Сказкотерапия, как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся"
Константин Дмитриевич Ушинский называл сказки «первыми блестящими попытками русской педагогики», но как метод воспитания сказкотерапия получила популярность в последнее десятилетие.
Секрет сказкотерапии очень прост: сказки любят и взрослые, и дети, Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. Это не обо мне, и это очень даже обо мне, и о вас, и о них, наших детях. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения — ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.
Существует много способов работы со сказкой и сказочным сюжетом. Сказки можно сочинять, рисовать, проигрывать, дописывать.
Сказка создает пространство для воспитания таких качеств, как милосердие, толерантность, щедрость, бережное отношение к природе, учат проявлять заботу. На занятия по сказкотерапии к нам присоединялись дети с ОВЗ, обучающиеся на дому. Сказочные Игровые упражнения позволяли им легко и экологично вписываться в группу детей.
Сказкотерапия –помогает ребенку (или взрослому) сконцентрироваться на своей проблеме. При умелом применении сказкотерапия способна дать психологу ясные маршруты в коррекции поведения, формировании коммуникативной компетентности учащихся.
В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни человека. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая психокоррекция проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.
Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Ребенок или взрослый встречается в сказочном рассказе с лучшей версией самого себя, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления ребенка. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.
Сказки делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:
При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.
При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.
При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».
При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.
Существует пять основных видов сказок:
Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с агрессивными взрослыми и гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры).
Сказки можно применять:
в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии детей, их поведенческие особенности, способности и мироощущение;
в психокоррекции, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
в прогностике, задачей которой будет помочь человеку осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.
Практическая часть:
Сегодня вы познакомитесь со сказкой «Часы».
Ведущий психолог предлагает участникам занятия представить себе любые часы: форму, цвет, размер, и выбрать, какой деталью в этих часах они хотели бы быть.
В одних часах было много разных деталей, похожих на те, которые
назвали вы, и первое время детали почти не обращали внимания друг на друга, но затем... Итак, послушаем, что же с ними произошло.
На прилавке магазина лежали часы: маленькие и большие, легкие и тяжелые.
Среди них выделялись одни очень изящные часики. Яркий циферблат, блестящие стрелочки и сияющий корпус привлекали внимание многих покупателей.
— Сейчас нас купят, — гордо говорил Циферблат, увидев, как внимательно смотрит на них очередной покупатель. — И все потому, что я своим ярким цветом затмеваю всех конкурентов.
— И вовсе не поэтому, — возражали ему Стрелочки. — При чем тут ваш цвет, если из-за нашего блеска его все равно не видно? Это мы своей красотой и изяществом так привлекаем покупателей.
— Ну и фантазерки! — смеялся Корпус. — Где это вы у себя нашли изящество? Вот я — другое дело: само совершенство. Только посмотрите на меня!
И он подвигался ближе к самой яркой лампочке.
Упражнение «Моя ценность»
Ведущий предлагает участникам вспомнить свою деталь в часах и рассказать, почему они выбрали именно ее, что в ней есть важного, ценного и значимого.
Участники по очереди, начиная с ведущего, идентифицируются с выбранной ими деталью и рассказывают о ее предназначении и важности места, занимаемого в часах.
Например: «Я часовая стрелка. Без меня невозможно узнать, который сейчас час. Я точна, несгибаема и надежна», и т. д.
Продолжение сказки
Ведущий:
Итак, в часах было очень много важных деталей, но покупатели смотрели куда-то вверх, с сожалением вздыхали и разочарованно уходили.
— Как жаль, — говорили они, — такие красивые часы, и такая неприятность.
— Что происходит? — встревожился Циферблат, после того как очередной покупатель не захотел их купить.
— Не знаем, — сказали Стрелочки и тоже посмотрели вверх.
Над прилавком висели Большие часы.
— Уважаемые, что вы такое делаете, что все отказываются нас покупать? — недовольно спросили у них Стрелочки.
— Мы показываем точное время, — ответили Большие часы. — А ваше с ним, к сожалению, не совпадает. Вы так заняты своими спорами, что постоянно отстаете.
— Мы отстаем? — удивились Стрелочки. — Да мы сейчас обгоним всех!
И они начали крутиться так быстро, словно стремились обогнать само время.
— Торопитесь, торопитесь, спешите, — подбадривал их Циферблат. — Покажем всем, чего мы стоим.
— И нас сразу купят, — поддерживал Корпус и подвигался еще ближе к яркой лампочке.
В часах быстро крутились и вертелись все детали, как вдруг Корпус вскрикнул:
— Ой, у меня что-то кольнуло в боку!
— Ой! — воскликнули вслед за ним Стрелочки и безвольно повисли на винтике, вокруг которого крутились.
— Ну и работнички, — хмыкнул Циферблат. — То отстают, то спешат, а сейчас и вовсе упали и шевельнуться не могут.
— Что с нами? — спросили Стрелочки у Больших часов.
— Ваш механизм расстроился, — сказали те. — Вы его совсем загоняли.
— Какой механизм? — удивленно спросил Циферблат.
— Тот, что спрятан в Корпусе, — пояснили Большие часы.
— Ах, этот, — безразлично сказал Циферблат, вспомнив про невзрачные шестеренки и пружинку внутри себя. — Ну и что?
— А то, что без него часы не пойдут, — ответили Большие часы.
— Наши часы не пойдут из-за каких-то шестеренок? — удивились Стрелочки. — Да вы шутите, уважаемые. Всем известно, что часы идут потому, что двигаемся мы.
И Стрелочки важно подняли вверх свои носики.
— Ну что же, идите, — сказали Большие часы и отвернулись.
Как Стрелочки ни старались, им не удалось сдвинуться с места даже на одно деление.
— Я всегда знал, что не вы здесь самые главные, — сказал Циферблат и, посмотрев на Большие часы, спросил: — И что же нам теперь делать?
— Надо вызвать Мастера, — ответили Большие часы и громко зазвонили.
Упражнение «Без других я не смогу»
Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «Без других я не смогу...» Говорить следует от имени своей детали.
Например: «Я браслет. Без других я не смогу сообщить людям о точном времени и моя функция будет совершенно иной — только украшение».
После того как все участники выскажут свои предложения, ведущий предлагает им проанализировать, какое отношение непосредственно к ним имеют высказывания из двух упражнений: «Моя ценность» и «Без другихя не смогу».
Продолжение сказки
Ведущий:
Мастер открыл Корпус ручных часов и увидел выскочившую шестеренку.
— Мы что, остановились из-за этой мелочи? — возмутились Стрелочки.
— Это не мелочь, а часть вашего механизма, — сказали Большие часы. — Без нее вы — просто набор деталей. Видимо, вам следует научиться уважать тех, кто трудится вместе с вами для общего дела.
— Уважать какую-то Шестеренку? — фыркнул Корпус. — Да ее даже не видно за мной.
— Может быть, и не видно, но без ее исправного хода лежать вам долго, и даже не здесь, а где-нибудь на складе Ненужных вещей, — ответили Большие часы.
— Да? — удивился Циферблат и испуганно спросил: — Что же нам делать?
— Уважать каждую деталь и слаженно работать, — повторили Большие часы.
— А как это? — уточнили Стрелочки.
— Посмотрите на работу Мастера и подумайте.
Мастер тем временем аккуратно смазал все Шестеренки, поставил выпавшую на место и подкрутил Пружинку, из-за которой часы опаздывали.
Упражнение «Обратная связь»
Ведущий: Сейчас я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет вам более эффективно работать в будущем как единой команде...
Продолжение сказки
Ведущий:
— Значит, точный ход часов зависел от Пружинки, а не от нас? — удивились Стрелочки. — Действительно, надо присмотреться к работе нашего механизма.
И они с любопытством засунули свои носики внутрь Корпуса.
Перед Стрелочками открылся незнакомый мир. Шестеренки находились в непрерывном движении. Каждая из них кружилась вокруг своей оси и одновременно соприкасалась с другими. Пружинка то сжималась, то разжималась в такт движению шестеренок, а неизвестный Валик проходил сквозь одну сторону Корпуса наружу, туда, где находилась Заводная головка.
— А ты почему здесь? — спросили у нее Стрелочки. — Почему не в Корпусе?
— Я служу для связи механизма часов с Человеком, помогаю ему привести Шестеренки в движение. А еще я могу помочь вам показывать более точное время, — ответила Заводная головка и добавила: — Но, впрочем, когда весь механизм работает слаженно, моя роль незаметна.
— Да, — призадумались Стрелочки, — как много мы не знали.
— И я, — сказал Циферблат.
— И я, — добавил Корпус. — Раньше я думал, что моя главная задача — привлекать покупателей, а оказывается, внутри меня находится очень важный, точный и хрупкиймеханизм, и мне следует лучше заботиться о нем и беречь. Я ведь не только красивый, но и крепкий, прочный. Совсем забыл об этом.
И Корпус вздохнул.
— Нам всем есть о чем подумать, — сказали Стрелочки и, посмотрев на Большие часы, добавили: — Спасибо за помощь, уважаемые.
— Всегда рады, — ответили Большие часы и громко зазвонили.
Мастер закрыл корпус ручных часов, завел их и положил на прилавок.
— Мы — команда! Как здорово! — подумали Стрелочки и впервые почувствовали связь со всем механизмом.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам сделать скульптуру часов. Для этого вам нужно выбрать «скульптора» и определить, какой деталью в часах вы хотите быть. Это может быть та деталь, о которой вы рассказывали в начале занятия, или другая, новая.
Выбранный «скульптор» составляет из участников скульптуру часов, помогая каждому определить свое место. После того как скульптура будет составлена, участники показывают часовой механизм в действии.
Обсуждение
Важно, чтобы каждый участник определил свое место в скульптуре и свою модель действия. Ведущий может предложить участникам ответить на следующие вопросы:
Как вы чувствуете себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу) ?
Хотели бы вы что-то изменить? (Желающие могут найти себе другое место или занять иное положение.)
Как вы сейчас себя чувствуете?
Появились ли у вас новые возможности?
Что вы можете делать сейчас, чего раньше не могли?
Каков ваш вкладе целое?
В какой мере вы воспринимаете себя как часть целого?
Завершая обсуждение, ведущий может подчеркнуть, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея в виду при этом создание общего произведения.
Окончание сказки
Ведущий:
— Дорогой, посмотри, какие красивые часики! — вдруг послышался женский голос.
— Не только красивые, но и точные, — добавил мужской.
— Я куплю их, — произнесла девушка.
«Наконец-то!» — подумал Корпус. Он внимательно осмотрел каждую деталь внутри себя и мягко опустился на женскую руку, пришло время служить.
Анализ сказки «Часы»
Ведущий предлагает участникам занятия ответить на вопросы для анализа сказки.
1. О чем эта сказка?
2. Из-за чего спорили Стрелочки, Циферблат и Корпус? Что значило для них быть «самыми главными в часах»?
3. Почему они не обращали внимания на Шестеренки и Пружинку, не замечали Заводной Головки?
4. Какая роль была у каждой детали в часовом механизме?
5. Как изменились Стрелочки, Циферблат и Корпус после ремонта?
6. Что для вас означает слово «команда»?
7. Почему необходимо уважительно относиться к каждому члену коллектива?
8. Какие качества необходимо проявить каждому для слаженной работы в команде?
9. Что означает выражение «пришло время служить»?
10. В чем выражается служение человека?
11. Чему мы можем научиться у этой сказки?
Обсуждение занятия
Участники обсуждают занятие, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватало? Говорят о том, какой вывод для себя сделали.