МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
НОМИНАЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
СКАЗКА - ЮБИЛЯР
(190 лет со времени написания произведения
А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»)
информационно-творческий проект
Работу выполнили:
Бояркина Татьяна,
Щипачёва Александра,
обучающиеся 3 класса
МКОУ Большеникольской СОШ
Руководитель:
Гурьянова Светлана Петровна
учитель начальных классов
МКОУ Большеникольской СОШ
с. Большеникольское, 2021
Содержание
Введение 2
Актуальность 4
Наш великий Пушкин! 4
Пушкин – сказочник 5
Близость литературной сказки Пушкина с народной волшебной сказкой 6
Заключение 7
Список использованных источников 8
Приложение 1 9
Приложение 2 10
Приложение 3 11
Введение
Когда мы впервые знакомимся со сказками Пушкина? Конечно, ещё до школы. В раннем детстве нам читали их мамы и бабушки. А потом мы стали читать их сами. Читать и перечитывать, повторять наизусть любимые строчки из сказок.
«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, которую мы изучали на уроках литературного чтения, отмечает свой юбилей. В 2021 году ей исполнилось 190 лет со времени написания. Но ведь об этом мало кто знает, поэтому мы решили выйти за рамки урока и рассказать об этом значимом событии всем, кто интересуется творчеством великого поэта. Так появился проект «Сказка-юбиляр»»
Цель: информирование сверстников и другой школьной аудитории о юбилейной дате бессмертного произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Задачи:
-
расширить знания о жизни и творчестве поэта;
-
собрать информацию по теме «Сказка-юбиляр»;
-
привлечь интерес публики к теме проекта;
-
провести мероприятия по произведению Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Этапы работы над проектом:
1 этап – мотивационный:
2 этап – подготовительный:
3 этап – информационно-творческий:
-
обсуждение основных направлений поиска информации в доступной литературе, в интернете, самостоятельное осуществление поиска информации;
-
анкетирование учащихся начальных классов;
-
проведение соцопроса среди старшеклассников и другой школьной аудитории;
-
обработка собранной информации;
-
оформление выставки;
-
оформление электронного альбома «Рисуем Сказку о царе Салтане»;
-
составление сценария и проведение игры «Счастливый случай».
4 этап – рефлексивно-оценочный:
-
оценка и анализ работы по проектной деятельности, самооценка;
-
обсуждение положительных и отрицательных сторон в работе.
Сроки реализации: один месяц.
Проектный продукт:
Деятельность учащихся:
-
сбор и систематизация информации о жизни Пушкина из различных источников: ресурсы сети интернет, материалы сельской библиотеки;
-
проведение соцопроса с последующей систематизацией материала;
-
творческая деятельность с целью получения обратной связи с публикой.
Формируемая компетентность: информационная, коммуникативная.
Прогнозируемые результаты: работа над проектом пополнит наши знания о жизни и творчестве А. С. Пушкина, поможет научиться планировать свои действия, проводить соцопрос, отбирать необходимый материал, сопоставлять и анализировать информацию, заинтересовывать сверстников и привлекать их к участию в мероприятиях по теме проекта.
Актуальность
Сказке Пушкина почти два века, но она остаётся актуальной и в наши дни. Сказка учит доброте, отзывчивости, заботе, любви к ближнему, открывает юному читателю огромный мир чувств, переживаний, приобщает его к богатству родного языка.
Наш великий Пушкин!
Маленький Саша был тихим и спокойным ребёнком, немного диковатым, не похожим на других. Как и всех дворянских детей 19 века, воспитывали мальчика французские гувернёры и гувернантки, жившие в доме. Бабушка Мария Алексеевна научила его читать и писать по-русски. Главным источником знаний уже в детские годы была книга. Читать Александр научился рано. Читал много, но больше любил, когда ему читали вслух.
В шесть лет Саша впервые приехал в имение Захарово, что под Москвой.
Сельская природа сделала мальчика неузнаваемым. Он стал резвым, шаловливым. «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины» (Мария Ганнибал, [1]).
Когда Пушкин учился в лицее, он не любил математику и геометрию, но продолжал много читать и писал тексты на французском языке. Юного автора увлекало литературное творчество. Он был членом литературного кружка.
После окончания лицея Пушкин твёрдо решил стать поэтом. В своих стихах поэт прославлял добро и справедливость. Это не нравилось царской власти. Его стихи запрещали печатать, а потом поэта отправили в ссылку на юг России. Пушкин и там продолжал писать стихи, прославляя свободу и вольность, за что поэт был выслан в село Михайловское, в имение своих родителей.
Более двух лет прожил он в этом глухом селении. Только один близкий человек был с ним всё время в Михайловском. Это няня Пушкина, Арина Родионовна, которая воспитывала поэта в его младенческие годы и преданно любила своего милого ангела. Так ласково называла няня маленького Сашу Пушкина. А родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом уехали из имения, чтобы ссыльный плохо не влиял на семью. Забота и любовь няни скрашивали поэту его одиночество в деревне. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений для неё. Например, стихотворение «Зимний вечер».
В письме к брату Льву Пушкин писал «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2, с.7]
Пушкин – сказочник
Любовь к народным сказкам, песням, к простой русской речи воспитала в Пушкине его няня, Яковлева Арина Родионовна. Певучим голосом, под «жужжание веретена» и «вьюги завывание» за окном, Арина Родионовна рассказывала сказки, которые остались в душе Александра Сергеевича на всю жизнь.
Сказки Пушкина появились через несколько лет после окончания ссылки в Михайловском. Александр Сергеевич не был детским писателем, поэтому не писал сказки специально для детей. Но они заворожили маленьких читателей волшебным миром, и дети очень полюбили их.
Сказки Пушкина мы слышим с раннего детства, они включены в школьный учебник по литературному чтению. Мы читаем сказки своим младшим братьям и сёстрам, а потом обязательно будем читать их своим детям. Получается, что сказки Пушкина с нами всю жизнь!
А как относятся к сказкам Пушкина наши сверстники, ребята постарше и взрослые? Чтобы узнать об этом, мы решили провести опрос. Разработали анкету. Затем изучили данные и получили результаты, которые занесли в таблицу (Приложение 1).
Близость литературной сказки Пушкина с народной волшебной сказкой
Со слов своей няни Александр Сергеевич записал несколько сказочных сюжетов. На основе одного из них Пушкин написал сказку о царе Салтане. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» была написана в 1831 году, а издана только через год. Сказка повествует нам историю женитьбы царя Салтана и рождения его сына, который из-за злых своих тёток вместе с мамой царицей были брошены «в Окиян» на погибель, но чудом остались живы. Они попали на остров, где князь встретил царевну Лебедь и спас её от злого коршуна. С помощью царевны Лебеди «стал княжить он и нарёкся: князь Гвидон», а потом возвратил в семью отца.
Работая над содержанием сказки, мы обращали внимание на то, что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой. Это прежде всего то, что в сказке много слов старославянского происхождения: град, брег, окиян, очи, молвит, кабы, оне, сума и другие.
В русском языке большинство слов с буквой Ф – заимствованные. Александр Сергеевич гордился тем, что в «Сказке…» лишь в одном слове («флот») использовал букву Ф.
Троекратный повтор, характерный для народных сказок, встречается и у Пушкина: три девицы под окном, три злых родственницы, трижды приплывал кораблик к острову, три раза царевна Лебедь помогает Гвидону увидеть отца, превращая его в комара, муху, шмеля. Три чуда: белка, тридцать три богатыря, царевна.
Волшебные события и волшебные превращения сближают пушкинскую сказку с народной: чудесное спасение царицы с сыном, возникновение на острове чудо города, превращение князя, превращение царевны Лебедь, превращение чародея.
Волшебные герои: чародей, Тридцать три богатыря с дядькой Черномором, белочка, царевна Лебедь – завораживают читателей от начала сказки до счастливого конца.
В сказке добро побеждает зло: спасение заколдованной царевны Лебедь, встреча царя Салтана со своей семьёй.
Заключение
«Сказка о царе Салтане» относится к литературным сказкам, но имеет много общего с народной сказкой. Она любима людьми разного возраста: от маленького читателя до взрослого.
«Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне» (Константин Паустовский) [3, с.64].
В честь юбилея сказки мы оформили выставку рисунков (Приложение 2), провели внеклассное мероприятие (Приложение 3) и оформили электронный альбом в PowerPoin (Приложение 4).
За время работы над проектом мы пополнили свои знания о жизни и творчестве А. С. Пушкина, научились проводить соцопрос, сопоставлять и анализировать полученную информацию. Попробовали себя в роли сценаристов и ведущих литературной игры «Счастливый случай», получили первоначальные навыки в программе PowerPoin при составлении электронного альбома, который мы планируем пополнять в дальнейшем рисунками ребят из других классов. Наш альбом можно использовать как наглядное пособие на уроках литературного чтения при изучении сказки А. С. Пушкина, на уроках изобразительного искусства, а также на внеклассных мероприятиях.
Список использованных источников
-
https://www.culture.ru/persons/
-
Новиков И. «Маленьким читателям.// Пушкин А. С. Стихи и сказки. Изд. 12 – е. М., «Дет. Лит.», 1978.
-
Паустовский К. «Сказки Пушкина».// Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке и другие сказки. М. : Дет. Лит., 1979