СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия как метод формирования альтернативной коммуникации у детей овз и тмнр

Нажмите, чтобы узнать подробности

оДНИМ ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДАВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ И ТМНР ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ.,

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия как метод формирования альтернативной коммуникации у детей овз и тмнр»

Доклад на методическом объединении

Тема; «Сказкотерапия как метод формирования альтернативной коммуникации у детей с ОВЗ и ТМНР»


Составила и провела педагог-психолог: Рудниченко Е.Н.


«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

 и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической, коррекционной помощи, оказываемой детям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь, с целью оптимизации их коммуникативных возможностей. В качестве общепринятого международного обозначения дополнительной коммуникации используется аббревиатура ААС (Augmentative and Alternative Communication)- альтернативная аугментативная (поддерживающая) коммуникация.

Сегодня относится к дополнительной коммуникации не только как к возможности удовлетворить потребность ребенка с особыми потребностями в общении, а и как к инструменту, запускающему и стимулирующему весь процесс его развития, его социализацию и интеграцию в общество, а также процессы его сопровождения, реабилитации.

Поддерживающая коммуникация востребована лицами с недостаточно сформированной устной речью, которые нуждаются в соответствующей дополнительной поддержке, сопровождении собственной речи. Она представлена системой методов, с одной стороны, призванных помочь детям с временным запаздыванием речевого развития пережить долгий период отсутствия речи, способствуя овладению ею.

Альтернативная коммуникация облегчает понимание вербальных сообщений лиц с тяжелыми речевыми нарушениями и обеспечивает им более эффективное взаимодействие с окружающими в дополнение к их устной речи. Использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ (упрощенная картинка). Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога. Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. При помощи символов могут общаться те, кто не может жестикулировать в силу разных причин (например, дети с ДЦП).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребёнка, а так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором формирования личности ребенка. В различных видах деятельности дети осваивают коммуникативные умения, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры. Все это способствует накоплению морального опыта. Однако всё чаще у детей с ОВЗ и ТМНР наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. В процессе формирования коммуникативных навыков рекомендуется применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии.

Одним из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, и средств развития доброжелательных отношений у детей ОВЗ является сказкотерапия.

Одним из способов решения данной проблемы считается использование возможностей технологии сказкотерапии. Метод сказкотерапии, который был обоснован М. Эриксоном,  возник на рубеже 60–70-х годов XX столетия. В нашей стране метод сказкотерапии начал использоваться с начала девяностых годов такими исследователями как И.В. Вачков, Д.Ю. Соколов, С.К. Нартова-Бочавер. На сегодняшний день большой вклад в изучение сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги Е. Лисина, М. Осорина, Е. Петрова, И. Вачков, Г. Азовцев, А.И. Константинова, Т.Д. Зинкевич - Евстегнеева, Т.М. Грабенко, А. Гнездилов, Д. Соколов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают различные варианты работы.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания  и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. 

«В некотором царстве, в некотором государстве город есть славный. Много жителей в том граде и больших и малых. Детки малые любят терем расписной посещать под названием «Сказка». Сказки передавались и передаются из поколения в поколение, на протяжении многих веков. Ведь именно сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Активное использование сказкотерапевтических приемов помогают, устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с детьми нарушениями в развитии речи. Порою загадочный мир детской души, так многолик и разнообразен, что познать его взрослому человеку бывает очень нелегко.

Сказкотерапия выполняет роль проводника между взрослым и ребенком, раскрывающим грани волшебного мира детства. Так что же такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Слушая сказки, ребенок накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае необходимости. И ребенок и взрослый способны благодаря сказке не только менять реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей. Сказкотерапия - это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в эмоциональной, поведенческой или физической сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

Сказкой можно передать ребенку, новые способы и алгоритмы выхода из любой проблемной ситуации. Применение сказки в процессе воспитания детей необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию

В работе сказка удобна тем, что она может помочь решить следующие задачи в социально-психологической и педагогической деятельности:

1. Установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи включённым в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность. Сказочный сюжет может составлять основу увлекательного занятия (в которое включены упражнения на мелкую моторику, внимание, память, восприятие и т. д., и как материал для преобразования, экспериментирования со словами, ситуациями.

2. Ребенок идентифицируется с героями литературного произведения, сопереживает их приключениям. В сказке ребёнок получает возможность проиграть чувства: страх, стыд, обиду и т. д.

3.Сказки разговаривают с ребёнком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления. Они предлагают в образной форме обучающие ситуации, т. е. позволяют ребёнку «видеть» новые ролевые позиции, новые способы действия.

На основе различных видов сказок, встречающихся в сказкотерапии, используют разные формы подачи материала: анализ, рассказывание, сочинение сказок, элементы куклотерапии, арттерапии и др. Делается это с учетом особенностей характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья и ТМР.

Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

Сказка так же многогранна, как и жизнь. На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения альтернативной коммуникации , и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми, и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку –прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Занятия с элементами сказкотерапии в организации коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия педагога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет возможности более успешного овладения им социальным опытом.

Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов; цельности восприятия, и мышления, двигательной активности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

Сказки и рассказы подбираются так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом: поведение различных животных и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т.к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!». На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т.к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в свои силы.

Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка.

Коррекционная работа с применением сказкотерапии формирует необходимые условия для коррекции речи, сохранения и укрепления психологического и физического здоровья, развития коммуникативных навыков, необходимых для успешного обучения.

Восприятие сказки - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через сказкотерапию можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать.

Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность.

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.

Существуют следующие возможные формы работы со сказкой на занятии:

  • Рассказывание сказок.

Можно рассказывать сказку ребенку от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы дети могли правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки «Колобок» и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки.

  • Анализ сказок.

Цель - интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией. С помощью педагога дети делают поучительный вывод из сказки.

  • Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

При постановке сказки с помощью кукол дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет об их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий.

Виды сказок использующихся в сказкотерапии:

  • Дидактическая сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ, мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

  • Психологическая сказка - предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное развитие ребенка.

  • Художественная сказка - знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

  • Диагностическая сказка - помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

  • Медитативная сказка - это особый вид сказки, которая представляет собой общение с бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его воображении.

Методы:

  • Психогимнастика:

Использование данного метода позволяет решать две основные задачи: побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний; произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Метод «А что потом»;

Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

Метод «Моделирование»;

Метод «Сказка про самого себя»;

Метод «Сказки по-новому»;

  • Релаксация

Упражнения на релаксацию помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией.

Пример: Мы находимся в сказочном лесу. Здесь все меняется быстро, как в сказке: идет дождь, и земля стала мокрая, мы идем по мокрой земле. А вот и солнышко выглянуло, земля высохла, и мы идем по песку, затем по камушкам. Или: мы пришли к сказочному озеру. Всем хочется искупаться. Вода в озере теплая, приятная, мы отплываем от берега, и вода становится холоднее. А также превращения в траву, деревья, камни и др.

  • Здоровьесберегающие технологии

Разучивание физкультминуток: «Буратино потянулся»,

«Иван – Царевич», «Шёл король по лесу», «Заячья зарядка».

Имитация упражнения: «Изобрази героя сказки»…

Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока»…

Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит».

Необходимо учитывать следующие правила организации сказкотерапевтической работы с детьми с ОВЗ, ТМНР.

  • Учет возраста детей. Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы понять содержание и осмыслить его. Дозировка представляемой информации. Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, представленной ниже. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

  • Терапевтическая направленность. После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

  • Отсутствие нравоучений. Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

  • Подведение итога. После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей

Структура занятий по сказкотерапии:

  • Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы — прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

  • Знакомство со сказкой. Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

  • Обсуждение. Педагог задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить ребенка. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом. Сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого  к сложному»;

  • Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.

  • Ритуал «выхода» из сказки. Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в реальность.

  • Подведение итогов.

Таким образом, имея скелет занятия и необходимый для него материал, педагог с легкостью сможет расположить ребенка к себе и настроить его на продуктивную работу.

Игра- сказка «Кукла-мирилка»,

С помощью которого ребенок учится выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети учатся общению, не всегда гладко и мирно. Важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Кукла – мирилка в виде солнышка. При нажатии на нее, она говорит фразу «Я тебя люблю!»  

В случае непредвиденного утомления ребенка занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз.

Сказкотерапия – процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение к своему «Я».





Сказкотерапия «Царевна –Несмеяна»


«В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были Король и Королева. И была у них дочь принцесса, она была очень веселая, и это не нравилось злой волшебнице. Она её заколдовала, и девочка превратилась в Царевну-Несмеяну. Она постоянно плакала и говорила «Нет, я не хочу!».. И как бы не старались Король с Королевой и их подданные сделать что-нибудь, чтобы рассмешить Принцессу– ничего у них не получалось. «Плохо мне, плохо». « Нет, не хочу, не буду»,- говорила Царевна-Несмеяна и день и ночь.

И тогда король издал указ «Кто развеселит царевну, отдаст полцарства». Многие люди пытались ее рассмешить, подружки предлагали поиграть с кубиками и построить большой дом, но она отвечала «Нет, не буду» Не хочу! Предлагали почитать веселую книгу или посмотреть мультфильм, но Царевна- Несмеяна отвечала всем: «Нет» Не хочу» (качая головой и рукой из стороны в сторону и показ ребенку жестов головой и рукой, просьба повторить, педагог помогает ребенку показать жесты. Повторять)

И даже когда знакомая ведунья попыталась ей показать на красивый цветок у нее на окне,  гневно Царевна-Несмеяна з закричала: «Нет. Не хочу!»! ( Показать жесты)

…..(Далее можно придумать концовку сказки вместе, или когда ребенок повторяет жесты продолжить сказку)

«Из заморских стран приехал принц, он очень хотел рассмешить « Царевну–Несмеяну и предложил поиграть в сказочную музыкальную игрушку, (или другую деятельность, которую ребенок очень любит заниматься).

Царевне так понравилось играть , что она засмеялась и злые чары злой волшебнице исчезли . Принцесса опять стала веселая и добрая и принц стал её лучшим другом.»

Таким образом, сказки влияют как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.

Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируются слуховые и зрительные анализаторы, развивается речь,

В заключении необходимо подчеркнуть, что данный метод помогает развитию речи, побороть фобии, привить элементарные бытовые навыки и любовь к окружающей среде, развить фантазию и словарный запас, раскрыть индивидуальность, поднять самооценку, отделить добро от зла, научить преодолевать жизненные трудности.


Список литературы:

1.Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

2.Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

5. Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 62–68.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!