Сказкотерапия как метод работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста.
Подготовила :
воспитатель Албу О.Ю.
С давних времён сказка является важным воспитательным и развивающим средством в народной педагогике. Этот литературный жанр расширяет кругозор ребёнка, формирует воображение, заставляет мыслить, оценивать, даёт определенные жизненные навыки.
Эта особенность сказки как жанра устного народного творчества породила новое течение в психотерапии – сказкотерапия.
В настоящее время сказкотерапия является одним из самых излюбленных и действенных методов работы детских психологов и педагогов. При помощи различных сказок можно с лёгкостью воздействовать на психику ребёнка, помогая ему избавиться от многочисленных негативных эмоциональных проявлений.
Сказкотерапия для дошкольников может применяться при наличии следующих психологических или неврологических проблемах : боязнь высоты, темноты, врачей и др. ; гиперактивность или чрезмерная стеснительность; тяжелая адаптация ребёнка в новых условиях; агрессивность, неадекватное поведение; конфликтные ситуации в семье.
Актуальность использования
Заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
- обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
- присутствует образность и
метафоричность языка;
- психологическая защищённость
(хороший конец);
- имеется наличие тайны и волшебства
Задачи сказкотерапии
- Развитие слухового и зрительного внимания
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти
- Развитие аналитических способностей
(умения сравнивать, обобщать, находить
причинно-следственные связи)
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться
с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими,
совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к
размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя
«перегружать» детей психотерапевтическими
сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4.В конце занятия –ритуал
«выхода из сказки».
1 этап работы :Ритуал вхождения в сказку
Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек»,
Стих-е «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.
2 этап работы: Чтение сказки
Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы.
2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
Вопросы по анализу сказки:
Почему боялся мышонок?
Помог ли ему справиться со страхом зайчик?
Почему не помог?
Как справились со страхом звери?
3 этап работы: Обсуждение сказки
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
4-ий этап работы: Ритуал выхода из сказки
1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки.
Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
Функции сказок:
- диагностическая ( выявление существующей проблемы ребенка)
- прогностическая (выявление ранних детских переживаний)
- терапевтическая (коррекционная) ( ребенку предлагается положительный пример поведения)
Виды сказок:
По задаче:
- Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции.
- Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие.
- Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника
- Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка)
- Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
- Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Виды сказок:
По содержанию:
- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
- сказки о животных ( Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них
- бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
- волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Формы работы в сказкотерапии:
Рассказывание сказок
Сочинение сказок
Постановка (разыгрывание) сказки
Сказочное рисование
Медитации на сказку
Условия пространства и времени
- В младшей и средней группах - 15-20 минут
- В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
- Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
ВЫВОД: «СКАЗКОТЕРАПИЯ в ДОУ»
- Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
- способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
- Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
Работа со сказкой направлена непосредственно
на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Счастливого сказочного путешествия!