СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УУЗ "Слово и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровневые учебные задания

ФИО:

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тема: “Слово и его значение”

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии

Предполагаемые ответы детей

Примечания

Узнавание

Актуализировать знание правил по теме “Слово и его значение”

 

1. Продолжи предложения:

1.Слова, которые имеют два или несколько значений называются ______________________.

2. То, что обозначает слово, является его _______________________.

3. У многозначных слов может быть _____________ и _______________ значение.

 

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай предложенные предложения.

3) Продолжи предложения.

 

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  на карточке.

Как осуществляется проверка: по эталону на слайде презентации.

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не верно продолжил предложения.

 

1 - Задание считается выполненным, если обучающийся верно продолжил предложения.

 

 

1. Продолжи предложения:

1.Слова, которые имеют два или несколько значений называются многозначными.

2. То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

3. У многозначных слов может быть прямое  и переносное значение.

 

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализация опорных знаний.

Определить умение распознать среди предложенных вариантов ответ на вопрос.

2. Выбери правильный ответ на вопрос. “Как устроено слово?”

1) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку, то есть его слышим и видим.

2) Слово – это несколько букв.

 

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай вопрос.

3) Вспомни как устроено слово.

4) Прочитай предложенные варианты ответа.

5) Найди подходящий вариант ответа.

6) Прочитай этот вариант ответа.

Форма организации: фронтальная.

Как представлено задания:  устно озвучивается учителем.

Как осуществляется проверка:  устно озвучивается учителем.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не выбрал  из предложенных вариантов ответа верный.

 

1 - Задание считается выполненным, если обучающийся выбрал  из предложенных вариантов ответа верный.

 

2. Выбери правильный ответ на вопрос. “Как устроено слово?”

 

1) Слово имеет значение, звуковую и буквенную оболочку, то есть его слышим и видим.

2) Слово – это несколько букв.

 

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализация опорных знаний.

 

Определить умение распознавать среди предложенных вариантов слова.

3. Прочитай. Докажи, в каком столбике записаны слова, а не набор случайных букв.

верямь время

влечное летнее

бажить бежит

 

Алгоритм:

1) Прочитай внимательно задание.

2) Прочитай предложенные варианты в столбиках.

3) Подумай какие предложенные варианты имеют значение, и являются словом.

4) Озвучь свой ответ.

5) Аргументируй и докажи, почему в выбранном столбике записаны слова.

 

Форма организации: фронтальная.

Как представлено задания:  озвучивается устно учителем.

Как осуществляется проверка: учитель озвучивает верный ответ.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся неверно определил столбик со словами и не смог доказать почему выбрал этот столбик.

1 - задание считается выполненным, если обучающийся верно определил столбик со словами и смог доказать почему выбрал этот столбик.

 

 

3. Прочитай. Докажи, в каком столбике записаны слова, а не набор случайных букв.

верямь время

влечное летнее

бажить бежит

Слова записаны во втором столбике, так как они имеют своё значение.

 

За выполненные задания

выставляются баллы.

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизведение

Определить умение находить среди предложенных вариантов верный, опираясь на лексическое значение слова.

1. Определи слово по его лексическому значению и обведи в кружок верный вариант ответа:

Хищный зверь с мехом рыжего цвета, часто встречается в сказках.

1)Белка

2)Куница

3)Лиса

4)Енот

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай лексическое значение слова.

3) Прочитай варианты ответов.

4) Подумай к какому варианту ответа подходит данное лексическое значение.

5) Обведи выбранный вариант ответа в кружок.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  на карточке.

Как осуществляется проверка: учитель озвучивает правильный ответ.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не определил слово по его лексическому значению и не обвед вариант ответа в кружок.

 

1 - задание считается выполненным, если обучающийся определил слово по его лексическому значению и не обвед вариант ответа в кружок.

 

 

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализация опорных знаний.

Определить умение находить среди предложенных вариантов ответа тот, что является общим и характеризует значение других.

2. Выбери и подчеркни тот вариант ответа, который характеризует остальные слова и является для них общим.

 

1)Диван

2)Кресло

3)Стол

4)Мебель

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай варианты ответов.

3) Подумай какой вариант ответа характеризует остальные слова и является для них общим.

4) Подчеркни выбранный вариант ответа.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  на карточке.

Как осуществляется проверка: по эталону на слайде.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не верно выбрал вариант ответа.

1 - задание считается выполненным, если обучающийся верно выбрал вариант ответа.

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализация опорных знаний.

Определить умения по лексическому значению определять слово.

3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»:

а)порядочный;

б)внимательный;

в) преданный.

 

Алгоритм:

1)Прочитай задание.

2) Прочитай предложенное лексическое значение.

3) Прочитай предложенные варианты ответа.

4) Подумай какой вариант ответа подходит словам.

5) Подчеркни этот вариант ответа.

 

 

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания: на карточке.

Как осуществляется проверка: по эталону на слайде.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не верно определил слово по лексическому значению. 

1 - задание считается выполненным, если обучающийся верно определил слово по лексическому значению. 

3. Какое слово имеет значение «честный, соответствующий правилам поведения»:

а)порядочный;

б)внимательный;

в) преданный.

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: актуализации знаний.

Понимание

Определить умения находить слово, зная лексическое значение.

 

 

1. Найди пару для лексического значения.

https://learningapps.org/display?v=pwpjaqb9a24

 

 

 

Алгоритм:

1) Вспомни правила работы с интерактивной панелью.

2) Открой ссылку.

3) Прочитай задание.

4) Прочитай лексическое значение.

5) Прочитай предложенные слова.

6) Выбери подходящие слова к лексическим значениям.

8) Проверь задание с помощью кнопки “Галочка”.

Форма организации: фронтальная.

Как представлено задания:  на интерактивной панели, платформа learning apps.

Как осуществляется проверка: проверка платформой learning apps.

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся неверно определил пары для лексического значения.

1 - задание считается выполненным, если обучающийся верно определил пары для лексического значения.

 

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: открытие нового знания.

Определить умение классифицировать слова на многозначные и однозначные.

 

 

 

2.Подчеркни синим карандашом однозначные слова, а красным карандашом многозначные слова:

Берёза, ручка, идёт, радуга, шубка, гребень, январь, лесник, кисть, пушистый, кнопка.

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Вспомни, какие слова называются многозначными.

3) Вспомни, какие слова называют однозначными.

4) Прочитай слова.

5) Найди однозначные слова, подчеркни их синим карандашом.

6) Найди многозначные слова, подчеркни их красным карандашом.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания: на карточке.

Как осуществляется проверка: по документ-камере.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не подчеркнул синим карандашом однозначные слова и красным карандашом многозначные слова.

1 -  Задание считается выполненным, если обучающийся  верно подчеркнул синим карандашом однозначные слова и красным карандашом многозначные слова.

 

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: открытие нового знания.

Определить умение доказывать значение слов. 

3. Рассмотри изображения, прочитай словосочетания.

Ответь на вопросы:

1) Чем похожи предметы, изображенные на рисунках?

2) Докажите, что слова иглы и шляпка это многозначные или однозначные слова?

3) Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

4) Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?

 

 

Алгоритм:

1) Послушай задание.

2) Рассмотри изображения на слайде.

3) Внимательно послушай вопросы.

4) Подумай и ответь на вопросы.

Форма организации: фронтальная.

Как представлено задания:  озвучивается учителем.

Как осуществляется проверка: обучающиеся отвечают на вопросы, учитель оценивает устный ответ.

 

Критерии оценивания:

 

0 - Задание считается невыполненным, если обучающийся не ответил на вопросы.

1 -  Задание считается выполненным, если обучающийся правильно ответит на все вопросы.

1) Предметы на рисунках похожи своим названием.

2) Слова иглы и шляпка -многозначные. Потому что эти слова имеют несколько лексических значений.

3) Словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья сосны, и колючки у ежа, так как они имеют похожую форму и колются.

4) Словом шляпка названы и головной убор, и

шляпка гриба, и верхняя часть гвоздя, так как они расположены вверху предмета, как шляпа на голове.

За выполненные задания выставляются баллы.

 

Урок:открытие нового знания.

Этап: открытие нового знания.

 

Полученные баллы за 3 уровня заданий суммируется и переводится в отметку.

«5» - 9 баллов.

«4» - 8-7 баллов.

«3» -  6-5 баллов.

«2» - менее 4 баллов.

 

 

Применение в знакомых условиях

Проверить умение распределять слова по группам, опираясь на лексическое значение слов.

1. Прочитай слова. Распредели слова в пять групп в зависимости от их лексического значения. Подбери название к каждой группе слов. Запиши группы слов в тетрадь.

Жук, бабочка, голубь, компьютер, заяц, ёрш, смартфон, карась, носорог, джойстик, скворец, дрозд, планшет, комар, медведь.

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай слова.

3) Распредели слова на пять групп.

4) Дай название группам.

5) Запиши полученные группы в тетрадь.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  на карточке.

Как осуществляется проверка: по эталону на слайде.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если не допущены ошибки в задании.

«4» - если допущена одна ошибка.

«3» - если допущено две-три ошибки.

«2» - если допущено более трех ошибок или задание не выполнено.

Насекомые: жук, бабочка, комар.

Птицы: голубь, скворец, дрозд.

Бытовая техника: компьютер, смартфон, джойстик, планшет.

Звери: заяц, носорог, медведь.

Рыбы: ёрш, карась,

Урок: открытие нового знания.

Этап: самостоятельная работа.

Проверить умение находить многозначные слова.

2. Прочитай. Найди в каждой группе предложений многозначные слова, подчеркни их.

 

1. Расцвёл синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.

 

2. Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котёнок.

 

3. На небе сияли крупные звезды. Ребята вырезали из бумаги серебряные звёзды.

 

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай предложения.

3) Найди в каждом предложении многозначные слова.

4) Подчеркни многозначные слова.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  на карточке.

Как осуществляется проверка: через документ-камеру.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если не допущено ошибок в выполнении задания.

«4» - если допущена одна ошибка в выполнении задания.

«3» - если допущено две ошибки в выполнении задания.

«2» - если допущено более двух ошибок или задание не выполнено.

Прочитай. Найди в каждой группе предложений многозначные слова, подчеркни их.

 

1. Расцвёл синий колокольчик. Звонко звенел колокольчик.

 

2. Пушистый снежок укрыл землю. На ковре спал пушистый котёнок.

 

3. На небе сияли крупные звезды. Ребята вырезали из бумаги серебряные звёзды.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: первичное закрепление.

Проверить умение определять по контексту предложения прямое и переносное значение слова.

3.Прочитай. Устно ответь на вопрос: В каких предложениях многозначные слова употреблены в прямом значении, а в каких в переносном значении?

Спиши те предложения, в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

1. Лошадь бежит рысью. Вода бежит ручьями.

2. У моего друга мягкий характер. На столе лежит мягкий хлеб. 3. Горят в печи дрова. С холоду щёки горят. 4. На стене висит ковёр. Красив белоснежный ковёр зимы!

 

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Прочитай вопрос.

3) Прочитай предложения.

4) Найди предложения в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.

5)  Найди предложения в которых многозначные слова употреблены в прямом значении.

6) Ответь на вопрос.

7) Спиши предложения, в которых употребляются многозначные слова с прямым значением.

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  озвучивается учителем.

Как осуществляется проверка: по эталону на слайде.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если не допущено ошибок в устном и письменном ответе.

«4» - если допущена 1 ошибка в устном и письменном ответе.

«3» - если допущено 2 ошибки в устном и письменном ответе.

«2» - если допущено более 3 ошибок в устном и письменном ответе или задание не выполненно.

Устный ответ на вопрос:

1. Лошадь бежит рысью. (прямое значение) Вода бежит ручьями. (переносное значение)

2. У моего друга мягкий характер. (переносное значение) На столе лежит мягкий хлеб. (прямое значение)

3. Горят в печи дрова. (прямое значение) С

холоду горят щеки. (переносное значение)

4. На стене висит ковёр. (прямое значение) Красив белоснежный ковёр зимы! (переносное значение)

Предложения, которые нужно записать в тетрадь.

Лошадь бежит рысью. На столе лежит мягкий хлеб. Горят в печи дрова. На стене висит ковёр.

Урок: открытие нового знания.

Этап: включение знаний в систему знаний.

Применение в новых условиях

Определить умение составлять предложения, используя слова в переносном значении.

 

1. Составь 10 предложений, используя слова в переносном значении.

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Вспомни что такое “Слова в переносном значении”.

3) Подумай какие предложения можно составить, используя слова в переносном значении.

4) Составь 10 предложения, используя слова в переносном значении.

5) Запиши составленные предложения.

6) Озвучь полученные предложения.

 

 

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания: озвучивается учителем.

Как осуществляется проверка: учащиеся читают полученные предложения.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если составлено 10-9 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.

«4» - если составлено 8-7 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.

«3» - если составлено 6-5 предложений, где грамотно используются слова в переносном значении.

«2» - если задание не выполнено, или составлено менее 4 предложений.

  1. У моей мамы золотое сердце. («золотое» в значении «доброе»).
  2. На улице пошёл дождь (дождь идти не может, у него нет ног).
  3. Моя душа пела (душа петь не может, переносное значение).
  4. Горят костры рябин («костры» в значении «грозди»).
  5. Он смотрел по сторонам колючими глазами («колючими» в значении «злыми»).
  6. По небосводу плыли белые облака (облака не могут плыть, это слово в переносном значении).
  7. Благодаря железному характеру они смогли выполнить задание («железный» в значении «человек стойкий, со стержнем, с силой воли»).
  8. Я обернулся и увидел его кислое лицо («кислое» в значении «грустное»).
  9. Вчера у нас произошла очень тёплая встреча с известным композитором («тёплая» в значении «позитивная, дружеская»).
  10. Он бросил в зал ледяной взгляд («ледяной» в значении «недоброжелательный, злой»).

Урок: открытие нового знания.

Этап: самостоятельная работа.

Определить умение составлять рассказы, используя однозначные слова.

2. Составь рассказ, используя однозначные слова.

 

Алгоритм:

1) Прочитай задание.

2) Вспомни что такое “Однозначные слова”.

3) Вспомни структуру составления рассказа.

4) Составь рассказ, используя однозначные слова.

5) Озвучь полученный рассказ.

 

Форма организации: индивидуальная.

Как представлено задания:  озвучивается учителем.

Как осуществляется проверка: учителем.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если обучающийся красочно составил и представил рассказ, грамотно используя однозначные слова.

«4» - если обучающийся составил и представил рассказ, но использовал малое количество однозначных слов.

«3» - если обучающийся составил рассказ, но не смог грамотно использовать однозначные слова.

«2» - если не выполнил задание.

 Однажды в тихом городке на окраине города произошло событие. В одном из маленьких домиков, окруженных садом, жил мальчик по имени Миша. Он был очень любопытным и любил приключения.

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: самостоятельная работа.

Определить умение решать кроссворд на тему “Многозначные слова”

 

 3. Впишите слова-отгадки и прочитайте ключевое слово, обозначающее название слов с несколькими лексическими значениями.

 

1. Меня бьют,

Колотят, режут –

Я все терплю,

Всем добром плачу.

 

2. Между двух светил

Я в середине один.

 

3. Надену – ободом сведет,

Сниму – змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.

 

4. Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

 

5. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет!

6. Рассыпалось к ночи

Золотое зерно,

Глянули поутру –

Нет ничего.

 

7. По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет.

 

8. Я с собой ее ношу,

Все, что нужно, напишу.

Замечательная штучка –

Самопишущая...

 

9. Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет.

 

10. Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

 

11. Всегда во рту,

А не проглотишь.

 

12. То блин, то полблина,

То та, то эта сторона.

 

 

 

 

 

Алгоритм:

1) Вспомните правила работы в паре.

2) Прочитайте задание.

3) Прочитайте вопрос.

4) Запишите ответ в кроссворд.

5) Выделите ключевое слово кроссворда.

 

Форма организации: парная.

Как представлено задания: на карточке.

Как осуществляется проверка: по документ-камере.

 

Критерии оценивания:

 

«5» - если не допущено ошибок в кроссворде.

«4» - если допущено 2-3 ошибки в кроссворде.

«3» - если допущено 4-6 ошибок в кроссворде.

«2» - если задание не выполнено, или допущено более 7 ошибок в

кроссворде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок: открытие нового знания.

Этап: рефлексии (подведение итогов по содержанию урока)

 

 

 

 

 

 

 

Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!