СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих  формированию личностных и морально-нравственных качеств.Одним из таких средств в начальной школе является сказка.

Просмотр содержимого документа
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Власенко Светлана Викторовна,

к.п.н., доцент Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Абдосова Куралай,

Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Поиск путей выхода из нравственно-духовного кризиса требует разработки такой проблемы, как духовно-нравственное воспитание младших школьников. Поэтому данная проблема практически не утрачивает своей актуальности и постоянно является объектом изучения научных дисциплин: философии, социологии, психологии, педагогики. Педагогическая деятельность призвана решать возникающие проблемы, интегрировать в свой состав теоретические выводы и методические рекомендации многих научных дисциплин.

Развитие духовного и нравственного сознания младшего школьника происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают со стороны родителей и учителей, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим создаются мотивы поведения, принятия решения в выборе ребенком собственных духовных ценностей и осуществлении нравственных поступков. Поэтому учителя начальной школы должны понимать назначение духовно-нравственного воспитания – достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью детей к этому [1].

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.

Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.

Средства духовно-нравственного воспитания – это комплекс разнообразных форм, методов или приемов, наглядных пособий, действие которых направлено на становление у детей самых важных моральных качеств, общей духовной культуры. Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.

Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка [2].

- Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;

- В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;

Одним из самых действенных средств воспитания младших школьников является сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств [3].

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.

Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества [4].

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников - воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников, использующее сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Целью и задачей использования сказки в учебно-воспитательном процессе является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми. Перед взрослыми встают важные задачи: понять, что чувствует ребёнок, оказать ему помощь в высказывании своих чувств, связанных с сюжетом сказки, или появившихся по ассоциации.

С помощью сказок (или под их влиянием) формируется жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. Ведущими идеями сказки как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников являются:

- осознание своих потенциалов, возможностей ценности собственной жизни;

- понимание причинно-следственных связей событий, поступков;

- познание разных стилей мироощущения;

- осмысление созидательного взаимодействия с окружающим миром;

- внутреннее ощущение силы и гармонии [5].

Для каждой ситуации, для каждого случая подбираются соответствующие сказки. Анализ сказок, рассказывание, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизация позволяют изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и по воле взрослого [6, 44].

Этап знакомства с персонажами, в которых превратились дети, очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Чем больше моделей поведения «освоит», проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимоотношения с окружающими. Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для взрослых может быть двусмысленным.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Занятие длится около часа. Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует с тройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый и справедливый властелин? Или злодей? Или похититель матери? В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кащей Бессмертный, чтобы его бояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кащеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.

Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, психолог с легкостью сможет расположить ребенка или взрослого к себе и настроить его на продуктивную работу.

Рассмотрев сказку как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников, можно утверждать, что данный метод помогает проникнуть в эмоционально-чувственный мир ученика, побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, раскрыть индивидуальность, предостеречь от неприятностей, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.


Список литературы


1. 3ащиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2021. - 152с.

2. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки //Журнал практического психолога, 2019. - №10-11. - С.72-87.

3. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: Белый кролик, 2015. – 348 с.

4. Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь», 2020.-310 с.

5. 3инкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Знание, 2018. - 212 с.

6. Народная сказка в системе витагенного образования дошкольников: коллективная монография /Под ред. И.С. Зиминой. – Екатеринбург: Речь, 2020. – 132 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие. - М.: Логос, 2015. – С. 14–115.




Скачать

© 2023, 93 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!