Тема: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Цель: Научить учащихся выразительно читать, научить
понимать текст; научить действию анализа содержания и
умозаключения по содержанию, развивать рефлексивное
мышление;
Развивать у детей чувство доброты, отвращение таким
качествам, как жадность злость.
Материал: рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг для детей (сказки, стихи Пушкина),цветок -семицветик, телеграммы, портрет А.С.Пушкина, " Сказка -ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок", " Что за прелесть эти сказки", кроссворд.
Литература : журнал "Педсовет" № 4-97, №11-98, " Внеклассное чтение в 4 классе" учебник, А.С.Пушкин " „Собрание сочинений в пяти томах" том №2, журналы " „Начальная школа"
План.
Организация детей на урок. Психологический настрой учащихся.
Беседа с учащимися. А.С.Пушкин и его произведения.
I) Кто такой А.С.Пушкин?
II) Скол1ко сказок написал А.С.Пушкин ?
III) Узнай, от кого телеграммы.
3. " Сказка о царе Салтане".
I) Кроссворд по сказке
II) Вопросы по сказке.
4. Работа над содержанием " Сказки о рыбаке и рыбке".
I) Словарная работа
II) Ответы на вопросы
III) Игра " Цветик - семицветик"
Итог урока. Поучительное значение сказки.
I.- Здравствуйте дети !
Дети: - Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.
- Сегодня к нам в гости пришли учителя. Вместе с
гостями мы тоже будем в гостях у сказки.
Итак, друзья, начнем урок Затей у нас большой запас! А для кого они ? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски Ко нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки!
- Ребята, скажите - чей юбилей приближается?
(Александра Сергеевича Пушкина)
- Кто он такой?
(поэт, писатель)
Сколько дней осталось до юбилея ?
Сколько лет А.С. Пушкину ? (1799-1837)
Да, вот сколько лет поэту- писателю. Более ста пятидесяти лет люди читают его стихи, поэмы и сказки.
Он и для детей написал сказки? Сколько сказок написал А.С.Пушкин?
(5 и одна неоконченная )
("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и работнике его Балде") "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", " Сказка о царе Салтане", " Сказка о золотом Петушке", неоконченная " Сказка о медведихе".
Я пригласила всех героев сказок Пушкина. Они отправили нам телеграммы. Узнай от кого пришли телеграммы.
(раздаю телеграммы, дети их громко читают, отгадать от кого телеграмма)
Продолжим урок. Если не успеют приехать сегодня, то обязательно завтра утром вы встретитесь с ними.
III. Вы уже знаете некоторые сказки Пушкина, вы читали их. Я составила по сказ ке Пушкина кроссворд.
Давайте дружно решим его.
Лебедь - это .
А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра-чистый …
3. К морю лишь подходит он
Вот и слышит будто стон...
Видно, на море не тихо,
Смотрит-видит дело лихо
Бьется лебедь средь зыбей
Коршун носится над ней.
Будь одна из них-
а другая -
Кабы я была царица- говорит ее сестрица -то на весь бы пир одна
Наткала я .. -
Какое слово внутри получилось ? (Пушкин)
- Эти слова из какой сказки ?.... (" Сказка о царе
Салтане)
Слов, работа.
- Что такое изумруд ? (драгоценный прозрачный камень
ярко-зеленого цвета)
Коршун - крупная хищная птица семейства ястребных с длинными крыльями и загнутым клювом.
2. - Вспомните сказку, как она начинается ?
1) ("Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком")
2) А каким словом заканчивается ?
( "Я там был, мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил ")
Кого шмель в сказке ужалил в нос ? (Бабариху)
В кого превращала царевна лебедь Гвидона?
(в шмеля, муху, комара)
5) Какие чудеса видели купцы ( корабельщики) на острове
Буяне ?
( Новый город со дворцами, белка ручная, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)
- Молодцы вы хорошо запомнили сказку.
Так же дружно вспомним "Сказку о рыбаке и рыбке"
- Ребята Пушкин эти сказки написал давно, более 150
лет назад. Поэтому в сказке встречаются устаревшие
слова.
1.1) Старче -отпусти меня старче (старик) Кто так говорит ?(рыбка)
2) Кликать - вспомните предложение.
Стал старик кликать рыбу (позвать)
еще пуще - еще пуще бранила старуха старика ( сильнее,хуже)
изба - выпросил бы избу (дом)
терем - высокий дом
невод - Старик ловил неводом рыбу ( большая рыболовная сеть)
белена - Ты что баба белены объелась (ядовитое растение) потеряла разум, сошла с ума.
Если есть плоды белены, люди потеряют разум, ничего
не соображают.
2. а) - Какими словами начинается сказка?
(Жил старик со своею старухою у самого синего моря)
б) Какими словами обращается старик к рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка)
в) Что просила рыбка, когда старик поймал его?
( отпусти ты меня старче ,в море)
г) Сколько лет жили старик и старуха у самого синего
моря до встречи с рыбкой?
( тридцать лет и три года)
д) Сколько просьб старика выполнила рыбка?
( четыре: корыто, изба, дворянка, царица)
е) Какими словами забранила старуха старика?
( Дурачина ты, простофиля) 3. Следующее задание- правильной интонацией читать слова старика, старухи и рыбки, Игра "Цветик-семицветик.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели.
Вели ,чтоб... прочитала нам выразительно слова
старика... (7 лепестков)
Игра " Цветик- семицветик"
1) " Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп
Откуплюсь чем только поможешь".
2) " Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе."
3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу"
у"Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По- нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась..."
" Дурачина ты, простофиля; Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше то совсем раскололось"
б) Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше- то совсем раскололось"
Т\ "Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто".
4. - Когда старик пошел к синему морю, к рыбке в
первый раз море было какое ( найти из текста_)
море слегка разыгралось
второй раз - помутилося синее море,
третий раз - не спокойно синее море,
четвертый раз - почернело синее море,
пятый раз - на море черная буря
так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.
5. Итог урока.
- Понравилась ли вам сказка?
Старуха какая ? ( скупая, жадная, коварная, глупая, злая) Старик какой ?- ( добрый, хороший, трудолюбивый,)
Рыба какая - все умеет, а не хвастается, она старуху за жадность наказала.
Добрая, справедливая. Если бы вам попалась золотая рыбка, чего бы вы просили у нее? Чему учит эта сказка.
Не быть жадным, скупым, злым, глупым, коварным.
Нужно любить труд, быть добрым, справедливым.
Да, ребята,
Сказка- ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок. Сегодня на уроке очень хорошо участвовали, показали свои знания...
Им на память о сегодняшнем уроке призы. Урок окончен. Все свободны.