СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Классный час для школьников-подростков по развитию позитивного самоотношения
(сказка «Пропало имя»)
Цель воспитательного мероприятия состоит в том, чтобы помочь подросткам осознать ценность и уникальность собственной личности, способствовать развитию положительного отношения к себе, построению целостного образа «Я». Очень актуальным будет проведение такого классного часа среди подростков, которые склонны заменять имена прозвищами.
Для работы потребуются листы белой бумаги формата А 3, краски и кисточки для каждого участника.
Сказка «Пропало имя
В одной сказочной стране жили-были девчонки и мальчишки, а также их родители. Естественно у каждого из них были имена. Хорошие имена, просто можно сказать замечательные, не в каждой стране такие встречаются: Света, Коля, Наташа, Игорь и много других замечательных имен.
В этой сказочной стране, да впрочем, как и в любой другой, дети иногда капризничали и вредничали. Вот и девочке Наташе захотелось как-то повредничать.
Девочка, как тебя зовут? - спросила ее новая соседка.
Никак.
Так не бывает, наверняка, у тебя есть красивое имя.
Нет у меня никакого имени, меня никак не зовут.
Ну что ж,- улыбнулась женщина,- буду звать тебя Никак.
И с тех пор пошло, поехало.
Никак, иди играть!
Никак, иди кушать!
Никак, иди к доске!
Ребятишек эго развеселило. Они решили, что это здорово и захотели, чтобы их всех тоже звали Никак.
Что тут началось! Такая неразбериха, такая путаница! Никто не поймет, кого зовут. Учительница скажет: «Никак, к доске!», и весь класс у доски топчется. Почтальон кричит; «Никак, тебе письмо!» Ребятишки к нему со всей улицы сбегаются. Можете себе представить, что творилось! Ну просто жить стало невозможно. Загрустили ребята, притихли. Стали вспоминать, как их раньше мамы ласково называли, а вспомнить не могут. А Никак разве можно ласково назвать?... Что ли Никакуля, Никакушка? Смех, да и только.
Захотелось ребятишкам по-прежнему называться, да не гут то было. Оказывается имена: Наташа, Настя, Света, Коля и все остальные обиделись на ребятишек и сбежали в лес. А там они приклеились к деревьям, птицам, животным. А те и не возражали. Ну были просто березы, клены, белки. А теперь появились береза Наташа, клен Коля, белка Света и другие. Вроде как береза, клен, белка фамилии, а есть еще имена. Очень чудненько получилось. И имена довольны, и жители леса. Одни ребятишки горюют, думают, как им имена вернуть. Спасибо добрым волшебникам, подсказали, как имена вернуть. Берегут теперь девчонки и мальчишки свои имена пуще глаза, дорожат именами своими и другим того же советуют.
Вопросы для обсуждения
Почему имена обиделись на ребят?
Зачем человеку дается имя?
Что может произойти, если человеку дать прозвище и не называть его по имени?
Как ласково называет вас мама?
Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно нравится?
Психотерапевтическое задание
А теперь, чтобы наше имя на нас не обижалось и никуда не сбежало, как в сказке, сделаем одно интересное и полезное дело.
Напишите в воздухе свое имя мелким каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а затем двумя руками одновременно.
Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа налево, печатными и прописными буквами разного размера. Посмотрите, как изменился образ имени, какие чувства это вызывает?
Возьмите в руку воображаемую широкую кисть, представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?). Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от пола до потолка.
Закройте глаза и представьте наиболее приятный из возникавших образов вашего имени, сделайте еще один воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки. Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас этим именем.
Изобразите свое имя на листе бумаги.
Литература:
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 3-е изд.; перераб. И доп.- М.: Планета, 2018. – 272с.-(Классное руководство)
Педагог – психолог Е.В. Куликова