СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сказка на всю жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факты из биографии П. Ершова. Материал к уроку "Литературное чтение"

Просмотр содержимого документа
«"Сказка на всю жизнь"»

 Сказка на всю жизнь   Петр Павлович Ершов  Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40» Мельникова Светлана Евгеньевна

Сказка на всю жизнь

Петр Павлович Ершов

Презентацию подготовила учитель начальных классов

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40»

Мельникова Светлана Евгеньевна

 В этот мартовский день 1 834 года большая аудитория  Петербургского университета была полна. Студенты ожидали начала лекции профессора словесности Петра Александровича Плетнёва.   Поднявшись на кафедру, профессор сказал: « Сегодня вместо лекции я прочитаю вам сказочную поэму, написанную молодым, ещё совершенно неизвестным публике поэтом . Сказка называется «Конёк-Горбунок».

В этот мартовский день 1 834 года большая аудитория

Петербургского университета была полна. Студенты

ожидали начала лекции профессора словесности

Петра Александровича Плетнёва.

Поднявшись на кафедру,

профессор сказал: « Сегодня

вместо лекции я прочитаю вам сказочную поэму,

написанную молодым,

ещё совершенно неизвестным

публике поэтом .

Сказка называется

«Конёк-Горбунок».

  За горами , за лесами, За широкими долами,  Не на небе – на земле Жил старик в одном селе.    У крестьянина три сына: Средний сын и так и сяк, Старший умный был детина, Младший вовсе был дурак

За горами , за лесами,

За широкими долами,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У крестьянина три сына: Средний сын и так и сяк,

Старший умный был детина, Младший вовсе был дурак

  Студенты сначала удивились, и даже обиделись: разве они маленькие дети , чтобы слушать какую-то сказку? Но Плетнёв продолжал читать как ни в чём не бывало, и студенты, позабыв про обиду, слушали его с интересом.

Студенты сначала удивились, и даже обиделись: разве они маленькие дети , чтобы слушать какую-то сказку? Но Плетнёв продолжал читать как ни в чём не бывало, и студенты, позабыв про обиду, слушали его с интересом.

     Чудесных коней купил сам царь, а Ивана сделал главным конюхом По пути Иван нашёл над всеми царскими конюшнями. диковинку – перо Жар-птицы.      Иван спрятал коней в сарае. Старшие братья прознали про них, выкрали и повели на базар. Иван на коньке настиг похитителей среди дороги, но по своей доброте простил братьев и поехал на базар вместе с ними.     На прощанье кобылица сказала Ивану: «Двух коней, коль хошь, продай., но конька не отдавай …»     А сказка продолжалась. Повадился кто-то  на стариковом поле по ночам топтать пшеницу . И вот посылает старик сыновей охранять поле.     Конёк ему говорит: « Не бери перо, будет тебе от него беда». Иван не послушал, завернул перо в тряпицу и спрятал в шапку.    Первые две ночи караулили старшие братья. Но они проспали вора.     Чтоб Иван отпустил её на волю, она дала ему двух красавцев коней и маленького длинноухого конька с двумя горбами на спине.     Зато младший Иван поймал неведомого злодея: оказывается, поле топтала золотогривая кобылица.

Чудесных коней купил сам царь, а Ивана сделал главным конюхом

По пути Иван нашёл

над всеми царскими конюшнями.

диковинку –

перо Жар-птицы.

Иван спрятал коней в сарае. Старшие братья прознали

про них, выкрали и повели на базар. Иван на коньке настиг похитителей среди дороги, но по своей доброте простил братьев и поехал на базар вместе с ними.

На прощанье кобылица сказала Ивану: «Двух коней, коль хошь,

продай., но конька не отдавай …»

А сказка продолжалась. Повадился кто-то

на стариковом поле по ночам топтать

пшеницу . И вот посылает старик

сыновей охранять поле.

Конёк ему говорит:

« Не бери перо, будет тебе

от него беда».

Иван не послушал,

завернул перо в тряпицу

и спрятал в шапку.

Первые две ночи караулили старшие

братья. Но они проспали вора.

Чтоб Иван отпустил её на волю, она дала ему двух красавцев коней и маленького длинноухого конька с двумя горбами на спине.

Зато младший Иван поймал неведомого злодея: оказывается,

поле топтала золотогривая кобылица.

 На этом кончается первая часть поэмы, - сказал Плетнёв. – Но могу вас заверить, что дальнейшие приключения Ивана и его Конька ещё более занимательны. Впрочем, в конце этой части автор уведомляет, о чём будет речь в следующих частях :

На этом кончается первая часть поэмы, - сказал Плетнёв. – Но

могу вас заверить, что дальнейшие приключения Ивана и его Конька

ещё более занимательны. Впрочем, в конце этой части автор

уведомляет, о чём будет речь в следующих частях :

  Как перо своё проспал, Как хитро поймал Жар-птицу,     Как он ездил за кольцом, Как был на небе послом,     Как он в Солнцевом селенье Киту выпросил прощенье;     Словом: наша речь о том, Как он сделался царём.       Как в котлах он не сварился, Как , к числу своих затей, Как красавцем учинился; Спас он тридцать кораблей.       Как похитил Царь-девицу,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небе послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенье;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царём.

Как в котлах он не сварился,

Как , к числу своих затей,

Как красавцем учинился;

Спас он тридцать кораблей.

Как похитил Царь-девицу,

  Товарищи окружили Ершова. Плетнёв пожал ему руку: « Поздравляю Вас с превосходным поэтическим опытом. Если хотите, я покажу Вашего «Конька-горбунка» Александру Сергеевичу Пушкину и представлю Вас ему». «Это моя мечта», – тихо ответил Ершов.    Когда Плетнёв кончил читать, со всех сторон послышались восторженные восклицания и вопросы: «Великолепно! Замечательно! Кто же написал эту сказку? Как имя её сочинителя?»     Профессор подошёл к смущённому юноше, сидевшему в первом ряду, и сказал: «Автор поэмы – студент нашего университета  Пётр Павлович Ершов».

Товарищи окружили Ершова. Плетнёв пожал ему руку: « Поздравляю

Вас с превосходным поэтическим опытом. Если хотите, я покажу

Вашего «Конька-горбунка» Александру Сергеевичу Пушкину

и представлю Вас ему». «Это моя мечта», – тихо ответил Ершов.

Когда Плетнёв кончил читать, со всех сторон послышались

восторженные восклицания и вопросы: «Великолепно! Замечательно!

Кто же написал эту сказку? Как имя её сочинителя?»

Профессор подошёл к смущённому юноше, сидевшему в первом ряду,

и сказал: «Автор поэмы – студент нашего университета

Пётр Павлович Ершов».

  Ершов шёл из университета как во сне. Его стихи похвалил знаток поэзии профессор Плетнёв, а впереди – встреча с Пушкиным. Он шёл по петербургским улицам, но его мысли были далеко от Петербурга …   Он думал о тех местах, где родился и вырос, - о далёкой Сибири. Он любил родные края, мечтал вернуться туда. Воспоминания и думы о родной Сибири и навеяли ему сказку про Конька-горбунка.

Ершов шёл из университета как во сне. Его стихи похвалил знаток

поэзии профессор Плетнёв, а впереди – встреча с Пушкиным. Он шёл по петербургским улицам, но его мысли были далеко от Петербурга …

Он думал о тех местах, где родился и вырос, - о далёкой Сибири.

Он любил родные края, мечтал вернуться туда. Воспоминания и думы о родной Сибири и навеяли ему сказку про Конька-горбунка.

 Вспоминал Пётр и шумные сибирские базары, на которые съезжались купцы со всей России и из дальних заморских стран. Гости лавки отпирают, люд крещёный закликают: «Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары, всяки разные товары!»    Пётр запомнил на всю жизнь, как малорослые, но сильные сибирские Совсем как Конёк-горбунок, который говорил о себе: лошади и по глубокому снегу, и в распутицу, не зная устали, мчали по бесконечной дороге их кибитку … Я хоть росту небольшого, да сменю коня другого:  Как пущусь да побегу, так и беса настигу.    Отец Ершова был чиновником, служил в разных сибирских городах,  и семья много раз переезжала за тысячи вёрст из одного города в другой.

Вспоминал Пётр и шумные сибирские базары, на которые

съезжались купцы со всей России и из дальних заморских стран.

Гости лавки отпирают, люд крещёный закликают:

«Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары, всяки разные товары!»

Пётр запомнил на всю жизнь, как малорослые, но сильные сибирские

Совсем как Конёк-горбунок, который говорил о себе:

лошади и по глубокому снегу, и в распутицу, не зная устали, мчали по бесконечной дороге их кибитку …

  • Я хоть росту небольшого, да сменю коня другого:

Как пущусь да побегу, так и беса настигу.

Отец Ершова был чиновником, служил в разных сибирских городах,

и семья много раз переезжала за тысячи вёрст из одного города в другой.

Петю это чудо-юдо рыба-кит так поразил,

что потом привиделся во сне :

«Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты.

На хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит».

Родственники Ершова со стороны матери были купцами. Заезжая в

гости, они рассказывали о далёких краях, где побывали с торговыми караванами, о разных чудесах и происшествиях. Петя очень любил

слушать их рассказы.

Множество самых разных волшебных приключений случалось с героями сказок. Но во всех сказках самым умным, самым смелым, самым находчивым всегда оказывался простой крестьянин.

Но бывало, приезжие гости потихоньку, вполголоса рассказывали

про другое: про хороших людей, сосланных царём на сибирскую каторгу.

Про них говорили, что они страдают за правду.

Больше всего на свете Петя любил сказки. Он убегал из дома

на постоялый двор и слушал бесконечные истории,

Он побеждал и чудовищ , и царей, и ему, а не царю доставалась

которые рассказывали казаки, ямщики, прохожие странники.

в жёны Марья-царевна.

Однажды знакомый купец рассказывал, что на Ледовитом океане

он видел выброшенную бурей на берег огромную,

величиной с дом, рыбу-кита.

  В гимназии Пётр начал сочинять стихи, но он никому их не показывал.     о славных исследователях Сибири – Дежнёве, Беринге, Григории Ивановиче Шелехове, которого за его путешествия по суше и морю прозвали «Русским Колумбом».   Он полюбил книги. С особым увлечением читал о Сибири, о походах казачьей дружины Ермака Тимофеевича и её сражениях с воинами повелителя Сибири хана Кучума,   Петя подрос, стал учиться в гимназии в городе Тобольске - самом большом городе Сибири.

В гимназии Пётр начал сочинять стихи,

но он никому их не показывал.

о славных исследователях Сибири – Дежнёве, Беринге,

Григории Ивановиче Шелехове, которого за его путешествия по суше

и морю прозвали «Русским Колумбом».

Он полюбил книги. С особым увлечением читал о Сибири,

о походах казачьей дружины Ермака Тимофеевича и её сражениях

с воинами повелителя Сибири хана Кучума,

Петя подрос, стал учиться в гимназии в городе Тобольске -

самом большом городе Сибири.

 Окончив гимназию с похвальным листом, Ершов приехал в Петербург и поступил в университет. Он слушал лекции, занимался науками, но очень скучал по родным местам. Из хмурого Петербурга они представлялись ему ещё милее.    Когда Ершов написал сказку «Конёк –горбунок», он прочёл её другу. Тимковский был в восторге от поэмы и посоветовал отнести её Пушкину. Но Ершов не решился обратиться к Пушкину и отдал рукопись Плетнёву.     Однажды в университете к Ершову подошёл юноша. Юноши подружились. Тимковскому Пётр открылся, «Вы из Сибири?» - спросил он . - «Да». – «Я тоже сибиряк. Моя фамилия Тимковский». что сочиняет стихи и мечтает о славе поэта.

Окончив гимназию с похвальным листом, Ершов приехал в Петербург и поступил в университет.

Он слушал лекции, занимался науками,

но очень скучал по родным местам. Из хмурого Петербурга они представлялись ему ещё милее.

Когда Ершов написал сказку «Конёк –горбунок», он прочёл её другу. Тимковский был в восторге от поэмы и посоветовал отнести

её Пушкину. Но Ершов не решился обратиться к Пушкину

и отдал рукопись Плетнёву.

Однажды в университете к Ершову подошёл юноша.

Юноши подружились. Тимковскому Пётр открылся,

  • «Вы из Сибири?» - спросил он . - «Да».
  • «Я тоже сибиряк. Моя фамилия Тимковский».

что сочиняет стихи и мечтает о славе поэта.

 А во-вторых, Плетнёв сдержал своё обещание познакомить Ершова с Пушкиным. Пушкин похвалил «Конька» и сказал: «Ваша сказка так хороша, что теперь мне можно оставить этот род сочинений».   А потом одно за другим последовали радостные события. Во- первых, «Конёк- горбунок» был напечатан в журнале и вышел отдельной книжкой.

А во-вторых, Плетнёв сдержал своё обещание познакомить

Ершова с Пушкиным. Пушкин похвалил «Конька»

и сказал: «Ваша сказка так хороша,

что теперь мне можно оставить этот род сочинений».

А потом одно за другим последовали радостные события.

Во- первых, «Конёк- горбунок» был напечатан в журнале

и вышел отдельной книжкой.

  Но в это время судьбу поэмы Ершова решил Петербургский цензурный комитет. Он запрещал печатать книжки, если в них было написано что-нибудь против царя и правительства.      Кроме того, сочинитель – безбожник! Вы послушайте:   Цензор написал: « В этой сказке сочинитель без всякого уважения изображает царя злым и глупым. Этого нельзя допустить, «Тут Ванюша почесался, потянулся и поднялся, помолился на забор Ершов кончил университет и получил назначение на работу учителем в Тобольскую гимназию. Он ехал и радовался и своему возвращению потому что народ обязательно подумает, что тут  и пошёл к царю во двор». Для него всё равно, что забор, что святая в родные края, и тому, что скоро выйдет новое издание его сказки. икона! Я запрещаю издавать сочинение Ершова как чрезвычайно вредное». содержится намёк на нашего государя.       «Конёк-горбунок» понравился читателям, и один петербургский издатель предложил Петру выпустить новое издание его поэмы. Ершов, конечно, согласился.

Но в это время судьбу поэмы Ершова решил Петербургский

цензурный комитет. Он запрещал печатать книжки, если в них

было написано что-нибудь против царя и правительства.

Кроме того, сочинитель – безбожник! Вы послушайте:

Цензор написал: « В этой сказке сочинитель без всякого уважения изображает царя злым и глупым. Этого нельзя допустить,

«Тут Ванюша почесался, потянулся и поднялся, помолился на забор

Ершов кончил университет и получил назначение на работу учителем

в Тобольскую гимназию. Он ехал и радовался и своему возвращению

потому что народ обязательно подумает, что тут

и пошёл к царю во двор». Для него всё равно, что забор, что святая

в родные края, и тому, что скоро выйдет новое издание его сказки.

икона! Я запрещаю издавать сочинение Ершова как чрезвычайно вредное».

содержится намёк на нашего государя.

«Конёк-горбунок» понравился читателям, и один петербургский

издатель предложил Петру выпустить новое издание его поэмы.

Ершов, конечно, согласился.

  С тех пор прошло более ста лет, но и сейчас повсюду читают и любят сказку Петра Павловича Ершова про чудесного конька и про крестьянского сына Ивана.    Пётр Павлович Ершов работал в Тобольске учителем, а его «Конёк-горбунок» находился под запретом. Только когда умер царь, вышло наконец новое издание поэмы. «Конёк-горбунок» сразу же стал известен по всей России.

С тех пор прошло более ста лет, но и сейчас повсюду читают

и любят сказку Петра Павловича Ершова про чудесного конька

и про крестьянского сына Ивана.

Пётр Павлович Ершов работал в Тобольске учителем, а его «Конёк-горбунок» находился под запретом. Только когда умер царь,

вышло наконец новое издание поэмы. «Конёк-горбунок» сразу же

стал известен по всей России.

   Интернет-ресурсы:  http://www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/ershov_pp.htm  http://diafilmy.su/2088-skazka-na-vsyu-zhizn.html  http://logrys.net/Painting/NikolayKochergin/KonekGorbunok03.jpg  http://diafilmy.su/118-konek-gorbunok-chast-1.html   http://logrys.net/Painting/NikolayKochergin/KonekGorbunok07.jpg

Интернет-ресурсы:

  • http://www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/ershov_pp.htm

  • http://diafilmy.su/2088-skazka-na-vsyu-zhizn.html

  • http://logrys.net/Painting/NikolayKochergin/KonekGorbunok03.jpg

  • http://diafilmy.su/118-konek-gorbunok-chast-1.html

  • http://logrys.net/Painting/NikolayKochergin/KonekGorbunok07.jpg