2) Докажите, что слова иглы и шляпка это многозначные или однозначные слова?
3) Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?
4) Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?
Алгоритм:
1) Послушай задание.
2) Рассмотри изображения на слайде.
3) Внимательно послушай вопросы.
4) Подумай и ответь на вопросы.
Форма организации: фронтальная.
Как представлено задания: озвучивается учителем.
Как осуществляется проверка: обучающиеся отвечают на вопросы, учитель оценивает устный ответ.
Критерии оценивания:
0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не ответил на вопросы.
1 - Задание считается выполненным, если обучающийся правильно ответит на все вопросы.
1) Предметы на рисунках похожи своим названием.
2) Слова иглы и шляпка -многозначные. Потому что эти слова имеют несколько лексических значений.
3) Словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья сосны, и колючки у ежа, так как они имеют похожую форму и колются.
4) Словом шляпка названы и головной убор, и
шляпка гриба, и верхняя часть гвоздя, так как они расположены вверху предмета, как шляпа на голове.
За выполненные задания выставляются баллы.
Урок:открытие нового знания.
Этап: открытие нового знания.
Полученные баллы за 3 уровня заданий суммируется и переводится в отметку.
«5» - 9 баллов.
«4» - 8-7 баллов.
«3» - 6-5 баллов.
«2» - менее 4 баллов.
Применение в знакомых условиях
Проверить умение распределять слова по группам, опираясь на лексическое значение слов.
1. Прочитай слова. Распредели слова в пять групп в зависимости от их лексического значения. Подбери название к каждой группе слов. Запиши группы слов в тетрадь.
2. Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котёнок.
3. На небе сияли крупные звезды. Ребята вырезали из бумаги серебряные звёзды.
Урок: открытие нового знания.
Этап: первичное закрепление.
Проверить умение определять по контексту предложения прямое и переносное значение слова.
3.Прочитай. Устно ответь на вопрос: В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких в переносном значении?
Спиши те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.
1. Лошадь бежит рысью. Вода бежит ручьями.
2. У моего друга мягкий характер. На столе лежит мягкий хлеб. 3. Горят в печи дрова. С холоду щёки горят. 4. На стене висит ковёр. Красив белоснежный ковёр зимы!
Алгоритм:
1) Прочитай задание.
2) Прочитай вопрос.
3) Прочитай предложения.
4) Найди предложения в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.
5) Найди предложения в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.
6) Ответь на вопрос.
7) Спиши предложения, в которых употребляются многозначные слова с прямым значением.
Форма организации: индивидуальная.
Как представлено задания: озвучивается учителем.
Как осуществляется проверка: по эталону на слайде.
Критерии оценивания:
«5» - если не допущено ошибок в устном и письменном ответе.
«4» - если допущена 1 ошибка в устном и письменном ответе.
«3» - если допущено 2 ошибки в устном и письменном ответе.
«2» - если допущено более 3 ошибок в устном и письменном ответе или задание не выполненно.
Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.
Урок: открытие нового знания.
Этап: включение знаний в систему знаний.
Применение в новых условиях
Определить умение составлять предложения, используя слова в переносном значении.
1. Составь 10 предложений, используя слова в переносном значении.
Алгоритм:
1) Прочитай задание.
2) Вспомни что такое “Слова в переносном значении”.
3) Подумай какие предложения можно составить, используя слова в переносном значении.
4) Составь 10 предложения, используя слова в переносном значении.
5) Запиши составленные предложения.
6) Озвучь полученные предложения.
Форма организации: индивидуальная.
Как представлено задания: озвучивается учителем.
Как осуществляется проверка: учащиеся читают полученные предложения.
Критерии оценивания:
«5» - если составлено 10-9 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.
«4» - если составлено 8-7 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.
«3» - если составлено 6-5 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.
«2» - если задание не выполнено, или составлено менее 4 предложений.
У моей мамы золотое сердце. («золотое» в значении «доброе»).
На улице пошёл дождь (дождь идти не может, у него нет ног).
Моя душа пела (душа петь не может, переносное значение).
Горят костры рябин («костры» в значении «грозди»).
Он смотрел по сторонам колючими глазами («колючими» в значении «злыми»).
По небосводу плыли белые облака (облака не могут плыть, это слово в переносном значении).
Благодаря железному характеру они смогли выполнить задание («железный» в значении «человек стойкий, со стержнем, с силой воли»).
Я обернулся и увидел его кислое лицо («кислое» в значении «грустное»).
Вчера у нас произошла очень тёплая встреча с известным композитором («тёплая» в значении «позитивная, дружеская»).
Он бросил в зал ледяной взгляд («ледяной» в значении «недоброжелательный, злой»).
Урок: открытие нового знания.
Этап: самостоятельная работа.
Определить умение составлять рассказы, используя однозначные слова.
2. Составь рассказ, используя однозначные слова.
Алгоритм:
1) Прочитай задание.
2) Вспомни что такое “Однозначные слова”.
3) Вспомни структуру составления рассказа.
4) Составь рассказ, используя однозначные слова.
5) Озвучь полученный рассказ.
Форма организации: индивидуальная.
Как представлено задания: озвучивается учителем.
Как осуществляется проверка: учителем.
Критерии оценивания:
«5» - если обучающийся красочно составил и представил рассказ, грамотно используя однозначные слова.
«4» - если обучающийся составил и представил рассказ, но использовал малое количество однозначных слов.
«3» - если обучающийся составил рассказ, но не смог грамотно использовать однозначные слова.
«2» - если не выполнил задание.
Однажды в тихом городке на окраине города произошло событие. В одном из маленьких домиков, окруженных садом, жил мальчик по имени Миша. Он был очень любопытным и любил приключения.
Урок: открытие нового знания.
Этап: самостоятельная работа.
Определить умение решать кроссворд на тему “Многозначные слова”
3. Впишите слова-отгадки и прочитайте ключевое слово, обозначающее название слов с несколькими лексическими значениями.
1. Меня бьют,
Колотят, режут –
Я все терплю,
Всем добром плачу.
2. Между двух светил
Я в середине один.
3. Надену – ободом сведет,
Сниму – змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.
4. Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.
5. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
6. Рассыпалось к ночи
Золотое зерно,
Глянули поутру –
Нет ничего.
7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.
8. Я с собой ее ношу,
Все, что нужно, напишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая...
9. Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
10. Плещет теплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
11. Всегда во рту,
А не проглотишь.
12. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.
Алгоритм:
1) Вспомните правила работы в паре.
2) Прочитайте задание.
3) Прочитайте вопрос.
4) Запишите ответ в кроссворд.
5) Выделите ключевое слово кроссворда.
Форма организации: парная.
Как представлено задания: на карточке.
Как осуществляется проверка: по документ-камере.
Критерии оценивания:
«5» - если не допущено ошибок в кроссворде.
«4» - если допущено 2-3 ошибки в кроссворде.
«3» - если допущено 4-6 ошибок в кроссворде.
«2» - если задание не выполнено, или допущено более 7 ошибок в
кроссворде.
Урок: открытие нового знания.
Этап: рефлексии (подведение итогов по содержанию урока)