СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказ про уральского колдуна. Мероприятие, посвященное 140-летию Бажова.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие. посвященное 140-летию П.П.Бажова содержит вопросы викторины, инсценировки отрывков из сказов Бажова.

Просмотр содержимого документа
«Сказ про уральского колдуна. Мероприятие, посвященное 140-летию Бажова.»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

БАЖОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «СКАЗ ПРО УРАЛЬСКОГО КОЛДУНА»

Цели: 1. Прививать интерес к художественной литературе, внимательное отношение к текстам произведений.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к слову и языку в целом, восхищение талантом П.П. Бажова, уважение к людям труда, чьими руками созданы духовные и материальные богатства России.

Формирование УУД Личностные универсальные учебные действия: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Познавательные универсальные учебные действия: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания.

Ведущий: Приветствую всех, собравшихся на праздник, посвящённый юбилею уральского писателя П. П. Бажова. Ученик :В моей земле богатства скрыты. Она и золото хранит. И рядом с медью малахиты, Железо, мрамор и гранит. Найдешь в ней много по приметам: Цветных камней, не только руд, Рубин сияет красным цветом, Зеленым цветом - изумруд. Темны кристаллики агата, Душисты грани хрусталя. И знаменита и богата Моя Уральская земля Ведущий: Урал – край сказочный во всех отношениях. Уральская земля хранит в себе руды, уголь нефть, золото, самоцветы. Много песен сложено о нашем крае. Песня «Уральская плясовая» А еще этот край богат великими мастерами и сказочниками. Нет такого уральского завода, рудника, где бы не бытовали старинные истории и чудесные легенды о замечательном крае и его людях. И вот нашелся человек, который с детства слушал и запоминал эти истории. А когда стал взрослым, то стал их собирать. И когда работал учителем, и когда партизанил, и когда был работником «Крестьянской газеты». И было ему 50 лет, когда он все собранное и накопленное отшлифовал, оправил в дорогой оклад и создал всемирно известную книгу «Малахитовая шкатулка». Ведущий: С какого сказа началась известность Бажова? «Девка – азовка». В 8 километрах от городка Полевской, который находится недалеко от Екатеринбурга, есть Азов-гора. Это одно из самых загадочных мест на Среднем Урале. Гора невысокая, всего лишь 589 м. над уровнем моря, но на вершине расположены удивительно причудливые скалы-останцы. Какую форму имеют скалы? На что они похожи? (Похожи на зубчатые башни и стены средневекового замка. Именно из-за них гора получила свое название «Азов», поскольку «азау» по-татарски означает «зуб»). Учащиеся рассказывают легенды Азов-горы: Замысловатая вершина всегда привлекала к себе людей. Когда-то здесь обитали манси. Поклонялись они идолам в виде хищных птиц с двумя крыльями. Мастера умели плавить металл. Позднее сюда пришли русские поселенцы, построили Полевской завод, Вскоре за каменным городищем закрепилась и дурная слава. Там обосновались разбойнички, которые грабят купцов на Уфалейской и Ревдинской дорогах, по которым в Екатеринбург с приисков и рудников часто возили золотишко и всякие драгоценные камни. Поговаривали, что среди разбойников есть будто бы девка, которую молва окрестила Азовкой, и она жена самого атамана. После того, как его убили, Азовка возглавила разбойничью шайку. По другой легенде, после смерти атамана разбойники долго спорили, чьей она будет женой, да так и не договорились. Взяли тогда девку и замуровали в пещеру, чтоб никому не досталась. Там же в пещере схоронены богатства. Кто ту пещеру найдет, навек станет богатым и счастливым. Еще люди говорят, девка та - Азовка - была дочерью хозяина медеплавильных цехов Турчанинова. Сильно плохо жилось людям Турчанинова: работа тяжелая, платил мало. Ходили они к нему с жалобами да просьбами. Да он смеялся только - "да что вы мне сделать-то можете, - обойдетесь". Вот работники и ушли в разбойники и выкрали у него любимую дочь. Но и это не всё! Еще одна легенда гласит, что красивая девушка спозналась с разбойниками. Носила им еду, питье. Полюбила главаря, ребенка его под сердцем носила. Узнали об этом ее родители и прокляли. Стала она жить в пещере с разбойниками. По легенде Азовка так и живет в горе, а когда ей становится скучно выходит ночью на вершину и зажинает там огонек. Огонек многие люди видели, а найти пещеру еще никому не удавалось... Ведущий: А какие ещё сказы Бажова вы знаете? Открывается Малахитовая шкатулка. Да только названия сказов все перепутались. Восстановите. (Игра со зрителями.) Ведущий: Все люди, которые писали предисловия к сказам П.П.Бажова, советовали прочитать сказ «Живинка в деле». А поэт Д.Бедный посвятил этому произведению стихотворение: Учащийся: Колдун уральский бородатый, Бажов нам дарит новый сказ. «Живинка в деле» – сказ богатый И поучительный для нас. В нем слово каждое лучится, Его направленность мудра, Найдут, чему здесь поучиться, Любого дела мастера…

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ СКАЗА «ЖИВИНКА В ДЕЛЕ»

Тимоха Малоручко: Зовут меня Тимоха Малоручко. Прозванье такое мне на старости лет дали. На деле руки у меня в полной исправности. Как говорится, дай бог всякому. При таких руках на медведя с ножом ходить можно. И в остальном изъяну нет: плечо широкое, грудь крутая, ноги дюжие, шею оглоблей не сразу согнешь. Работы я не боюсь. Но хочется всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать. В каждом до точки дойти!

1 друг: Брось, Тимоха! Ни к чему это.

2 друг: Лучше одно знать до тонкости. Да и житья не хватит, чтобы всякое мастерство своей рукой изведать!

Тимоха Малоручко: На лесовала - две зимы, на сплавщика - две весны, на старателя - два лета, на рудобоя - год, на фабричное дело - годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али в шорники пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцем колупайся.

1 друг: Не хвастай, голенастый! Тимоха Малоручко: На всякое дерево влезу и за вершинку подержусь! Парень я со смекалкой и пальцы не деревянные, а с большим понятием. Много перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. А сейчас хочу в углежоги податься. (подходит к деду) Тимоха Малоручко: Дедушко Нефед, ты по угольному делу на большой славе. Лучше всех уголь доводишь. Прими в выученики.

Дед Нефед: Отчего не принять. Всё без утайки показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь

Тимоха Малоручко: Даю в том крепкое слово.

Дед Нефед: Айда дрова колоть. Гляди-ко! Сила у меня стариковская, совсем на исходе, а колю не хуже твоего. Почему, думаешь, так-то? Тимоха Малоручко: Топор направлен и рука привычная. - Не в одном топоре да привычке тут дело, а я ловкие точечки выискиваю. А уголь жгу, к дымку принюхиваюсь. Один охотник научил. Как учую - кислым потянуло, сейчас тягу посильнее пущу.

Тимоха Малоручко: Не день и не два, не сразу, а научился всю работу доводить.

Дед Нефед: Уголёк лучше моего получается! Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Так-то, друг!

Ведущий: "Живинка в деле" открывает новый цикл сказов-поучений, утверждающих этические трудовые принципы. К этой же группе сказов относятся такие произведения Бажова, как "Круговой фонарь" (1944), "Васина гора" (1946), "Далевое глядельце" (1946), "Рудяной перевал" (1947), "Широкое плечо" (1948), "Золотоцветень горы" (1949), "Не та цапля" (1950), "Живой огонек" (1950). Ведущий: Ребята! Вы прочитали много сказов. Кто является главным героем сказов П.П.Бажова? Славный рабочий человек. -А какова главная тема сказов? Творчество человека В сказах о мастерах писатель познакомил нас с Хозяйкой Медной горы. Как ещё называют Хозяйку Медной горы? Среди других ее имен, распространенных в старину на Урале, — Горная матка, Каменная девка (баба), Золотая баба, Малахитница. «Худому с ней встретиться — горе и доброму — радости мало». Образ Хозяйки Медной горы объединяет 10 сказов Бажова. Назовите сказы Бажова, где мы встречаемся с хозяйкой ? «Медной горы Хозяйка» (1936), «Приказчиковы подошвы» (1936), «Сочневы камешки» (1937), «Малахитовая шкатулка» (1938), «Каменный цветок» (1938), «Горный мастер» (1939), «Две ящерки» (1939), «Хрупкая веточка» (1940), «Травяная западенка» (1940), «Таюткино зеркальце» (1941). Сюда же примыкают два незавершенных сказа «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье»

Викторина для зрителей. А какие волшебные силы ещё встретили мы в бажовских сказах? Узнайте по описанию

1. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней

2. Из-под земли стало выкатываться тулово. Голова поднялась выше леса. тулово поползёт, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. И свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло.

3. Бегают, мелькают по траве-то, как ровно играют. Запокапывало, и все враз попрятались. Только те две зеленые-то не угомонились, всё друг за дружкой бегают. («Две ящерки»)

4. Какая-то девчонка из ямы смотрит. Сама рыженька, а глаза чернехоньки, да такие, слышко, что и глядеть в них страшно. Только девчонка та ухмыляется, пальцем в золоту дорожку тычет: "Дескать, вот твое золото, возьми себе. Не бойся!" (Змеёвка «Змеиный след»)

5. Ростом не больше четверти, и до того легонькая, будто в ней вовсе никакого весу нет. По траве идет, так ни одна былинка не погнется. Она не ползает, как другие, а свернется колечком, головенку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, да так бойко, что не догонишь ее. Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная. (Голубая змейка)

6. Простая девчонка, в обыкновенный человечий рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие. А пригожая эта девчонка — и сказать нельзя. Глаза — звездой, брови — дугой, губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя. ( Синюшка)

7. Девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. (Огневушка-Поскакушка)

Ведущий:На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснется к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ СКАЗА «ОГНЕВУШКА – ПОСКАКУШКА» Ребята: Тюнька Поскакушка! Тюнька Поскакушка! Скажи про девчонку! – Эх, вы! Несмышленыши! – Тюньша! Ты правда Поскакушку в огне видел?

– И в огне видел, и в дыму видел. Может, еще где увижу, да рассказывать недосуг, – Фи-т-ть! й-ю-ю-у...

- Да это ж Поскакушка!

- Вот беда – снег глубокий! Сколько бежал, неуж спятиться? Огневушка: У меня тепло! У меня светло! Красно летичко! (Шапчонку Федюнька снял, хотел и шубенку сбросить)

Огневушка: Ты, парень, побереги тепло-то! Лучше о том подумай, как назад выберешься! – Сама завела – сама выведешь!

Огневушка: Ловкий какой! А если мне недосуг?

– Найдешь время! Я подожду!

Огневушка: Возьми-ко лучше лопатку. Она тебя в снегу согреет и домой выведет. Гляди из рук не выпусти! Крепче держи! Да дорогу-то примечай! Назад тебя лопата не поведет. А ведь придешь весной-то?

– А как же? Непременно прибежим с дедком Ефимом. Как весна – так мы и тут. Ты тоже приходи поплясать.

Огневушка: Не время мне. Сам уж пляши, а дедко Ефим пусть притопывает!

– Какая у тебя работа?

Огневушка: Не видишь? Зимой лето делаю да таких, как ты, работничков забавляю. Думаешь – легко? ( засмеялась, вертнулась волчком)

– Фи-т-ть! й-ю-ю-у... - (Смотрит на лопату) Да ведь таракашки на ней не простые, а золотые. Раз, два, три…целых 6 штук! Ай да Поскакушка! Спасибо!

Ведущий.А теперь давайте подумаем: Каким людям помогают волшебные силы? Кому приходят на помощь? Правильно, только тем, кто трудолюбив, кто живет честно, не стремится разбогатеть любой ценой. Они помогают людям, которые ищут руду и золото, работают в рудниках и на приисках, настоящим мастерам, которые волнуются за свое дело, стараются сделать его лучше, найти что-то новое, всегда стремятся вперед. Если человек остается равнодушным, ничего не ищет, не открывает, работает с холодной душой – нет ему места в сказах, не интересен он писателю Исследователь творчества П.П. Бажова А.Л. Налепин писал: «Судьба рабочего человека, ступившего на дорогу творчества, прекрасна и трагична одновременно. До конца своих дней не будет ведать он житейского покоя, стремясь к недосягаемому идеалу. …Если ты мастер, то обречен на вечный поиск, и в этом истинное счастье настоящего художника». Для юноши встреча с потусторонним миром – это возможность обрести любовь; любовь яркую и необыкновенную. Ведь, когда любовь входит в жизнь человека – это считается волшебством и чудом.

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ СКАЗА «ГОРНЫЙ МАСТЕР»

Катерина: Данило, отзовись!

Хозяйка Медной горы: Ты зачем в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

Катерина: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

Хозяйка Медной горы: Еще что скажешь?

Катерина: А то и скажу — подавай Данилу! У тебя он… (Смеётся )

— Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь?

Катерина: Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла?

Хозяйка Медной горы: А вот послушаем, что он сам скажет. Катерина: Данилушко! Хозяйка Медной горы: Ну, Данило-мастер, выбирай — как быть? С ней пойдешь — все мое забудешь, здесь останешься — ее и людей забыть надо.

Данило: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

Хозяйка Медной горы: Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. Теперь ступайте в ту сторону. Ты, Данило, про гору людям не сказывай. Говори, что на выучку к дальнему мастеру ходил. А ты, Катерина, и думать забудь, что я у тебя жениха сманивала. Сам он пришел.

Катерина: Прости на худом слове!

Хозяйка Медной горы: Ладно, что каменной сделается! Прощайте!

Ведущий: Бажовские сказы народны и по языку, и по стилю. Их невозможно спутать с книгами других авторов. Несомненно, что особенность произведениям Бажова придают именно диалектизмы. Я предлагаю сейчас объяснить несколько слов из сказов. Итак,

1. События в нескольких сказах Бажова развиваются на Гумешках, Гумешинский рудник. Название это происходит от старинного слова «гуменце». Что же оно обозначает? (Холм) 2. В этот день ,25 сентября, набирает силу Каменный цветок, что растёт у Медной Горы Хозяйки – третьи Осенины, носит название Воздвиженье. Считается, что в этот день эти существа собираются вместе- сдвигаются- и переселяются в блаженную неведомую страну ирий, т.е. рай. Так чей же праздник 25 сентября(12)? (змей)

3. Как называется старинная мера аптекарского веса, равная 4,1 граммам, которой измерялось золото? В «Сказе про Великого Полоза» Семёныч спрашивает у ребят? - Сколь намыли? Ребята отвечают: - Золотник, а может, поболе, - так тятенька сказывал. (Мал золотник, да дорог)

4. Шуба из собачьих, оленьих, козьих шкур шерстью наружу. (Яга) Дать толкование слов, встречающихся в сказах Бажова: 1. Блёнда – рудничная лампа. 2. Хитник – грабитель, вор 3. Жужелка - мелкий самородок золота Ведущий: В сказах Бажова необыкновенным цветом цветёт не только Каменный цветок. Разнообразно представлена и богатая флора уральской земли. Как на Урале называют папоротник? ( Папора). Что вы знаете об этом растении? По преданию папоротник расцветает один раз в году, в ночь на Ивана Купала. Танец ИВАНА КУПАЛА

Ведущий: Богата наша Мать-Земля на сокровища, которые прячет она в своих недрах. Там и газ, и нефть, и руды. Однако, одним из самых ценимых, особенно прекрасной половиной человечества, богатством являются драгоценные минералы, так называемые САМОЦВЕТЫ.

Викторина для зрителей. 1. То волнами узорчатость дорожки, То редкая причудливость куста – Демидовскую медницу “Гумешки” Прославил этот камень неспроста. В нем навсегда застыл зеленый пламень, Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовется этот камень, Во всех краях прославивший Урал? (Малахит.) 2. По твердости, по блеску, по всему Меж самоцветов равных нет ему. Велик ценой, хотя размером мал. Скажите, как зовется минерал? (Алмаз.) 3. Он цветами прорастает, Как искорка, его кристалл сверкает, Он то прозрачен, то слегка с дымком. Вам с детства самоцвет знаком. Похож он с виду чуточку на лед, Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь.) 4. Вот удивительный кристалл. Он зелень всю в себя вобрал. По всем статьям красив, хорош, Годится в серьги, в перстень, в брошь, В лучах искрится и горит. Кто камень сей определит? (Изумруд.) 5.Разноцветный, прочный и красивый. В переводе с греческого «счастливый» Он вулканического происхождения. Девушка будет носить с наслаждением. И юноша подарку будет рад, Потому что камень этот …(Агат) 6.Этот камень прочный очень, Не поцарапаешь, если захочешь. Он ценится окраской необычной: Полосатой, пятнистой, непривычной. Делают вазы, торшеры, камины, другие сувениры. Бусы, запонки, браслеты И магические амулеты. Древнее названье «яспис», А современное (Яшма) Ведущий: П.П.Бажов жил и работал в Свердловске. Сейчас в доме, где жил Все исполняют «Свердловский вальс» Учащийся: Всегда тропа вилась у входа, Не зараставшая травой. Он в светлой памяти народа Останется всегда живой. И будут были жить веками В чудесном малахите строк, И не поблекнет, не завянет Волшебный Каменный цветок.

Ведущий:Урал это часть нашей огромной страны России. Песня и танец «Моя Россия».

Ведущий:«В который раз склонились мы над книжкой И впитаем мудрость этих слов. Нам не забыть рассказов деда Слышко. Спасибо, добрый дедушка Бажов». Спасибо, что познакомил нас с талантливыми мастерами прошлого, с любознательными детьми, жизнь которых была бедной и трудной, с удивительными сказочными героями, которые охраняли тайны и клады. Спасибо, что рассказал нам о нашем родном Урале, показал, как нужно любить свою Родину.