Интегрированный урок по математике и литературе
5 класс
Сказочное путешествие на необитаемый остров
Тема урока: "Натуральные числа"
Учитель математики: Жовтоног А.А.
Тема урока: "Русские народные сказки"
Учитель русского языка и литературы: Остапенко Ю.А.
Цель урока:
Обучающая: закрепить и проверить уровень знаний, умений и навыков выполнения арифметических действий с натуральными числами;
усовершенствовать навыки решения текстовых задач, использующих операции над числами, навыки решений простейших уравнений;
подвести итоги, систематизировать полученные знания по теме «Русские народные сказки».
Развивающая: развить критичность мышления, память и речь учащихся, мотивацию к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, творческие способности.
Воспитательная: воспитать трудолюбие, целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность, внимательность; привить интерес к народному творчеству.
Тип урока: интегрированный, урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся
Форма урока: урок-путешествие
Методы и педагогические приемы: использование дидактических материалов.
Ход урока:
Организационный момент
(Цель: создать благоприятные условия, психологически настроить учащихся к предстоящей работе)
Ребята, сегодня - необычный урок. Необычен он тем, что одновременно мы обобщим знания по литературе и математике. (Слайды 1, 2 Тема, цели и задачи урока)
2.Проверка домашнего задания:
Уравнения записаны на доске. Ученики самостоятельно проверяют оформление д/з и правильность выполнения заданий .
238 + х = 416 895 – х = 513 x : 19 = 26 324 : х = 27
х=416-238 х=895-513 х=26*19 х=324:27
х = 178 х = 382 х = 494 х = 12
Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.
Итак, приглашаем Вас в сказочное путешествие по необитаемому острову. (Слайд 3. Знакомство с картой острова)
Чтобы добраться до корабля, на котором мы уплывем домой, нужно пройти через препятствия острова: Долина Гор, Пещера древних рисунков, Заколдованные джунгли, Волшебный ручей.
Сегодня вам пригодятся знания по математике и литературе. Смекалка и находчивость помогут преодолеть все трудности, которые встретятся на пути. Самые активные путешественники будут получать бонусы в виде экзотических фруктов. (Слайд 4)
Пусть вам помогут взаимовыручка и дружба. Желаем удачи!
3.Актуализация знаний.
Для того чтобы отправиться в сказочное путешествие вам необходима специальная экипировка, но чтобы ее получить, нужно ответить на вопросы:
Вопросы по математике:
- Какие числа называются натуральными?
- Самое маленькое натуральное число, самое большое?
- Какие действия мы можем выполнить с натуральными числами?
- Компоненты каждого действия?
Вопросы по литературе:
- Что такое фольклор?
- Назовите жанры фольклора.
- Дайте определение народной сказке.
- Назовите виды народных сказок.
Молодцы, ребята, ответили на все вопросы правильно. Теперь вы оснащены и готовы к путешествию.
4.Основной этап.
Первое испытание нелёгкое - Долина Гор. (Слайд 5)
Высокие горы встали перед нами на пути, подняться можно на вершину только по канатной дороге, но вход охраняют стражники, они пропустят тех, кто сумеет решить предложенные ими примеры:
1) (225:25+11):2+19
2) (125:5+15):2+9
3) (325:25+27):2+9
А спуститься с горы тоже не так-то просто. Мягкая посадка будет обеспечена тем, кто правильно соотнесет отрывки из русских народных сказок с их названием.
«Подбежали все к окнам и видят:
бегут скороходы, скачут конники, А) «Журавль и цапля»
а вслед за ними едет золочёная карета,
парой гнедых коней запряжена…»
«На другую ночь отправился в дозор
средний брат. Походил он, походил, Б) «Царевна-лягушка»
посмотрел по сторонам и успокоился.
Забрался в кусты и заснул…»
«Летала сова – весёлая голова;
вот она летала-летала и села, В) «Солдатская шинель»
да хвостиком повертела, да по сторонам
посмотрела и опять полетела…»
«Вот как поработаешь да долго не спишь,
так и на камне заснёшь; а кто ничего Г) «Иван – крестьянский не делает, то и на перине не уснёт!..» сын и чудо-юдо»
(1 – Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В)
Второе испытание - Заколдованные джунгли. (Слайд 6)
Пройти через эти джунгли и не заблудиться вы сможете благодаря своим знаниям.
Волшебные деревья обронили листочки с заданиями, выполнив которые, вы преодолеете препятствие. (Раздаточный материал)
Решите уравнения:
1)252:у=21
2) 356 – х = 178
Задания по литературе:
Выберите правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына…»
А) Присказка Б) Зачин В) Эпитет Г) Концовка
2. Главной идеей сказки «Царевна – лягушка» является:
А) Герои добиваются победы добра и справедливости, преодолев различные испытания;
Б) Василиса Премудрая лучше всех выполнила три приказа царя;
В) Иван – царевич сжег лягушачью кожу.
3. Чему учит сказка «Цапля и Журавель»?
4. Назовите главных героев сказки «Солдатская шинель».
5. Что называется эпитетом. Приведите примеры эпитетов в народных сказках.
6. Что называется гиперболой. Приведите примеры гиперболы в народных сказках.
7. Что называется сравнением. Приведите примеры сравнений в народных сказках.
Молодцы, справились с первыми трудностями. А теперь посмотрите вперёд. Там, между высоких гор, расстилается Пещера древних рисунков (Слайд 7)
Чтобы расшифровать эти рисунки, необходимо справиться с заданиями, тогда откроется тайный проход.
Решите задачу:
За 4 кг печенья заплатили 170 руб. Сколько надо заплатить за 16 кг такого печенья?
Задание по литературе:
Назовите сказки, к которым подобраны данные иллюстрации. Какой эпизод произведения на них изображен? (Слайд 8)
5.Физкультминутка.
Перед следующим нелёгким испытанием неплохо было бы размяться. Предлагаю выполнить разминку. (Слайд 9)
По острову пробежали быстро, с заданием справились, молодцы, ребята! А впереди поблёскивает Волшебный ручей. (Слайд 10)
Кто первый через него переправится? Кто быстрее смастерит мостик из правильных ответов?
Записать цифрами число:
1) пятьдесят семь миллиардов восемь миллионов семьсот тысяч тридцать.
2)четыре миллиарда шестьдесят миллионов пятнадцать тысяч.
3) сто девяносто миллиардов сорок миллионов пятьсот тысяч три.
Задание по литературе:
Распределить художественные средства выразительности в соответствующий столбик (задания на карточках)
Чистое поле; рос не по дням, а по часам; побежал, как стрела; поднялся стук – весь дворец затрясся; сама, как солнце ясное; горькие слёзы; нос в потолок врос; узоры печатные; темно, хоть глаза выколи. |
Эпитет | Гипербола | Сравнение |
| | |
6.Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили действия с натуральными числами, закрепили умение решать задачи, уравнения и систематизировали полученные знания по теме «Русские народные сказки».
По количеству собранных фруктов выставляются оценки за урок.
7.Домашнее задание. У каждого на парте лежит карта нашего острова с обратной стороны - домашнее задание.
Математика:
381*154 3) 3076+5081 5)1640 : х = 8
426891-258 4) 9520:68 6)Х ∙ 28 = 112
Литература:
Придумать свою сказку и иллюстрации к ней.
8.Рефлексия.