СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб».»

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. (2й урок)

Цель урока:

- продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

-создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

-совершенствование осознанного чтения;

-закрепить особенности волшебных сказок;

-обогащать словарный запас детей;

-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы индивидуально и в парах, группах.

Ход урока.

  1. Мотивация и актуализация знаний.

Слайды 1 – 3.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)

- Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем? (Стихи и сказки)

- Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? (Турецкая сказка «Ашик- Кериб».)

- К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

- Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

- К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)

- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

- Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).

- Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)

  1. Постановка целей и задач

Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

  1. Вспомнить сюжет сказки.

  2. Охарактеризовать героев.

  3. Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.



  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали.

1. Работа в парах.

- Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие – разгадают кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.

Слайды 4-6 (проверка кроссворда и теста)

Тест

1) Кем был Ашик­ Кериб?
а) богатый турок
б) бедный певец
в) великий паша

2) В каком городе жила Магуль ­Мегери?
а) Карс
б) Тифлиз
в) Арзерум



3) Кто помог Ашик ­Керибу?
а) Куршуд­ бек
б) Святой Хадерилиаз
в) мать

4) Как Ашик­ Кериб вернул матери зрение? 
а) сказал волшебные слова
б) помазал глаза комком земли
в) спел свою лучшую песню



  1. Работа по теме урока.

- Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

Слайды 7-13

- Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.



1. - Чем занимался Ашик-Кериб?

- Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей невестой?

- Что предложила девушка Ашик-Керибу?

- Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты, ведь приданого девушки могло хватить на безбедную жизнь?

- Какое решение принял Ашик Кериб?

- Охарактеризуйте Ашик Кериба. (Ашик Кериб талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный)

2. - Почему девушка согласилась ждать Ашик Кериба 7 лет, ведь это так долго?

- Какое качество Магуль Мегери помогло ей выдержать все испытания?

- Какие ещё черты характера этой девушки вам нравятся?

- Почему девушка держала кинжал и яд?

  1. Физминутка

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.



- А как вы думаете, Куршуд бек – положительный или отрицательный герой? (Отрицательный, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение).

- Почему он совершил такой поступок? (Он тоже любил Магуль Мегери).



  1. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

- Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик - Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)

- Кто, по вашему мнению, второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид–бека и святой Георгий).

- Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для этого вы будете работать в группах.

-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.

-Для этого можно использовать план (работа в группах).

  1. Как звали героя?

  2. Чем занимался?

  3. Возраст.

  4. Бедный или богатый.

  5. В какой семье воспитывался?

  6. Кто его друзья?

  7. Черты характера.







Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек

молодой молодая богатый красивый богатая завистливый

бедный красивая жестокий

музыкант приветливая

дружелюбный добрая

приветливый

Выслушиваются ответы детей, анализируется характер главных героев.

Ашик-Кериб бедный музыкант, высокое сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;

Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная.

Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность, обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

- Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

Прочитаем пословицы стр. 111.

-Для чего автор описал нам их?

-Может ли для тебя это быть ценным?



  1. Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.







Словарик восточных слов.

Аян- Ага- знатный господин.

Ана- мать.

Ашик- музыкант, балалаечник.

Аллах- бог.

Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям- создатель.

Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан- юноша.

Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз- турецкая баладайка.

Салям- алейкум- здравствуйте.

Чауши- слуги.



Слайды уроку