Тема итоговой работы: «Сказкотерапия как современный урок английского языка в начальной
школе (в свете требований ФГОС НОО)»
Одной из основных задач учителя английского языка является развитие и сохранение у обучающихся интереса к предмету, формирование стойкой положительной мотивации учащихся к изучению английского языка. Существует, конечно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание и помогающих в усвоении пройденного материала, а значит, и развитие интереса учеников к английскому языку.
Работа со сказкой, одна из таких форм работы по закреплению лексического и грамматического материалов в начальной школе на уроках английского языка. Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего сказка – это кладезь мудрости и опыта наших предков. Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для нашей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом;
Главным элементом данной разработки выступает работа со сказкой «Wooden House» или «Теремок», которая включает составление адаптированного сценария, игровых упражнений, репетицию отдельных сцен, подбор костюмов и изготовление декораций.
Языковой материал в представленной сказке соответствует начальному этапу обучения иностранному языку (3-4классы) и включает лексику по темам «Animals», «Глаголы движения», «Счёт до 10». Грамматические темы здесь представлены следующие: модальные глаголы «Can, May», глагол «Have» в отрицательной форме, образование специальных вопросов. Сценарий сказки разбит на отдельные небольшие акты, что позволяет отрабатывать лексико-грамматический материал в процессе игровых упражнений в специальных учебных ситуациях: «Знакомство, представление», «Выполнение команд», декламацию стихотворений, загадок, песенок на английском языке. А также, учитывая законы драматического жанра, соблюдается следующая структура сценария: завязка сюжета, основная часть, кульминация и концовка.
Целью данной работы является систематизация этапов работы со сказкой на уроке английского языка в начальной школе для закрепления пройденного лексического и грамматического материалов, для стимулирования активности и внимания учеников, для повышения их мотивации и интереса к изучению английского языка, как на уроках, так и в процессе обучения языку в целом.
Цель данной работы видится в формировании элементарной коммуникативной компетенции младших школьников в рамках ФГОС на элементарном уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении.
Задачи можно сформулировать так:
-сформировать умения общаться на иностранном языке, на доступном уровне.
-приобщить детей к новому социальному опыту, знакомство с миром зарубежных сверстников, зарубежным фольклором, доступными образцами художественной литературы.
-развить речевые, интеллектуальные, познавательные особенности и обще учебные умения.
-развитие мотиваций к дальнейшему овладению иностранным языком
-воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
Секрет сказок заключается в том что, бессознательно идентифицируя себя с героем, ребёнок учится прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. На сказках апробируются приёмы, позволяющие смягчит поведенческий негативизм ученика. Сказка дает возможность понять законы окружающего мира, в котором он родился и живёт.
Всякая сказка тесно связана с историей, культурой, традициями и литературой народа, говорящего на данном языке.
Функции сказок:
Социализация – приобщение поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
Креативная– способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мышление.
Культурно-этническая - способность отражать в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику.
Лексико-образная– способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью.
Экспрессивная – способность формировать вербально-образный каркас языка личности.
Коммуникативная – способность активизировать и развивать слухоречевую память ученика, его способность к общению, к пониманию, к диалогу.
На своих уроках в начальной школе, когда мы проходим тему «Animals», я работаю со сказкой «Wooden House» или «Теремок».
В данной работе представлена эта сказка на английском языке и последовательность работы с нею.
Учитель: Good afternoon, my dear friends! Добрый день, дорогие друзья!
Чудный день и так светло,
Друг другу скажем мы «Hello!»
Сегодня сказку – «Теремок» на английском мы посмотрим,
И что-то новое для себя запомним!
Возле леса – Wooden House,
Мимо шла малышка Mouse.
(Выбегает Мышка - Mouse. Замечает теремок, подходит к нему)
1Mouse: What a nice house! Tock! Tock! Tock! Who lives in the house? Nobody. I can live in the house.
(Выпрыгивает Лягушонок- Frog. Подходит к теремку)
2Frog: What a nice house! Tock! Tock! Tock! Who lives in the house?
(Мышка, выглядывая из теремка)
3Mouse: I am a Mouse. I live in the house. Who are you and what can you do?
4Frog: I am a Frog. I can swim and jump. (На словах swim – «плавает», jump-«прыгает»)
5Mouse: Very good. Come in. (Лягушонок заходит в теремок)
(Выпрыгивает зайчик-Hare. Подходит к теремку)
6Hare: What a nice house! Tock! Tock! Tock! Who lives in the house?
7Mouse: I am a Mouse.
8Frog: I am a Frog.
9Mouse: Who are you and what can you do?
10Hare: I am a Hare. I have a big family.
I have a mother
I have a father
I have a sister
I have a brother.
Это – family – семья,
Мама, папа, брат, сестра и я!
11Mouse: Very good. Come in.
(Выбегает Петушок-Cock. Подходит к теремку)
12Cock: What a nice house! Tock! Tock! Tock! Who lives in the house?
13Mouse: I am a Mouse.
14Frog: I am a Frog.
15Hare: I am a Hare.
16Mouse: Who are you and what can you do?
17Cock: I am a Cock. I like a clock: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.(Достает большие часы и считает время на них)
18Mouse: Very good. Come in.
Учитель:
Как проснутся все вокруг,
Cock – спортсмен уж тут как тут!
Всех зовет он на зарядку,
Звери вышли на полянку.
(Под музыку дети делают зарядку и поют)
Head and shoulders,
Knees and toes, knees and toes.
Eyes and ears and mouth and nose,
Head and shoulders,
Knees and toes, knees and toes.
(Выходит медведь – Bear, собирает грибы и цветы)
19Bear: What a nice house! Tock! Tock! Tock! Who lives in the house?
20Mouse: I am a Mouse.
21Frog: I am a Frog.
22Hare: I am a Hare.
23Cock: I am a Cock.
24Mouse: Who are you and what can you do?
25Bear: I am a Bear. Look at my flowers – they have many colours: red, yellow, white, blue, orange, pink. (Дарит цветы своим новым друзьям).
26Mouse: Very good. Come in.
Учитель:
Дружно Friends- друзья живут,
И друг друга берегут!
Каждый день встречают вместе,
Исполняя эту песню!
(Звери выходят на полянку и под музыку танцуют)
Clap, clap, clap your hands, (хлопают)
Clap, clap, clap your hands together!
Stamp, stamp, stamp your feet, (топают)
Stamp your feet together!
Touch, touch, touch your ears, (держатся руками за уши)
Touch your ears together!
Touch, touch, touch your cheeks, (держатся руками за щеки)
Touch your cheeks together!
Shake, shake, shake your hands, (встряхивают руками)
Shake your hands together!
Smile, smile, smile at your friend, (улыбаются друг другу)
Let us smile together!
(Актеры покидают сцену, прощаясь со зрителями)
Этапы работы
1. Презентация лексики
Освоение лексики, встречающей в данной сказке, происходит в процессе представления героев и разыгрывания персонажами содержания сказки. Учитель поочередно показывает учащимся картинки, изображающие основные персонажи сказки, иллюстрируются и называются по-английски все незнакомые слова. Вводит прилагательные и речевые выражения. Предъявление глаголов сопровождается мимикой, жестами, если же это не помогает понять смысл слов, то тогда используется перевод на русский язык.
2. Аудирование
Каждую часть обучающиеся прослушивают с сопровождением иллюстраций сюжета.
3. Беседа - обсуждение
В процессе беседы с помощью иллюстраций происходит проверка понимания каждого этапа сказки. В обсуждении, также, затрагиваются следующие вопросы: В какой стране происходит действие? Чем английская сказка отличается от русской сказки? Чем (не)понравилась сказка? Что больше всего запомнилось?
4.В качестве домашнего задания предлагается зарисовка наиболее интересных эпизодов сказки.
Заключение
Используя этот вид работы на своих уроках, я заметила, что атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это даёт возможность младшим школьникам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Детям легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Таким образом, я делаю вывод, что предварительная работа над сказкой и её инсценировка является одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком. Она активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс интересным. Это очень мощный стимул к овладению английским языком на начальном этапе обучения.