СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказки о приключениях язычка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные сказки помогут разнообразить занятия по развитию и активизации мышц речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения.

Просмотр содержимого документа
«Сказки о приключениях язычка»

Язычок и его домик.

Жил – был Язычок, очень одинокий Язычок. Друзей у него не было, и веселиться совсем не хотелось, потому что ему негде было жить. Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, где дождь, жара и лютый мороз. Плохо было Язычку, он часто простужался и болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил навести в нем в порядок.

- Ведь мой дом – моя крепость, - подумал Язычок, - и поставил две двери: первую дверь – губы, вторую – зубы.

В новом доме не было окон, зато были стены, хотя очень необычные, они могли надуваться и сдуваться как шарики. Это были щеки.

Потолок был твердым и назывался нёбо. Оно было неровное и напоминало купол. Передняя часть потолка - неба оканчивается маленькими бугорками - альвеолами. Они располагаются за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком - увуля.

Язычку очень нравился домик. Он был уютный и теплый, но частенько в нем было сыро. Интересно, почему?


Язычок наводит порядок в домике.

Язычку приходилось часто делать в домике ремонт. Он открывал двери, после чего протирал их с наружной и внутренней стороны

(упражнение “Почистим зубки”).

Потом Язычок брал большую кисть и белил потолок – нёбо

(упражнение “Маляр”).

Затем Язычок приступил к оклейке стен обоями. Делал он это очень аккуратно

(движения языка сверху – вниз по внутренней стороне обеих щек).

Чинил язычок и двери ( упражнение “Забор).

И обязательно выметал из домика оставшийся после ремонта мусор

(движения кончиком языка снизу вверх за нижними зубами).


Язычок находит друзей.

У Язычка был свой домик, чистый и уютный, но грустить Язычок не переставал. Он очень хотел найти друзей. Однажды он услышал за дверью тихое мяуканье (дети мяукают тихим голосом).

Язычок открыл дверь (упражнение “Птенчики”) и выглянул наружу (упражнение “Змейка”).

Около двери сидел маленький серый котенок (упражнение “Катушка”).

- Я – Бублик, - пропищал он.

- А я – Язычок, давай дружить.

- Давай, - ответил Бублик.

Так Язычок и Бублик стали друзьями.



Язычок отправляется за покупками.

Для начала, чтобы ни куда не опаздывать, Язычок решил купить часы. В ближайшем магазине присмотрел симпатичные ходики с маятником, который двигался из стороны в сторону (упражнение “Часики”).

У часов были две длинные узкие стрелки (сделать язык узким и длинным) и цифры на циферблате (круговые движения языка).

Язычок повесил часы на одну из стен. Они так уютно тикали: “Тик – так, тик – так!”, а каждый час били: “Бом – бом, бом – бом!” (Дети повторяют).

Еще Язычок купил желтую чашку (упражнение “Чашечка”) и тарелку. Из чашки Язычок пил чай и молоко, а из тарелки ел суп и кашу. Когда они были горячими, он дул на них. (Дуют на широкий язык, не раздувая щек.)

Язычок купил также сковородку, на ней он пек блины, которые очень любил (упражнение “Лопаточка”).

Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия.

(упражнение “Вкусное варенье”).


Язычок готовит обед.

Утром Язычок оправился в магазин за покупками. Он купил овощи и фрукты, а придя домой, стал готовить обед. Сначала, было решено печь блины (упражнение “Лопаточка”, “Наказать непослушный язык”).

Блины получились вкусные да горячие. Их нужно обязательно остудить (Дуть на широкий язык, не раздувая щек).

А еще Язычок был фантазер и выдумщик. Он придумал новое блюдо – болтушка (упражнение “ Индюк”).

Еда была такой вкусной, что Язычок зацокал от удовольствия (упражнение “Лошадка”, цокаем кончиком языка у верхних альвеол) и облизался (упражнение “Вкусное варенье”).

После вкусного обеда язычок обязательно отдыхал (упражнение “Лопаточка”).


Язычок в зоопарке.

Сколько всего интересного и нового вокруг. Язычку не сидится дома, он отправляется в зоопарк (упражнение “Лопаточка”). Сначала Язычок подошел к вольеру с необычными кошками (упражнение “Катушка”). Но вскоре его внимание привлек огромный слон, у которого был длинный хобот (упражнение “Хоботок”). А какие замечательные лошадки тянули свои мордочки к Язычку (упражнение “Лошадка”). В зоопарке Язычок встретил крокодила (упражнение “Заборчик”) и змею (упражнение “Змейка”). Когда Язычок подошел к клетке с обезьянами они передразнивали его и кривлялись (упражнение “Чистим зубки” при сомкнутых губах).

День катился к закату, и Язычок отправился спать. В зоопарке ему очень понравилось.




Язычок и Бублик отправляются на прогулку.

Ярко светит солнце, поют птицы и Язычку и Бублику не сидится дома. Они отправляются гулять.

Язычок открыл двери (упражнение “Птенчики”) и выглянул на улицу (упражнение “Иголочка”). Сначала он посмотрел вверх (поднять узкий язык вверх), потом глянул несколько раз вправо и влево (упражнение “Часики”).

Погода оказалась замечательной, и Язычок вышел на улицу. Во дворе он покачался на качелях (упражнение “Маленькие качели”), съехал с горки (упражнение “Горка”), подразнил собачку (упражнение “Индюк”), покатался на лошадке (упражнение “Лошадка”).

А вместе с другом котенком Бубликом поиграл в игру “Кривляка” (упражнение “Заборчик” - “Хоботок”). Вдруг погода начала портиться, пошел дождь (упражнение “Разведчик”) и друзья отправились домой, отдыхать (упражнение “Лопаточка”).


Язычок - сладкоежка.

Однажды Язычок смотрел интересную и познавательную передачу по телевизору, которая называлась “Жизнь Сладкоежек”.

Язычок задумался:

- А кто же такие сладкоежки? Я сладкоежка или нет?

Тогда он решил спросить об этом у своего друга, котенка Бублика. Бублик объяснил все про сладкоежек.

Но для начала предложил Язычку вкусное варенье (упражнение “Вкусное варенье»), конфетку (упражнение “Приклей конфетку”), угостил мороженым (упражнение “Кошка лакает молоко”), дал вкусный мед (упражнение “Вкусное варенье”). Язычку все очень понравилось, он не удержался и спрятал конфетку за щеку (упражнение “Спрячь конфетку”). Поэтому котенок решил, что Язычок и есть самый настоящий сладкоежка!


Как Язычок учился играть на музыкальных инструментах.

Наступила весна. Появились на деревьях первые листочки, расцвели первоцветы, прилетели птицы. Выглянул Язычок из домика (упражнение “Лопаточка”), посмотрел вверх (потянуться широким языком к носу), увидел соловья, который пел свою чудесную песенку, радуясь весне. Язычок тоже решил научиться петь и играть на музыкальных инструментах. Сначала – это была гармошка (упражнение “Гармошка”), а потом - труба (упражнение “Трубочка”), и даже – пианино (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол). Занятия были настолько увлекательными и интересными, что Язычок стал настоящим профессионалом и стал обучать своих друзей.



Язычок на отдыхе.

На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил (упражнение “Птенчики”). В это время по улице пробегал котенок Бублик (упражнение “Катушка”). Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие. Язычок выслушал друга и улыбнулся (упражнение “Улыбка”), конечно, он был согласен.

Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку (при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол) и стали загорать (упражнение “ Лопаточка”). И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело (упражнение “Горка”).

Язычок посмотрел по сторонам (упражнение “Часики), и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч (упражнение “Спрячь конфетку”).

После отдыха на речке друзья отправились в парк развлечений.

Об этом ты узнаешь в нашей следующей истории.


Язычок в парке развлечений.

Шум, гам, смех и веселье – это парк развлечений. Здесь Язычок встретил и веселого клоуна (упражнение “ Индюк”), и покатался на красочной карусели, где взгромоздился на лошадку (упражнение “Лошадка”), заглянул в комнату страха (упражнение “Заборчик”), поиграл на гармошке с веселыми музыкантами (упражнение “Гармошка”), вместе с Бубликом покатался на качелях (упражнение “Большие качели”), и колесе обозрения (упражнение “Оближем губки”).

Наступал вечер. Солнышко собралось спать. Нужно отдыхать и Язычку с Бубликом (упражнение “Птенчики”). Так закончилось путешествие Язычка. Спокойной ночи Язычок.


Язычок встречает Новый год.

За окном снег и метель, воет ветер, а у Язычка радостное настроение (упражнение “Улыбочка”). Ведь сегодня Новый год. Язычок украшает елку и ждет друзей. Сначала пришел котенок Бублик (упражнение “Катушка”) и принес вкусные конфеты (упражнение “Спрячь конфетку), пчелка Жужелица (упражнение “Пчелка”) захватила для друзей вкусный мёд (упражнение “Вкусное варенье”), жеребенок Весельчак (упражнение “Лошадка”) принес горячие блины (упражнение “Лопаточка”), индюк Балабол (упражнение “Индюк”) порадовал друзей солеными грибами (упражнение “Грибок”).

Друзья в сборе, стол накрыт, можно праздновать. Друзья веселились (упражнение “Улыбочка” - “Трубочка”), водили хоровод (упражнение “Оближем губки”), пели песни (дети поют). После такого веселья все отправились отдыхать (упражнение “Лопаточка”). С Новым годом!



Язычок в деревне.

Котенок Бублик пригласил Язычок к себе в гости, в деревню. Отказать другу было нельзя. И наши друзья отправились в деревню. Они шагали сначала быстро (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе), потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Вскоре они добрались до места. Во дворе дома Бублика стоял шум и гам. Громко кричал индюк (упражнение “Индюк”). Фырчал и выгибал спинку кот (упражнение “ Катушка”). Цокала копытом и ржала лошадка (упражнение “Лошадка”). А в глубине двора стояли ульи с пчелами, и оттуда был слышен гул (упражнение “Пчелка”). Язычок увидел и узнал много интересного. Он встретил новых друзей. Вечером Язычок отправился домой. Сначала он шел быстро (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в быстром темпе), потом медленно (рот открыт, касаемся широким языком поочередно альвеол за верхними и нижними зубами в медленном темпе). Он обещал Бублику обязательно вернуться.


Язычок и гость с другой планеты.

Язычку на День рождение подарили телескоп. Каждый вечер в ясную погоду Язычок предавался любимому занятию: смотрел на звезды и далекие планеты (поднять широкий язык вверх). В этот вечер небо было усеяно звездами, будто какой-то рассыпал горох. Язычок смотрел по сторонам, пытаясь все рассмотреть (круговые движения языком по часовой стрелке, против часовой стрелки).

Вдруг в небе появился какой-то предмет. Что это? Предмет двигался очень быстро. Да это же летающая тарелка! К Язычку в гости пожаловал пришелец с другой планеты. Оказывается, ему нужна помощь. Язычок должен помочь ему научиться говорить. И вот язычок стал учителем-логопедом.

Сначала выполним “Улыбку”, “Трубочку”, а теперь поочередно, “Лопаточку”, “Иголочку”, а теперь поочередно. Теперь отдохнем (упражнение “Лопаточка”).

А сейчас гостеприимный хозяин напоил гостя чаем (упражнение “Чашечка”), угостил вкусным вареньем (упражнение “Вкусное варенье”).

После чаепития инопланетный гость поблагодарил Язычок за помощь и отправился на свою планету.

 

Сказка про веселого Гномика.

В лесу стоял маленький домик (упражнение “Домик”). Вокруг домика был красивый заборчик (упражнение “Заборчик”). В этом маленьком домике жил веселый Гномик – Язычок (показать язычок).

Утром гномик проснулся и пошёл умываться, сначала почистил верхние зубки (упражнение “Почистим верхние зубки”), потом нижние зубки (упражнение “Почистим нижние зубки”), прополоскал ротик (имитация полоскания рта), потом прополоскал справа (имитация полоскания правой щеки), потом слева (имитация полоскания левой щеки). Взял расческу и причесался (упражнение “Расческа”).

Мама, тем временем, приготовила Гномику кашку, но она была горячая, и Гномик подул, чтобы отудить (упражнение “Подуть на широкий кончик языка”), потом добавил в кашку малиновое варенье и все съел (упражнение “Вкусное варенье”). Потом мама подала чай в чашечке (упражнение “Чашечка”), с конфетами (рот закрыт, упирать кончик языка то в одну щеку,то в другую).

Попил гномик чай с конфетами  и решил пойти погулять на улицу, выглянул в окошечко, а там дождик капает, он испугался и спрятался, снова выглянул – спрятался, выглянул – спрятался (упражнение “Змейка”).

Ну вот, дождик закончился и выглянуло солнышко. Гномик оделся, открыл дверь (упражнение “Домик”), открыл калитку (упражнение “Заборчик”), и вышел на улочку. Посмотрел вверх, а там Носик, он поздоровался с Носиком: “Здравствуй, Носик!” (упражнение “Дотянись языком до носика”). Потом посмотрел вниз, а там подбородок: “Здравствуй, Подбородок!” (упражнение “Дотянись языком до подбородка”).

Солнышко сильно пригревало, Гномику стало жарко, он лег на травку и стал загорать (Упражнение “Лопаточка”).

Загорел, встал и отправился на поиск приключений. Шёл – шёл и пришёл в лес, в котором росли колючие ели и сосны у них были вот такие тонкие иголочки (упражнение “Иголочка”).

Бродил – бродил по лесу, нашел много грибов (упражнение “Грибок”).

Увидел Лошадку и попросил ее покатать его, она согласилась, Гномик сел верхом на Лошадку и они поскакали, сначала по дорожке (упражнение “Пощелкать кончиком языка”), потом по травке (упражнение “Беззвучно пощелкать кончиком языка”), по дорожке – по травке.

Язычок был такой радостный , что запел песенки (петь гласные звуки так, как будто голос поднимается, а затем опускается по лесенке - повышение и понижение тона)

Устала Лошадка, остановилась, запыхалась (вдох через одну ноздрю, выдох через другую). Отдохнули друзья и пошли кататься с горки (упражнение “Горка”).

Потом играли на гармошке (упражнение “Гармошка”), качались на качелях (упражнение “Качели”), им так было весело, что они пели песенки (петь на мягкой атаке голоса цепочки  гласных звуков: А-О-И-У, И-О-У-А, и т. д.). Затем играли в дразнилки (упражнение “Индюк”).

Но вдруг, Гномик посмотрел на часики, а часики тик – так, тик – так (упражнение “Часики”), время было много, Гномику уже пора идти домой. Лошадка подарила Гномику воздушные шарики, но они были не надутые, и друзьям пришлось их надуть (Упражнение “Загнать мяч в ворота”). А гномик подарил Лошадке мыльные пузыри и они стали пускать их (надуваем попеременно левую, правую и обе щеки).

Попрощались друзья, обнялись. Пошел Гномик домой. Открыл калитку (упражнение “Заборчик”), открыл двери, зашел в домик (упражнение “Домик”), а там был беспорядок.

Решил Гномик прибраться, взял кисточку, краску и стал красить потолок (упражнение “Маляр”), потом стал мыть стены, сначала  с правой стороны, затем с левой (водить языком по внутренней стороне правой и  левой щёк). Мама попросила Гномика повесить красивую картину. Гномик взял молоток, гвозди и начал прибивать (упражнение “Барабанщики”).Прибил. Молодец! В домике стало уютно и красиво.

Устал Гномик, попил чай из чашечки (упражнение “Чашечка”), лег в кроватку и уснул (упражнение “Лопаточка”).



Артикуляционная гимнастика - сказка “День рождения тигренка Рыка”.

Жил-был на свете маленький язычок. Вот такой! (высунуть кончик языка из ротовой полости). Ему было очень скучно и он решил выйти на прогулку. Сначала он выглянул в окошко и посмотрел налево, потом направо (упражнение “Часики”) и почувствовал, что на него подул легкий ветерок (подуть на широкий язык).

Он открыл дверь в своем домике (открыть широко рот) и выскочил (быстро высунуть язык). Вдруг, язычок увидел, что мимо него с горки (упражнение “Горка”) катится кто-то круглый (надуть щеки) и колючий (упражнение “Иголочка”).

Это был его дружок Ежик, которого звали Иголка. Ежик Иголка очень торопился на день рождения к тигренку Рыку. Язычок и ежик решили вместе пойти на тигриные именины. Но у них не было подарка. И тогда ежик с язычком стали собирать в корзинку (упражнение “Чашечка”) грибочки. Грибов было много. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: “Вот лисичка, вот волнушка, вот мухомор”. (упражнение “Грибок”) Набрали они полную корзинку (упражнение “Чашечка”) грибов и пошли к тигренку Рыку.

Тигренок Рык, увидев своих друзей, радостно зарычал: “Р-р-р”. Он угощал своих друзей горячим чаем (упражнение “Чашечка”) с малиновым вареньем (упражнение “Вкусное варенье”) и конфетами ирисками. (упражнение “Конфетка”). Ежик Иголка пил свое любимое молоко (лакательные движения языком). Угостив своих друзей лакомствами тигренок Рык сказал: “РРРР- давайте поиграем с разноцветными вертушками. (упражнение на дыхание). Язычку, ежику Иголке и тигренку Рыку было очень весело.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!