СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по литературному чтению в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

Тема: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Цель: Научить учащихся выразительно читать, научить

понимать текст; научить действию анализа содержания и

умозаключения по содержанию, развивать рефлексивное

мышление;

Развивать у детей чувство доброты, отвращение таким

качествам, как жадность злость.

Материал: рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг для детей (сказки, стихи Пушкина),цветок -семицветик, телеграммы, портрет А.С.Пушкина, " Сказка -ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок", " Что за прелесть эти сказки", кроссворд.

Литература : журнал "Педсовет" № 4-97, №11-98, " Внеклассное чтение в 4 классе" учебник, А.С.Пушкин " „Собрание сочинений в пяти томах" том №2, журналы " „Начальная школа"

План.

  1. Организация детей на урок. Психологический настрой учащихся.

  1. Беседа с учащимися. А.С.Пушкин и его произведения.

I) Кто такой А.С.Пушкин?

II) Скол1ко сказок написал А.С.Пушкин ?

III) Узнай, от кого телеграммы.

3. " Сказка о царе Салтане".

I) Кроссворд по сказке

II) Вопросы по сказке.

4. Работа над содержанием " Сказки о рыбаке и рыбке".

I) Словарная работа

II) Ответы на вопросы

III) Игра " Цветик - семицветик"

  1. Итог урока. Поучительное значение сказки.



I.- Здравствуйте дети !

Дети: - Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим.

- Сегодня к нам в гости пришли учителя. Вместе с
гостями мы тоже будем в гостях у сказки.

Итак, друзья, начнем урок Затей у нас большой запас! А для кого они ? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры, Песни, загадки и пляски Ко нет ничего интересней, Чем наши волшебные сказки!

- Ребята, скажите - чей юбилей приближается?

(Александра Сергеевича Пушкина)

- Кто он такой?

(поэт, писатель)

  • Сколько дней осталось до юбилея ?

  • Сколько лет А.С. Пушкину ? (1799-1837)

  • Да, вот сколько лет поэту- писателю. Более ста пятидесяти лет люди читают его стихи, поэмы и сказки.

  • Он и для детей написал сказки? Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(5 и одна неоконченная )

  • Есть ли в сказках Пушкина Баба-Яга? Есть ли Кащей Бессмертный ? (Нет)

  • Назовите сказки А.С.Пушкина?

("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и работнике его Балде") "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", " Сказка о царе Салтане", " Сказка о золотом Петушке", неоконченная " Сказка о медведихе".




  • Я пригласила всех героев сказок Пушкина. Они отправили нам телеграммы. Узнай от кого пришли телеграммы.

  • (раздаю телеграммы, дети их громко читают, отгадать от кого телеграмма)

  • Продолжим урок. Если не успеют приехать сегодня, то обязательно завтра утром вы встретитесь с ними.

III. Вы уже знаете некоторые сказки Пушкина, вы читали их. Я составила по сказ ке Пушкина кроссворд.

Давайте дружно решим его.

  1. Лебедь - это .

  2. А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра-чистый

  3. 3. К морю лишь подходит он
    Вот и слышит будто стон...
    Видно, на море не тихо,
    Смотрит-видит дело лихо
    Бьется лебедь средь зыбей
    Коршун носится над ней.

  1. Будь одна из них-

  2. а другая -

  3. Кабы я была царица- говорит ее сестрица -то на весь бы пир одна

  4. Наткала я .. -

  5. Какое слово внутри получилось ? (Пушкин)

- Эти слова из какой сказки ?.... (" Сказка о царе
Салтане)

Слов, работа.

- Что такое изумруд ? (драгоценный прозрачный камень
ярко-зеленого цвета)

Коршун - крупная хищная птица семейства ястребных с длинными крыльями и загнутым клювом.


2. - Вспомните сказку, как она начинается ?

1) ("Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком")

2) А каким словом заканчивается ?

( "Я там был, мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил ")

  1. Кого шмель в сказке ужалил в нос ? (Бабариху)

  2. В кого превращала царевна лебедь Гвидона?

(в шмеля, муху, комара)

5) Какие чудеса видели купцы ( корабельщики) на острове
Буяне ?

( Новый город со дворцами, белка ручная, 33 богатыря и дядька Черномор, Царевна Лебедь)

- Молодцы вы хорошо запомнили сказку.

Так же дружно вспомним "Сказку о рыбаке и рыбке"

- Ребята Пушкин эти сказки написал давно, более 150
лет назад. Поэтому в сказке встречаются устаревшие
слова.

1.1) Старче -отпусти меня старче (старик) Кто так говорит ?(рыбка)

2) Кликать - вспомните предложение.

Стал старик кликать рыбу (позвать)

  1. еще пуще - еще пуще бранила старуха старика ( сильнее,хуже)

  2. изба - выпросил бы избу (дом)

  3. терем - высокий дом

  4. невод - Старик ловил неводом рыбу ( большая рыболовная сеть)

  5. белена - Ты что баба белены объелась (ядовитое растение) потеряла разум, сошла с ума.

Если есть плоды белены, люди потеряют разум, ничего

не соображают.

2. а) - Какими словами начинается сказка?

(Жил старик со своею старухою у самого синего моря)


б) Какими словами обращается старик к рыбке?

(Смилуйся, государыня рыбка)

в) Что просила рыбка, когда старик поймал его?

( отпусти ты меня старче ,в море)

г) Сколько лет жили старик и старуха у самого синего
моря до встречи с рыбкой?

( тридцать лет и три года)

д) Сколько просьб старика выполнила рыбка?

( четыре: корыто, изба, дворянка, царица)

е) Какими словами забранила старуха старика?

( Дурачина ты, простофиля) 3. Следующее задание- правильной интонацией читать слова старика, старухи и рыбки, Игра "Цветик-семицветик.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели.
Вели ,чтоб... прочитала нам выразительно слова
старика... (7 лепестков)

Игра " Цветик- семицветик"

1) " Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп
Откуплюсь чем только поможешь".

2) " Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе."

3) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти? Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу"





у"Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По- нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась..."



" Дурачина ты, простофиля; Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше то совсем раскололось"

б) Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня моя старуха, Не дает мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше- то совсем раскололось"

Т\ "Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто".

4. - Когда старик пошел к синему морю, к рыбке в
первый раз море было какое ( найти из текста_)

  • море слегка разыгралось

  • второй раз - помутилося синее море,

  • третий раз - не спокойно синее море,

  • четвертый раз - почернело синее море,

  • пятый раз - на море черная буря

так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют.

  • Почему так изменилось море? ( рыбка сердилась)

  • Сколько раз виделся старик с рыбкой? Кто сосчитал? Кто внимательный? ( шесть раз)

5. Итог урока.

- Понравилась ли вам сказка?


Старуха какая ? ( скупая, жадная, коварная, глупая, злая) Старик какой ?- ( добрый, хороший, трудолюбивый,)

Рыба какая - все умеет, а не хвастается, она старуху за жадность наказала.

Добрая, справедливая. Если бы вам попалась золотая рыбка, чего бы вы просили у нее? Чему учит эта сказка.

  • Не быть жадным, скупым, злым, глупым, коварным.

  • Нужно любить труд, быть добрым, справедливым.

  • Да, ребята,

Сказка- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок. Сегодня на уроке очень хорошо участвовали, показали свои знания...

Им на память о сегодняшнем уроке призы. Урок окончен. Все свободны.