СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с.Зудилово














Презентация


«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»










Составила:

Отводникова Г.Н.














с.Зудилово, 2017г.

Слайд 2

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В.А. Сухомлинский

Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра..

Слайд 3

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, ос­троумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнооб­разным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. 

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Слайд 4


С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.

  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.

  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

  • Обязательность — умение держать слово.

  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

  • Доброту и честность.



Слайд 5

Этапы работы со сказкой

• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Слайд 6

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

Слайд 7

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

Слайд 8

В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка». В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

Слайд 9

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Слайд 10

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.





Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Составила: Отводникова Г.Н. С.Зудилово, 2017г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Антошка» с. Зудилово

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Составила:

Отводникова Г.Н.

С.Зудилово, 2017г.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»  В.А. Сухомлинский

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В.А. Сухомлинский

Особенности сказки как педагогического средства

Особенности сказки как педагогического средства

  • Оптимизм
  • Увлекательность сюжета
  • Образность
  • Забавность
  • Дидактизм
С помощью сказки мы воспитываем у детей: • Волю • Веру в себя • Смелость • Трудолюбие • Настойчивость • Обязательность • Оптимизм • Целеустремлённость • Доброту и честность.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю

• Веру в себя

• Смелость

• Трудолюбие

• Настойчивость

• Обязательность

• Оптимизм

• Целеустремлённость

• Доброту и честность.

Этапы работы со сказкой

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей со сказкой
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми
  • Художественная деятельность
  • Подготовка к самостоятельной деятельности
Младшие группы Преимущество занимают сказки о животных. «Курочка Ряба» «Теремок» «Репка» «Три медведя» и др.

Младшие группы

Преимущество занимают сказки о животных.

«Курочка Ряба»

«Теремок»

«Репка»

«Три медведя» и др.

Средняя группа Сказки более глубокого смыслового значения. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Жихарка» «Лисичка сестричка и серый волк» «Петушок и бобовое зернышко» «Лисичка со скалочкой» и др.

Средняя группа

Сказки более глубокого смыслового значения. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Жихарка»

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Лисичка со скалочкой» и др.

Старшая группа Сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения «Лиса и кувшин» «Крылатый, мохнатый да масляный» «Заяц - хваста» «Финист – Ясный сокол» «Сивка-бурка» «Крошечка-Хаврошечка» и др.

Старшая группа

Сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения

«Лиса и кувшин»

«Крылатый, мохнатый да масляный»

«Заяц - хваста»

«Финист – Ясный сокол»

«Сивка-бурка»

«Крошечка-Хаврошечка» и др.

Подготовительная группа Особую роль играет анализ текста сказки. О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?

Подготовительная группа

Особую роль играет анализ текста сказки.

О чем говорится в сказке?

Что вы можете рассказать о героях сказки?

Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица?

Что произошло с героями сказки?

Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!