Тема | Сказы Ю.Е. Лодкина «Хрустальная радуга», «Гуляева ваза» |
Цель | Определение жанровых особенностей сказового повествования в произведениях Ю. Лодкина. Анализ сказов, их стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (особенности характера главных героев, Гошки Дубова, Ефима Гуляева, проблемы и тайны мастерства) |
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД |
Знать содержание сказов Ю. П. Лодкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, называть отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
Основные понятия | Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ. |
Межпредметные связи | ИЗО, речь и культура речи. |
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
I. Орг.момент Цель. Включение в деятельность | Приветствие. | Демонстрируют готовность к уроку. Приветствие учителя, настрой на работу | Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | Демонстрация видеоролика о дятьковском хрустале. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как связан видеофрагмент с нашим уроком? | Мы будем говорить о сказах нашего земляка, родина которого – г.Дятьково, об истоках прекрасных изделий из хрусталя, истоках Дятьковского хрустального завода, знаменитого своими изделиями; найдем признаки сказа как жанра в произведениях Ю. Е. Лодкина «Хрустальная радуга» и «Гуляева ваза» | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Ю. Е. Лодкине. После просмотра презентации ученики задают вопросы классу. – Что такое сказ? Чем отличается он от сказки? – Какие сказители тебе известны? 2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА. Восполните недостающие ячейки таблицы. 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказов Ю. Е. Лодкина. | Знакомство с писателем: Родился 26 мая 1938 г. в г. Дятьково. Бывший малолетний узник фашистского концлагеря в литовском городе Алитус. Экс-глава администрации Брянской области. Член Союза журналистов и Союза писателей России. Автор многих книг, в том числе сказов (слайды с книгами писателя). (Ответы учеников: Сказ - жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» говорящего. Ученикам знакомы такие сказители, как П. П. Бажов и Н. С. Лесков. Называют примеры сказов этих писателей. сказ | сказка | Рассказчик-свидетель или участник событий | Рассказчик не участник, не свидетель | Место действия реально | Место действия фантастично | Время событий приближено к моменту повествования | Время событий отдалено от момента рассказа | Герои различаются по социальному признаку | Герои не различаются по социальному признаку | Наличие волшебной силы необязательно | Наличие волшебной силы и превращений | Реальные события, герои, место, где происходит действие, неоднократно упоминается двор, дворец Мальцова, потомки которого и основали Дятьковский хрустальный завод. Называют завязку, кульминацию, развязку по содержанию текста. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Открытие нового знания. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. | Беседа по содержанию сказа «Хрустальная радуга». – Где происходят события сказа? Кто является главным героем? Какие черты характера ему присущи? – Объясните смысл названия. – О чем рассказывает «Хрустальная радуга»? – Со сказом какого писателя перекликается «Хрустальная радуга»? – Что общего и чем различаются сюжеты сказов? – Кто такой Родион Корюнов? Как он помог Гошке? – Кто главный герой сказа «Гуляева ваза»? Как герою удалось сделать такое прекрасное изделие из хрусталя? Кто ему помог? Есть ли в этом элемент волшебства? | Действие сказов происходит на дятьковской земле. Главный герой – Гошка Дубов, удалой плясун, мастеровой с хрустальной фабрики. Он тверд характером, умеет добиваться поставленной цели, творческая натура. Ваза Гошки, действительно, отливала всеми цветами радуги. Гошка влюбился в Анну, которая работает у барина. Барин отдаст Анну Гошке в жены, если тот сделает что-то удивительное из хрусталя. (Гошка, как и Данила из «Каменного цветка» Бажова очень талантлив! Как Данила из малахита, так и Гошка из хрусталя, должен сделать что-то необычное. Даниле помогала Хозяйка медной горы, а Гошке - Родион Корюнов и его александрит-камень. Концовка «Хрустальной вазы» более позитивна. Ефиму Гуляеву помог старик, который неизвестно откуда взялся и неизвестно куда исчез. В этом есть влияние какой-то необъяснимой силы. | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Выборочный пересказ эпизодов - Гошка делает куклу для Ани и передает ей подарок через деда-конюха; - Второй визит Гошки к Мальцову. - История с узорами на стекле. - Судьба Гуляевой вазы. Вывод: даже имея талант, необходимо много работать, | Сказы Ю.Е. Лодкина имеют свой сюжет и несут свой поучительный смысл. В них сохранены все жанровые признаки: изображение исторических лиц, близость к рассказу - указанием на точное место действия, типичные и в то же время индивидуализированные характеры. Как в сказке, здесь есть вымышленные образы-чудесные помощники, образ сказителя, человека из народа, убедительно создаёт неповторимый сказовый стиль. Брянский сказ, имеющий фольклорную природу, преображённый авторской фантазией, не потерял главного: донести до читателя мысль, что всё самое дорогое и прекрасное на земле создано трудом и талантом рабочего человека. Сказы Ю.Е. Лодкина повествуют о необыкновенном мастерстве знаменитых на Брянщине хрустальщиков, об их нелегкой работе, радующей людей красотой и изяществом. | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. - Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа. – От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. Какие свои варианты названий вы придумаете для этих сказов? Что объединяет эти сказы Ю. Е. Лодкина? – Выпишите слова для «Толково-этимологического словаря» по сказам Ю. Е. Лодкина. | Выполняют в группах (2 группы работают со сказом «Хрустальная радуга», 2 – со сказом «Гуляева ваза» (Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик – одно лицо.) И в одном, и в другом сказе предметом восхищения работой мастеров выступает хрустальная ваза. Словарная работа: В рученьках, кочетом, пляс, без устали, коея (которая), хозяйская, каждодневно, в гуте, средь, мальцовский, канючить, ныне, буркнул, гляделки, не гагочи, травушка, на относке, дадено, шлиховня, бобыль, боиночка, токмо, малость, столбуха, обороты речи: случилось воскресенью быть, хлоп ему в ноги, швырь тыщу рублей | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | Устное рисование двух ваз. Чем заканчиваются сказы? Какой сказ вам понравился больше? Почему? Обоснуйте свое мнение. В жизни мастера-художника бывают такие шедевры, которые сам он уже никогда не сможет повторить. Провести параллель с каменным цветком Данилы. | Работа в парах Выполняют задание устно. Сказ «Хрустальная радуга» заканчивается тем, что Гошка угодил работой барину. Его мечта – жениться на Анне – осуществима. Гуляеву вазу в финале произведения разбивает «случайная» женщина, заплатив за нее огромные деньги. А Ефим сделать подобную вазу так и не смог. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. | Прочитать сказы Л. Семенищенковой «Анюта-узорница», «Красный клубочек», «Чайкина невеста». | Индивидуальные задания: Нарисовать вазы из сказов Ю. Е. Лодкина, сообщение история создания хрустального завода в Дятьково | Развитие творческих способностей |
IX.Подведение итогов урока | Учитель делает выводы, оценивает работу класса в целом и индивидуально. | Ученики подают дневники для выставления оценок. | Познавательные УУД: умение осуществлять самооценку |