СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия -как метод психологической помощи детям

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия -как метод психологической помощи детям»

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»












Доклад на тему

«Сказкотерапия - как метод психологической помощи детям в условиях санатория»







Выполнила:

Педагог - психолог Тропина Н.И.



















Март 2021г.


Сказкотерапия,

как метод психологической помощи детям в условиях санатория.


Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  В своей работе, сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.


Для меня, Сказкотерапия — это метод психологического воздействия на личность ребенка через сказку. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальностью. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребенка.

Есть люди, у которых термин «сказкотерапия» вызывает улыбку, и отношение как несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяет свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии.

У ребенка  до 10-12 лет преобладает правополушарный тип мышления. И вся важная информация для развития и социализации принимается через яркие образы. Образы связаны с подсознанием, бессознательным, и через сказки формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира, отношений людей и пр.


Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи сказкотерапии, довольно широк, вот лишь некоторые из них:

различного рода страхи, фобии;

психосоматические расстройства;

гиперактивность, тревожность;

поведенческие расстройства;

заикание;

проблемы с самооценкой;

невротические расстройства (энурез, энкопрез, расстройства сна, аппетита, речи);

агрессивное поведение, раздражительность;

детские капризы;

депрессия;

проблемы с социализацией, общением, адаптацией в новом коллективе;

детская ревность;

переживание потери (близких людей или домашних животных);

проблемы ребёнка, страдающего от негативного психологического климата в семье.


В зависимости от ситуации может использовать в работе известную народную, авторскую сказку, или сочинить её вместе с ребёнком, или предложить придумать сказку самостоятельно.



Основные функции сказок:

-передача ребёнку определённых знаний, умений, и навыков (для этого существуют так называемые дидактические сказки. В конце такой сказки дается задание для проверки и повторения полученной информации);

- влияние на становление и развитие личности, формирование и укрепление её качеств;

- коррекция имеющейся психологической проблемы (задача психолога показать сначала неэффективный путь выхода из сложной ситуации, а затем уже указать на существующие альтернативные способы).

- воздействие на психику ребенка, оказание поддержки в сложной психологической ситуации, укрепление веры в себя (для этих целей применяются былины, притчи или сказания, исполненные мудростью поколений в вопросах взаимоотношений между людьми и человека с миром);

- снятие напряжения (достигается при помощи медитативных сказок. Такие сказки воздействуют непосредственно на бессознательное).

После прочтения сказки очень важную роль играет обсуждение услышанного, необходимо, чтобы первым высказался ребенок.


Методы сказкотерапии:

  1. Рассказывание и сочинительство сказки. Ребенку предлагается рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Психолог слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы ребенка, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.

  2. Рисование сказки. Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. При рисовании ребенком совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения.

  3. Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью взрослого может заметить проблемы и найти способы их разрешения.

  4. Диагностика. В процессе, рассказывания сказки, непринуждённой беседы с ребёнком, игр выявляются и уточняются имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка. Психолог анализирует результат, выявляя, что пугает ребенка, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.


Виды психотерапевтических сказок:

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок:

- художественных,

- дидактических,

- психокоррекционных,

- психотерапевтических

- медитативных.

Для каждой ситуации  подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки. И еще один секрет метода состоит в том, что после изменений на образном, бессознательном уровне последующие изменения происходят естественно и легко.

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, взрослый может сам написать подходящую для конкретного ребёнка, или группы сказку или предложить сочинить её вместе. Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму.

В начале происходит знакомство с главным героем (лучше использовать образы животных).

Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы детей.

Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути.

Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Детям интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него психолог. Кроме того, сочиняя сказку вместе с детьми, психолог может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и коллективно выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации

Обсуждение поведение и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.


Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Событие сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом.



Сказкотерапия – один из безболезненных способов в психотерапии и в моей работе проходит красной нитью через все виды деятельности.

Дети любят сказку. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя проще придумать выход из сложной ситуации - ведь в сказках можно все. А потом и применить его для себя. Поэтому метод сказкотерапии я широко использую в индивидуальной работе и консультациях.

Занятия в сенсорной комнате вообще разработаны на «Погружении детей в сказку». Все занятия строятся на сказочной основе мультимидивной среды.


Но ярким примером, использования сказкотерапии в сенсорной комнате, является Метод «Песочная терапия». Песочная терапия позволяет эффективно решать проблемы- как психологического развития личности ребенка, так и коррекции его отдельных поведенческих реакций.

Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным.

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Решаются задачи самоосознания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др. 


Сказкотерапия эффективно используется мной и при проведении групповых психологических часов. С помощью умело подобранных сказок можно ненавязчиво подвести детей к самостоятельному решению многих межличностных проблем.

Мной широко используются психотерапевтические сказки - «Колючка», «Котенок», «Золотая рыбка» и тд.

Работая на группе воспитателем, я часто использую уже знакомые детям сказки: «Гадкий утенок», «Серая шейка», «Гуси –лебеди», «Золушка» и тд. Дети не только любят слушать сказки, но и активно обсуждают героев, сюжет и мораль сказки.

Очень интересно применять такой прием как - Рассказывание сказокПрием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. Детям предлагается - «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел колобок». Такой прием не только сближает участников группы, но и способствует самореализации детей в группе.


Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии  можно максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.










Список используемой литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. Речь, 2000. 310 с.

  2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте; М.: Просвещение, 1983. 96с.

  3. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. М.: СПб, Речь, 2004. 224 с.

  4. Шорохова О. А. Играем в сказку. МТЦ Сфера, 2006. 208 с.

  5. Вачков И. В. Интегративная сказкотерапия как метод реализации субъективного подхода в работе школьного психолога [Электронный ресурс] // Вестник 2010-. №2 (12) Российский общеобразовательный портал (Дошкольное образование). http://www.school.edu.ru/(дата обращение 5.10.2014).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!