка;
- создавать развивающую игровую среду с целью формирования активности и самостоятельности в ее использовании;
- развивать коммуникативные качества детей.
- В этом возрасте педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Игра идет по принципу «рядом и вместе», но взаимодействие между играющими постепенно становится все более продолжительным, а ролевое поведение все более осознанным.
- В развитии самостоятельных игр младших дошкольников большую роль играет правильный подбор и расположение игрушек, т.е. развивающая предметно-пространственная среда.
- Для сюжетно – ролевых игр детям необходимы куклы, посуда, мебель. Хорошо иметь в группах игрушечные утюги, плиты, атрибуты для игр в парикмахерскую, в больницу. Кроме того, нужны автомашины крупных и средних размеров, коляски для кукол и др.
- Наборы игрушек должны быть размещены в разных местах комнаты, чтобы дети имели возможность играть небольшими группами. Организуя среду для сюжетно-ролевой игры, необходимый материал нужно вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогли вспомнить те события, с которыми ребята недавно познакомились.
- Дети средней группы вместе с воспитателем могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты. Со временем ребята 4-5 лет все более изобретательно пользуются в игре заместителями.
- Рациональная организация развивающего пространства в группе является основой для детского игрового творчества.
- Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении атрибутики, наличии полуфункциональных игровых материалов, дозирует меру и характер своего влияния детские игры, создает условия и «настрой» на деятельность в течение всего дня пребывания.
Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и развивается.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир ребёнка (и наоборот). Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном образовательном процессе и насколько важна роль взрослого в своевременной и правильной организации игровой деятельности.
ЗА
ВНИМАНИЕ!!!