СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия. "Палитра общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность данного занятия заключается в том, что оно может быть использовано для разных групп учащихся,  разных форм (очно, дистанционно),  а так же, при организации индивидуального сопровождения и групповой работе с детьми. Данное занятие можно использовать для работы с  одаренными детьми, с застенчивыми детьми/подростками.  

Просмотр содержимого документа
«Сказкотерапия. "Палитра общения"»




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»















Методическая разработка


занятие с одаренными детьми на развитие коммуникативных навыков

«Палитра общения»

Форма проведения – индивидуальное и групповое занятия.

С использованием приемов Сказкотерапии

(для учащихся 10-14 лет)










Подготовила:

Черноносова Наталья Владимировна,

педагог - психолог МБОУ АСШ №2,













р. п. Ардатов, 2022 г





Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………………………

Пояснительная записка

Подготовительные этапы разработки…………………………………………………………...

Подготовительные этапы разработки…………………………………………………………...

Оборудование и материально – техническое оснащения……………………………………...

Ход мероприятия…………………………………….…………………………………………...

Литература……………………………………………...................................................................

Приложение ………………………………………………………………………………………













































Аннотация


Методическая разработка занятия «Палитра общения» составлена на основе Арт – терапии, которая включает в себя: изотерапию - изобразительное искусство и сказкотерапию — воздействие посредством сказки.

Арт-терапия в психологии – это лечение и коррекция эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности с помощью искусства, приемы арт-терапии помогают обнаружить скрытые способности ребенка и развить их, избавляют от различных страхов и внутренних конфликтов.

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др.

Особенность данного занятия заключается в том, что оно может быть использовано для разных групп учащихся, разных форм (очно, дистанционно), а так же, при организации индивидуального сопровождения и групповой работе с детьми. Данное занятие можно использовать для работы с одаренными детьми, с застенчивыми детьми/подростками.


Пояснительная записка


Воображение есть начало творения. Вы представляете то, что вы хотите, вы будете тем, что вы представляете и, наконец, вы создаёте то, чем вы будете.

Джордж Бернард Шоу

Вопрос коммуникации одаренных детей в настоящее время является актуальным. Такие дети имеют особенности поведения и мышления, что подразумевает нестандартный подход к организации их учебного и творческого процесса. Очень часто можно наблюдать такую картину: одаренный ребенок – отлично учиться, успехи в олимпиадах, конкурсах, но у него большая проблема – одиночество, отсутствие общения с ровесниками, одноклассниками, и в внешкольной деятельности одаренные дети могут никоим образом не проявлять себя и свой талант. Следствием чего может стать: снижение самооценки, страх общения в социуме. Одаренность-нестандартная форма проявления психологических особенностей ребенка, а значит, обладает и рядом проблем, такими как: склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их способность к социальной адаптации и как продолжение-неспособность эффективно работать в группе; протест против любых ограничений, «синдром отличника», непереносимость проигрыша. Одарённый ребёнок более раним, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. Бывает и так, ребенок запредельно развит в одном вопросе и совершенно беспомощен в решении бытовых проблем, проблем в коммуникации со сверстниками.

Сейчас нам доступен широкий спектр услуг для развития и поддержания одаренных детей. В том числе и использование традиционных и нетрадиционных методик и техник. В данном занятии будут использованы приемы Арт-терапии – сказкотерапия. Данные методики пробуждают жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, учащийся через рисунок или сказку может сам конструирует свой образ, действия. С помощью сказкотерапии у учащегося происходит компенсация недостающих возможностей.

Арт - терапевтический подход используется в настоящее время различными специалистами (психологами, врачами, педагогами, социальными педагогами, художниками) при решении разнообразных задач, и как показывает практика, терапия изобразительным творчеством при работе с одаренными детьми, прежде всего, дает возможность выхода внутренних конфликтов вовне. С помощью данных приемов ребенок проще сможет понять собственные чувства и переживания, поработать над повышением самооценки, социализацией в коллективе.

Тема: «Палитра общения».

Форма занятия: очно, группа 5-10 человек.

Цель: поддержка и развитие учащихся с признаками одаренности, их самореализации, сохранение психического здоровья. Формирование у учащихся навыков преодоления коммуникативных трудностей, социализация детей, испытывающих проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками через: развитие способности самовыражения и самопознания; проработку мыслей и чувств, которые ребенок привык подавлять; развитие чувства внутреннего контроля; концентрацию внимания на ощущениях и чувствах; развитие художественных способностей и повышение самооценки.

Задачи: создать условия для формирования успешной социализации учащегося в обществе. Обучить приемам коммуникативных навыков и умению эффективно выстраивать взаимодействие с окружающими. Научить ставить цели и находить пути их достижения. Обучить умениям работать совместно, развивать способности к самопознанию, пониманию ценности и уникальности другого человека.

Ожидаемые результаты: у учащихся сформируются навыки преодоления коммуникативных трудностей, социализации, ребята научатся устанавливать дружеские контакты со сверстниками, повысится самооценка.

Возраст детей: 10-15 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Подготовка и этапы разработки:

1. Организационный этап

Приветствие, знакомство учащихся с темой занятия.

2. Подготовительный этап

Актуализация знаний учащихся об эффективности и использования приемов Арт – терапии - сказкотерапии в различных жизненных ситуациях.

3. Основной этап

Учащимся предлагается написать свою сказку о себе. Для наиболее полной картины рекомендуется делать зарисовки к сюжетам. Если учащийся отказывается писать сказку, настаивать не нужно, можно предложить просто нарисовать ее.

4. Заключительный этап

Обобщение полученных знаний и опыта, рефлексия.

Оборудование и материалы:

Листы А4 для написания сказки и рисования. Спокойная и приятная музыка.

Ход занятия

Вводная часть. Занятие начинается с приветствия друг друга, проговаривая: меня зовут (имя учащегося), я умею (перечислить, что он умеет делать), далее: …но мне трудно (перечислить несколько трудностей ребенка/подростка).

Далее, педагог – психолог под спокойную музыку читает сказку «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море». После прочтения сказки обсуждаются вопросы. (Приложение 1)

Основная часть. После того, как ребята выявили проблему в этой сказке и обсудили ее, им предлагается написать свою сказку, о себе. Уточнить, что, не важно, главным ли героем или нет, обозначит себя учащийся. В сказке могут использоваться как вымышленные персонажи, так и взятые из сказок, мультфильмов, книг и т.п. Для наиболее полной картины рекомендуется делать зарисовки к сюжетам.

Во время работы учащихся, педагог – психолог наблюдает: долго ли думает учащийся, чтобы написать, исправляет ли написанное, и какими средствами пользуется при раскрашивании рисунка (для дальнейшей работы с учащимся, при необходимости). Если участник занятия отказывается писать сказку, настаивать не нужно, можно предложить просто нарисовать ее.

Заключительная часть. При подведении итогов занятия, попросить желающих прочитать свою сказку, спросить какие чувства ребенок испытывал во время ее написания, легко ли было ему определиться с выбором своей роли в сказке.

Провести рефлексию «Свободный микрофон» - каждый желающий ребенок проговаривает свои ощущения после занятия. Предложить говорящему продолжить предложения: сегодня я узнал(а)…; было интересно…; было трудно…; я выполнял(а) задание…;я понял(а), что…;теперь я могу…; я почувствовал(а), что…;я приобрел(а)…; я научился(лась)…; я смог(ла)…; я попробую…; меня удивило…; мне захотелось…



Используемая литература

  1. https://www.b17.ru/blog/36586/

  2. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/11/17/refleksiya-kak-etap-zanyatiya-vidy-priemy-primery







































Приложение №1


Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море

Возраст: 10-15 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Неуверенность. Ощущение себя «белой вороной». Ключевая фраза: «Я не такой, как все. Со мной никто не дружит!».

В далекой Синей-синей стране, за синими-синими горами лежало синее-синее Море. Это было самое красивое Море на свете. Каждый, кто его видел, думал, что попал в сказку,— настолько оно очаровывало своим необыкновенным глубоким синим цветом. Даже у самого злого и бессердечного человека начинало что-то стучать в груди и на глазах наворачивались слезы, когда он смотрел в прозрачные голубые воды Моря. Люди уходили от моря с необыкновенно легким сердцем, с хорошим настроением, а главное — с желанием сделать кому-нибудь что-то доброе и полезное. Поэтому жители Синей-синей страны очень гордились и любили свое чудесное Море. Море было не только очень красивым, но и очень гостеприимным. В нем жили миллионы существ, самых-самых разных и необыкновенных. Здесь были причудливые морские звезды, лежащие в задумчивости на ветвях кораллов, и забавные морские коньки, и деловые крабы, вечно занятые какими-то своими серьезными мыслями, и веселые морские ежи, и еще много-много других обитателей глубин. Всем им было очень хорошо в этом синем море, потому что это был их дом. Но больше всего море любили рыбки, которых было здесь великое множество. Никто, кроме них, не знал море так хорошо. Рыбки целыми днями носились по бескрайним морским просторам, любуясь красотами дна и открывая все новые и новые интересные места. Только ночью они успокаивались и засыпали: кто-то зарывался в мелкий чистый песок, кто-то заплывал в холодные морские пещеры, кто-то прятался в цветных водорослях или кораллах. И морская жизнь как будто замирала... Но как только первые солнечные лучи пробивались сквозь толщу воды, все опять оживало и казалось таким счастливым и беззаботным...

И жила в этом море одна маленькая Рыбка, которая не чувствовала себя такой уж счастливой. Она считала себя самой неприметной и некрасивой среди рыбок. У нее не было ни переливающегося хвостика, ни ажурных плавничков, даже ее чешуя, в отличие от чешуи ее разноцветных подружек, была обычного серого цвета. Эта маленькая рыбка очень страдала от одиночества, потому что никто не дружил с ней, ее никогда не приглашали играть и разговаривали с ней совсем мало. Вообще, все всегда вели себя так, как будто ее просто не существует. А ей так хотелось присоединиться к стайке веселых подружек, поиграть с ними в прятки, поплавать наперегонки или просто попутешествовать по морскому дну... Но ее никогда не звали. Подружки просто не замечали ее. А от своей застенчивости она боялась подойти и заговорить сама. Ей казалось, что раз она такая некрасивая, то ее обязательно прогонят. Представляете, как было одиноко и тяжело маленькой, маленькой Рыбке в таком огромном-огромном море?

И вот однажды ей стало настолько грустно и тоскливо, что она вдруг перестала различать цвета. Она перестала видеть красоту, которая ее окружала. Ничто не радовало ее, ничто не интересовало. Это великолепное синее-синее Море стало казаться ей обычной большой серой лужей, в которой живут и плавают такие же серые и бледные стаи рыб. И меньше всего на свете ей хотелось с ними разговаривать...И решила эта Рыбка уплыть туда, где она ничего этого больше не увидит. Она плыла очень долго и увидела пещеру. Нырнув внутрь, Рыбка оказалась в полной темноте, но почему-то ей совсем не стало от этого лучше и от отчаяния она заплакала. Вдруг она услышала чей-то ласковый голос.

— Почему ты плачешь? — спросил он.

— Потому что Мне одиноко,— ответила Рыбка.

— А почему тебе одиноко?

— Потому, что никто не хочет играть со мной, и еще потому, что я не могу смотреть на такое серое некрасивое Море. Лучше уж не видеть его совсем.

— Серое некрасивое Море? — переспросил голос.— О как море ты говоришь? Некрасивых морей не бывает, а наше Море вообще самое красивое на свете. По крайней мере, мне так кажется.

Тут наша Рыбка вдруг подумала, что за последнее время это первое существо, которое с ней охотно разговаривает. Она сразу перестала плакать.

— А почему же ты тогда сидишь в этой пещере? — спросила Рыбка.

— Потому что иногда просто хочется побыть одному. Но я ни за что не останусь здесь навсегда. Жизнь слишком интересна и прекрасна, чтобы прятаться от нее. Ты говорила, что с тобой никто не играет? Почему? — спросил голос.

— Потому что я серая и некрасивая и никто меня не замечает,— ответила Рыбка.

— Но это неправда. На самом деле ты просто очаровательная и с тобой очень интересно!

— Откуда ты знаешь? — удивилась Рыбка.

— Не знаю, но именно такой ты мне и кажешься. А давай с тобой дружить? — вдруг спросил голос.

Рыбка растерялась от неожиданности — ей никто никогда не говорил таких слов.

— Давай... А ты кто? — спросила она.

— Я — такая же маленькая рыбка, как и ты.

— И ты счастлива?

— Да, очень,— отвечала маленькая рыбка.— Давай выплывем из пещеры.

— Давай,— согласилась Рыбка.

Когда они выплыли из пещеры, то, наконец, увидели друг друга. Новый знакомый нашей рыбки оказался серым Сомиком, но он почему-то показался ей очень симпатичным. Ей и в голову не пришло бы назвать его обычным и неинтересным. Она с любопытством разглядывала его.

— Почему ты говорила, что некрасивая? — в свою очередь удивился Сомик.

— Смотри! Он подплыл к какому-то стеклянному кусочку на дне. Наша рыбка взглянула туда и... не поверила своим глазам. Оттуда на нее смотрела чудесная, очень изящная, с необыкновенной серебристой чешуей рыбка.

— Неужели... неужели это я? — не могла поверить Рыбка.

— Конечно, ты. Просто раньше ты этого не замечала, не хотела замечать. Природа не создает ничего серого и некрасивого. Главное — хотеть видеть эту красоту и тогда ты обязательно ее увидишь,— отвечал Сомик.

Наша Рыбка счастливо улыбнулась, оглянулась и замерла: Море вдруг опять вспыхнуло всеми цветами радуги. Оно сияло и переливалось. Таким красивым Рыбка его еще никогда не видела.

— Спасибо, спасибо тебе, Сомик! — воскликнула она.— Слушай, а давай пойдем гулять?! Я могу показать тебе много интересного, чего ты еще точно не видел!

— Конечно, пойдем! — с радостью согласился Сомик. И они поплыли прочь от темной пещеры. И не было во всем огромном синем-синем Море более счастливых существ, чем две эти маленькие рыбки.

Вопросы для обсуждения

От чего страдала маленькая Рыбка? Ты ее понимаешь? Расскажи, что она чувствовала?

Почему Рыбка не видела свою красоту и красоту окружающего мира?

За что Рыбка сказала Сомику «спасибо»? Как помог ей Сомик?