СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о царе Салтане

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина

Задачи урока: помочь учащимся осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода, воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта.

Просмотр содержимого документа
«Сказка о царе Салтане»

Конспект урока по теме:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина

Задачи урока: помочь учащимся осмыслить представления русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода, воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- проявляют интерес к чтению и изучению сказки А.С.Пушкина, художественному слову, которое создает образ;

- оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

Метапредметные результаты:

- планируют свою деятельность по решению учебной задачи, контролируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- анализируют текст произведения, выявляют данные, необходимые для решения поставленной задачи;

- работают в паре

Предметные результаты:

- овладевают приёмами понимания прочитанного, осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме, владеют приёмами анализа, сравнения

- дают характеристику героям, сравнивают произведения литературы и живописи


Оборудование: выставка книг с книгами – произведениями и книгами - сборниками А. С. Пушкина, электронная система голосования, тест, репродукция картины «Царевна Лебедь», мультимедиапроектор, карточки со словами и пословицами для характеристики образа героя (для групповой работы)




Этапы урока

Примечания

1.

Организационный момент


2.

Актуализация знаний

  1. - Вот уже несколько уроков мы изучаем замечательное произведение. Кто его автор? Как называется это произведение? Проверьте себя


  1. - Посмотрите на выставку книг. Кто может быстро найти книгу с этим произведением?

- По каким признакам определили нужную книгу?

- Какие ещё сказки написал А. С. Пушкин?

- Есть ли они на выставке?

- Как найти нужное произведение в сборнике? Найдите.



  1. - Хотите себя проверить, хорошо ли вы знаете содержание сказки? Играем в игру «Верю - не верю». Не будьте слишком доверчивы.

- На все вопросы вы смогли ответить правильно?


  1. Дома вы должны были дочитать «Сказку…» до конца, а второе задание было сложное – найти в «Сказке …» доказательства.


- Кто искал доказательства, что сказка Пушкина похожа на народную сказку?


- Кто искал доказательства, что сказка Пушкина – волшебная сказка?

- Какой вывод мы можем сделать? К кому жанру мы отнесём это произведение?





Слайд 1

(титульный)


Трое учащихся проверяют сборники по оглавлению.






Тест


Ответы детей





Ответы детей

3.

Постановка цели урока.

Проблемная ситуация.

  1. – Итак, А. С. Пушкин написал волшебную сказку, очень похожую на народную сказку.

Зачем?

- Вы знаете его слова: «Сказка ложь…»

- Какой же будет цель нашего урока?

- Выяснить, какой урок даёт нам автор в «Сказке…»





Ответы детей


Слайд 2

4.

Изучение нового

  1. – Дома вы дочитали «Сказку…» до конца.


– О каких важных событиях поведал автор? Проверьте.



  1. Анализ произведения с опорой на текст

– Верил ли князь, что лебедь ему поможет найти царевну? (из текста)


- А вы?

- Как Пушкин описывает царевну? Что вам больше всего понравилось в ней?



- А художник Михаил Врубель увидел её такой. Нравится? Чем?


- Давайте дадим характеристику этому образу

- Какая она?


- Какие поступки совершает?


- Какая пословица, как вам кажется, говорит о царевне?


3) - Как думаете, почему князь захотел на царевне жениться?

-Лебедь помогала князю, значит, он нравился. Почему Лебедь не сразу призналась, что царевна – это она.


- Что она посоветовала ему сделать?

(подумать) Причитайте её слова.


- А почему потом согласилась стать женой князя Гвидона? Как он её убедил? (из текста)

- Сдержал ли он клятву? Докажите словами текста


  1. - Посмотрите, как живёт князь Гвидон. Что у него есть?

- Но он попросил корабельщиков напомнить царю Салтану… (из текста)

- Счастлив ли отец Гвидона, который «Сидит, весь сияя в злате…»?

- Почему они несчастны?

- Кто их разлучил? Почему?

- Когда герои почувствовали себя счастливыми?

- Как Пушкин описывал встречу семьи? (из текста)


  1. В народной сказке зло всегда бывает наказано, а как поступили со злодейками сказке Пушкина? (из текста)

- Да, здесь злодеи исправились.





Слайд 3

Слайд 4



Князь со страхом……



Из текста с 105


Ответы детей




Слайд 5


Работа в группах

с карточками

1 –прилагательные


2-глаголы



3- пословицы

(Приложение)


Ответы детей



Ответы детей



Из текста: с. 106





Дома на сей раз остался….




Слайд 6


Да напомните ему …

С 108




Царь глядит…..



Царь для радости ….

5.

Итог урока

- Какой же урок преподносит нам Пушкин?

(умение прощать, главное в жизни – семья, любовь)

-Какая из пословиц отражает идею произведения?





Слайд 7 (пословицы)

6.

Рефлексия

- Как называется произведение, с которым мы работали на уроке?

- Что новое вы открыли для себя на уроке?

- О чём вы хотите рассказать родителям после урока?


- На партах лежат зелёные и жёлтые карточки. Поднимите зелёную карточку, если на уроке вы активно работали, правильно отвечали на вопросы, были внимательны. Поднимите жёлтую карточку, если на уроке вы работали не слишком активно, не помогали своей группе, не старались.





Приложение

(группа получает карточки со словами и пословицами, выбирает только те карточки, на которых написаны слова, пословицы подходящие для характеристики образа)

доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.



грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает, удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится





Выбери пословицу:



Вся семья вместе и душа на месте.

На обмане счастья не построишь.

Добрую жену взять, ни печали, ни горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!