Сюжетно-ролевые игры в старшей группе Картотека сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Картотека сюжетно-ролевых игр

 

Игры в больницу.

Игра-ситуация. «Зайка заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (игрушка).

Врач. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно). Я - доктор.

Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

 

Игры в больницу.

Игра-ситуация «К нам приехал доктор»

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит: Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет.

«доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель. доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно. Игра продолжается.

Игры в магазин

Игра-ситуация «Делаем покупки»

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука. Дайте мне один пакет муки.

Продавец (ребенок). Вот, берите.

Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?

Продавец. Есть.

Поку п ател ь. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец. Есть.

Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные? Продавец. Мятные.

Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!

 Собираемся на прогулку

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

Игры в магазин

Игра-ситуация «Что надеть на ножки?

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем, подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка идут в магазин.

Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?

Покупатель (ребенок). Да.

Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель. Красные.

Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.

Продавец. Спасибо за покупку. Вы довольны?

Покупатель. Да. Спасибо.

Игры в парикмахерскую

Игра-ситуация «Модная прическа»

Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахер- скую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя Постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.

Вариант 2 Воспитатель говорит: «я — парикмахер». Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься>.

Лена работает, подражая педагогу. дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?

Приходит новый парикмахер—Лиза, и принимает клиентов.

Игры в почту

Игра-ситуация «Почтальон приносит телеграмму»

Воспитатель играет роль почтальона. Он стучится в дверь и говорит: «Откройте дверь почтальону! Лена, открой мне дверь, пожалуйста. Здравствуйте, дети, я — почтальон, вы меня узнали? У меня есть фуражка, сумка на ремне. Я приношу почту. Вам пришло письмо:

,,дорогие дети, поздравляю вас с Новым годом, ваш дедушка Мороз”. Вы знаете, кто такой дедушка Мороз? Он приносит подарки детям. А вот еще одно письмо. Его написала Катина бабушка. Она приглашает Катю в деревню, в гости. Катя, прочитай письмо. Кто хочет написать бабушке письмо? Пишите, я отправлю письмо по почте.

Магазин

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия,

мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Игры в почту

Игра-ситуация «Пришла посылка».

Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла от мамы Козы. Говорит: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? давайте пошлем ей яблоки в посылке. Дети берут шарики и кладут в посылку. Козочка обрадуется, угостит своих козлят.

Воспитатель отдает детям посылку, и они играют самостоятельно:

кладут в нее разные подарки (для бабушки, для мамы, для кукол).

Игры с куклами

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Воспитатель говорит детям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игры с куклами

Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком».

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Детям предоставляется большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

Игра-ситуация Новая кукла знакомится с игровым уголком

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация Машина едет по улице»

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется. подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа. советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда - обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их). к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия я поеду в гараж, Мне надо ил дачу.. Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Мойка машин»

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой»

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою.

и солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я — в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль»

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок: Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р... Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор. Я —умелый шофер. Надо — влево руль кручу, Надо— гайку подкручу, дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.

Игры со строительным материалом

Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню.

дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.

Игры со строительным материалом

Игра-ситуация «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь.

Аптека

Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам, чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки

Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

 

Просмотр содержимого документа
«Сюжетно-ролевые игры в старшей группе Картотека сюжетно-ролевых игр»

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Картотека сюжетно-ролевых игр

 

Игры в больницу.

Игра-ситуация. «Зайка заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (игрушка).

Врач. Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?

Пациент-зайчик (жалобно). Я - доктор.

Врач. Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент. У меня кашель, болят ушки.

Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?

Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

 

Игры в больницу.

Игра-ситуация «К нам приехал доктор»

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит: Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет.

«доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.

Воспитатель. доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.

Воспитатель говорит: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно. Игра продолжается.

Игры в магазин

Игра-ситуация «Делаем покупки»

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука. Дайте мне один пакет муки.

Продавец (ребенок). Вот, берите.

Покупатель. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?

Продавец. Есть.

Поку п ател ь. Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец. Есть.

Покупатель. А пряники есть? Они мятные или шоколадные? Продавец. Мятные.

Покупатель. Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!

 Собираемся на прогулку

Цель: разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научить правильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия «одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Она знако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята пред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­вают ее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля в правильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются сами и выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ются сами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя свои действия.

Игры в магазин

Игра-ситуация «Что надеть на ножки?

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем, подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.

Воспитатель и девочка идут в магазин.

Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?

Покупатель (ребенок). Да.

Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?

Покупатель. Красные.

Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?

Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.

Продавец. Спасибо за покупку. Вы довольны?

Покупатель. Да. Спасибо.

Игры в парикмахерскую

Игра-ситуация «Модная прическа»

Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахер- скую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.

Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя Постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.

Вариант 2 Воспитатель говорит: «я — парикмахер». Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.

Лена работает, подражая педагогу. дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.

Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?

Приходит новый парикмахер—Лиза, и принимает клиентов.

Игры в почту

Игра-ситуация «Почтальон приносит телеграмму»

Воспитатель играет роль почтальона. Он стучится в дверь и говорит: «Откройте дверь почтальону! Лена, открой мне дверь, пожалуйста. Здравствуйте, дети, я — почтальон, вы меня узнали? У меня есть фуражка, сумка на ремне. Я приношу почту. Вам пришло письмо:

,,дорогие дети, поздравляю вас с Новым годом, ваш дедушка Мороз”. Вы знаете, кто такой дедушка Мороз? Он приносит подарки детям. А вот еще одно письмо. Его написала Катина бабушка. Она приглашает Катю в деревню, в гости. Катя, прочитай письмо. Кто хочет написать бабушке письмо? Пишите, я отправлю письмо по почте.

Магазин

Цель: научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­вать чувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары, кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­тить в удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ков в отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ные изделия,

мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет за покуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются с продавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

Игры в почту

Игра-ситуация «Пришла посылка».

Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла от мамы Козы. Говорит: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? давайте пошлем ей яблоки в посылке. Дети берут шарики и кладут в посылку. Козочка обрадуется, угостит своих козлят.

Воспитатель отдает детям посылку, и они играют самостоятельно:

кладут в нее разные подарки (для бабушки, для мамы, для кукол).

Игры с куклами

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Воспитатель говорит детям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игры с куклами

Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком».

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Детям предоставляется большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

Игра-ситуация Новая кукла знакомится с игровым уголком

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация Машина едет по улице»

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется. подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа. советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда - обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их). к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия я поеду в гараж, Мне надо ил дачу.. Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Мойка машин»

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:

«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой»

Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.

Теперь я стала чистою.

и солнышко лучистое

Отсвечивает искрами,

Светлее лес и луг.

Сквозь стекла запыленные

Была лужайка темною,

Теперь и лес, и улица

Зазеленели вдруг.

Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я — в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»

Игры с машинами и другим транспортом

Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль»

Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.

Медвежонок: Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр—р... Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)

Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.

Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)

Ты гуди сильней, мотор. Я —умелый шофер. Надо — влево руль кручу, Надо— гайку подкручу, дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.

Игры со строительным материалом

Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню.

дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.

Игры со строительным материалом

Игра-ситуация «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом

Для своих зверюшек.

Дом построен, и теперь

Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали.

Тук-тук, перестук,

Доски обтесали.

Тук-тук, перестук,

Крепко прибивали.

Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами, воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас: ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­кие инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол, прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­ными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прище­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­вает больного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рые больные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта, окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми, можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситься к своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ются между собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­вали благо­да­рить врача за оказан­ную помощь.

Аптека

Цель: расши­рить знания о профес­сиях работ­ни­ков аптеки: фарма­цевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заве­ду­ющая апте­кой зака­зы­вает нужные травы и другие препа­раты для изго­тов­ле­ния лекарств, расши­рить словар­ный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игру­шеч­ное обору­до­ва­ние аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: прово­дится беседа о том, люди каких профес­сий рабо­тают в аптеке, чем занимаются. Знако­мимся с новой ролью – Заве­ду­ющей аптекой. Она прини­мает от насе­ле­ния лекар­с­т­вен­ные травы и пере­дает их Фармацевтам, чтобы они приго­то­вили лекар­с­т­вен­ные препараты. Заве­ду­ющая помо­гает Работ­ни­кам аптеки и Посе­ти­те­лям разоб­раться в затруд­ни­тельных ситуациях. Лекар­с­тва выда­ются

строго по рецептам. Роли дети расп­ре­де­ляют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки

Цель: расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола для праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­вать внимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­рить словар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гости к Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно учас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строим дом

Цель: позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на роль техники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройку неслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе, расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал, машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­нием людей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­дать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой, прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какие бывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­вают изоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем дети дого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительный мате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следует обра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас