Конспект урока литературного чтения
Тема: «Сказка «Отчего у зайца длинные уши»
Класс: 3
Тип урока: комбинированный
| Подготовила: Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Мохначёва Галина Ивановна |
2016
Тема: Сказка «Отчего у зайца длинные уши»
Цель: формировать представление о жанровых особенностях сказки; познакомить учащихся со сказкой о животных
Задачи:
образовательные:
совершенствовать умение выразительно читать сказки; развивать умение находить слова и выражения, с помощью которых можно рисовать устные портреты героев произведения, охарактеризовать их поступки
развивающие:
создавать условия для развития навыка самостоятельности, формирования внимания, творческого воображения и памяти;
развивать речевое дыхание, навыки артикуляции
воспитывающие:
содействовать стремлению быть справедливыми и честными
Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, листы самооценки, волшебные шляпы
Средства ИКТ: презентация в Power Point
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы: 1. Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах
Используемые технологии: технология развития критического мышления (приём «шесть шляп мышления»), здоровьесберегающая технология
Ход урока
I. Организационный момент
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
II. Дыхательная и речевая разминка
Чистоговорка
Ать – ать – ать - много будем мы читать.
Лю – лю – лю - сказки очень я люблю.
Гу – гу – гу - всегда другу помогу.
III. Подготовка к восприятию произведения
А) Беседа о сказках
Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством, совершим путешествие в таинственный и прекрасный мир сказок. Вы уже знаете, что сказка – один из любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Нет такого народа, который бы не слагал сказки. Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость и добро побеждает зло.
Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
Вспомните главных героев волшебных сказок.
Назовите главных героев сказок о животных?
Приведите примеры этих сказок.
Кто чаще всего встречается в бытовых сказках?
Как называют человека, который сочиняет сказки?
Каких писателей - сказочников вы знаете?
Чем отличается народная сказка от авторской?
Б) Подготовка к ознакомлению с новой сказкой
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.(Заяц.)
Какие обычно бывают зайцы в сказках? (Заяц в сказках - символ трусости, боязливости.)
Сегодня на уроке вы познакомитесь со сказкой «Отчего у зайца длинные уши».
Попробуйте по заглавию предположить, каким будет заяц в этой сказке. (Любопытный.)
Давайте попробуем сформулировать цель урока, используя слова:
читать
анализировать
развивать
фантазировать
оценивать
Свою работу на уроке вы будете оценивать в «Листах самооценки», которые находятся на ваших рабочих местах.
Готовы ли вы встретиться с волшебством?
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»
О. Лиханова
IV. Работа с текстом
Чтение сказки учителем. (Просмотр видео.)
Проверка первичного восприятия
Лексическая работа (работа в парах)
разобраться в лексическом значении слов, понимание которых может вызвать у вас затруднения. Давайте попытаемся определить значение этих слов. Вы будете работать в парах так, как сидите за столом. На каждом столе конверт с цифрой 1 , в котором лежат есть белые и цветные полоски бумаги. На белых карточках написаны слова, а на цветных – их лексическое значение. Работая в паре, вам надо соединить слово и его лексическое значение.
Лось - | крупное парнокопытное животное семейства оленей с широкими упрощенными рогами. Является самым высоким после жирафа копытным животным. |
Олень - | крупное животное, которое имеет изящное тело, тонкие, стройные ноги, длинную шею и относительно небольшую голову, которую венчают рога. |
Подкрался- | подошёл ( приблизился) очень тихо |
Пенёк - | оставшаяся нижняя часть срубленного или сломанного дерева. |
Кедр - | хвойное дерево  |
Чтение текста учащимися.
Обсуждение прочитанного текста.
О чем разговаривали лоси?
Как заяц узнал об их разговоре?
Кому решил лось отдать большие рога?
Зачем оленю рога? Найдите ответ в тексте?
Почему заяц не вытерпел и высунулся из- за пенька?
Что он для этого сделал?
Почему зайцу захотелось иметь большие рога? Найдите ответ в тексте.
Посмотрите на картинку и скажите, какой фрагмент сказки на ней изображен? Зачитайте этот отрывок из текста.
Как лоси наказали зайца за трусость?
Чему учит эта сказка?
А подслушивать чужие разговоры - это хорошо или плохо? Почему?
Скажите, с какой интонацией разговаривали главные герои сказки?
Выразительное чтение
Оцените свою работу над текстом в «Листе самооценки»
V. Физкультминутка
VI. Работа в группах
Задание для 1 группы
Справедливый
смелый
глупый
находчивый
трусливый
ленивый
самоуверенный
несчастный
любопытный
рассудительный
Задание для 2 группы
Заяц
какой? ( 2 слова) _______________________________ _________
что сделал? ( 3 слова) ________________________________________
предложение ( 4 слова) _______________________________________
вывод ( 1 слово) _________________________________________
(синоним к слову «заяц)
(Заяц белый, трусливый; прыгает, прячется, боится; Заяц хотел иметь рога; трусишка.)
Задание для 3 группы
Зайчик маленький в лесу
Очень всех ________ (боится):
И хитрющую _______ (лису),
И любую птицу.
Он от страха так _______ (дрожит),
Что кусты шатаются.
Очень сложно зайке жить,
Так он всех _______ (пугается)!
С.Антонюк
Задание для 4 группы
Соберите рассыпавшиеся пословицы.
Какая пословица подходит к сказке «Отчего у зайца длинные уши»? Запишите её. Объясните смысл.
ноги
себя
боится
кормят
самого
Зайца
Заяц
_______________________________________________________
Заяц самого себя боится. (Страх заставляет видеть опасность и угрозу там, где ее нет)
Зайца ноги кормят. (Чтобы жить, надо двигаться, активно действовать, а не сидеть на месте.)
VII. Проверка выполненных заданий
Коллективная работа. Итог работы над сказкой
А сейчас давайте примерим волшебные шляпы. Шляпы эти шести цветов. Они интересны тем, что в каждой из них спрятан вопрос. Вы должны прочитать вопрос. Подумать над ответом. И когда будете готовы - можете надеть шляпу на голову.
Готовы ли вы к волшебству?
Красная шляпа
Жёлтая шляпа
Чёрная шляпа
Зелёная шляпа
Белая шляпа
Синяя шляпа
VIII. Подведение итогов урока
знакомились с разными сказками. В них много волшебства, фантазии, выдумки, доставляющих радость и наслаждение. Главное - что сказки учат нас различать хорошие и плохие поступки, добро и зло, праву и ложь. Читайте сказки, анализируйте их и помните: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, и мудрее.
IX. Рефлексия
В начале урока вы ставили перед собой цели. Выполнили ли вы их?
На уроке я научился…
На уроке мне было интересно...
На уроке мне было трудно….
X. Домашнее задание
Выразительное чтение сказки «Отчего у зайца длинные уши»
Приложение 1.
Отчего у зайца длинные уши
Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось.
Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?
Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.
— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.
А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут.
любишь. Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
Приложение 2.
Лист самооценки _______________________
№ | Вид деятельности | ![]() все были ничего получилось затруднения не получилось |
-
| Работа в паре (лексическая работа) | |
-
| Чтение сказки | |
-
| Работа в группе | |
13