СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказы Ю.Е. Лодкина «Хрустальная радуга», «Гуляева ваза»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родной (русской) литературы посвящен сказам нашего зеляка, брянского писателя Ю. Е. Лодкина. Презентация к уроку содержит информацию и дятьковском хрустальном заводе. 

Просмотр содержимого документа
«Сказы Ю.Е. Лодкина «Хрустальная радуга», «Гуляева ваза»»

Тема

Сказы Ю.Е. Лодкина «Хрустальная радуга», «Гуляева ваза»

Цель


Определение жанровых особенностей сказового повествования в произведениях Ю. Лодкина. Анализ сказов, их стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (особенности характера главных героев, Гошки Дубова, Ефима Гуляева, проблемы и тайны мастерства)

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказов Ю. П. Лодкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, называть

отличительные признаки сказа.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Межпредметные связи

ИЗО, речь и культура речи.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник,

презентация

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока родной литературы в 6 классе

Разработка учителя русского языка и литературы МБОУ «Понуровская СОШ» Стрижак Людмилы Викторовны



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деятельность

Приветствие.


Демонстрируют готовность к уроку.

Приветствие учителя, настрой на работу

Включение в учебный процесс


II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Демонстрация видеоролика о дятьковском хрустале.

Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как связан видеофрагмент с нашим уроком?

Мы будем говорить о сказах нашего земляка, родина которого – г.Дятьково, об истоках прекрасных изделий из хрусталя, истоках Дятьковского хрустального завода, знаменитого своими изделиями; найдем признаки сказа как жанра в произведениях Ю. Е. Лодкина «Хрустальная радуга» и «Гуляева ваза»



Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;


III. Актуализа-ция и углубление изученного


Цель –актуализация знаний

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о Ю. Е. Лодкине.



После просмотра презентации ученики задают вопросы классу.

– Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?

– Какие сказители тебе известны?








2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА.

Восполните недостающие ячейки таблицы.




3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказов Ю. Е. Лодкина.

Знакомство с писателем:

Родился 26 мая 1938 г. в г. Дятьково.

Бывший малолетний узник фашистского концлагеря в литовском городе Алитус.

Экс-глава администрации Брянской области.

Член Союза журналистов и Союза писателей России.

Автор многих книг, в том числе сказов (слайды с книгами писателя).

(Ответы учеников: Сказ - жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» говорящего.

Ученикам знакомы такие сказители, как П. П. Бажов и Н. С. Лесков. Называют примеры сказов этих писателей.

сказ

сказка

Рассказчик-свидетель или участник событий

Рассказчик не участник, не свидетель

Место действия реально

Место действия фантастично

Время событий приближено к моменту повествования

Время событий отдалено от момента рассказа

Герои различаются по социальному признаку

Герои не различаются по социальному признаку

Наличие волшебной силы необязательно

Наличие волшебной силы и превращений

Реальные события, герои, место, где происходит действие, неоднократно упоминается двор, дворец Мальцова, потомки которого и основали Дятьковский хрустальный завод.

Называют завязку, кульминацию, развязку

по содержанию текста.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Открытие нового знания. Работа с текстом

Цель -развитие читательских умений.



Беседа по содержанию сказа «Хрустальная радуга».

– Где происходят события сказа? Кто является главным героем? Какие черты характера ему присущи?

– Объясните смысл названия.

– О чем рассказывает «Хрустальная радуга»?

– Со сказом какого писателя перекликается «Хрустальная радуга»?

– Что общего и чем различаются сюжеты сказов?

– Кто такой Родион Корюнов? Как он помог Гошке?




– Кто главный герой сказа «Гуляева ваза»?

Как герою удалось сделать такое прекрасное изделие из хрусталя? Кто ему помог? Есть ли в этом элемент волшебства?

Действие сказов происходит на дятьковской земле. Главный герой – Гошка Дубов, удалой плясун, мастеровой с хрустальной фабрики. Он тверд характером, умеет добиваться поставленной цели, творческая натура.

Ваза Гошки, действительно, отливала всеми цветами радуги. Гошка влюбился в Анну, которая работает у барина. Барин отдаст Анну Гошке в жены, если тот сделает что-то удивительное из хрусталя.

(Гошка, как и Данила из «Каменного цветка» Бажова очень талантлив! Как Данила из малахита, так и Гошка из хрусталя, должен сделать что-то необычное. Даниле помогала Хозяйка медной горы, а Гошке - Родион Корюнов и его александрит-камень. Концовка «Хрустальной вазы» более позитивна.


Ефиму Гуляеву помог старик, который неизвестно откуда взялся и неизвестно куда исчез. В этом есть влияние какой-то необъяснимой силы.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Выборочный пересказ эпизодов

- Гошка делает куклу для Ани и передает ей подарок через деда-конюха;

- Второй визит Гошки к Мальцову.

- История с узорами на стекле.

- Судьба Гуляевой вазы.


Вывод: даже имея талант, необходимо много рабо­тать,

Сказы Ю.Е. Лодкина имеют свой сюжет и несут свой поучительный смысл. В них сохранены все жанровые признаки: изображение исторических лиц, близость к рассказу - указанием на точное место действия, типичные и в то же время индивидуализированные характеры. Как в сказке, здесь есть вымышленные образы-чудесные помощники, образ сказителя, человека из народа, убедительно создаёт неповторимый сказовый стиль. Брянский сказ, имеющий фольклорную природу, преображённый авторской фантазией, не потерял главного: донести до читателя мысль, что всё самое дорогое и прекрасное на земле создано трудом и талантом рабочего человека. Сказы Ю.Е. Лодкина повествуют о необыкновенном мастерстве знаменитых на Брянщине хрустальщиков, об их нелегкой работе, радующей людей красотой и изяществом.


Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту


Цель – тренировать способность к самоконтролю

Работа над языком сказа, особенностями речи героев.

- Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа.

– От чьего лица идет повествование: от лица автора или рас­сказчика? Свое мнение нужно обосновать.

Какие свои варианты названий вы придумаете для этих сказов? Что объединяет эти сказы Ю. Е. Лодкина?

– Выпишите слова для «Толково-этимологического словаря» по сказам Ю. Е. Лодкина.

Выполняют в группах (2 группы работают со сказом «Хрустальная радуга», 2 – со сказом «Гуляева ваза»



(Услыша­ли они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что на­писан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик – одно лицо.)

И в одном, и в другом сказе предметом восхищения работой мастеров выступает хрустальная ваза.

Словарная работа:

В рученьках, кочетом, пляс, без устали, коея (которая), хозяйская, каждодневно, в гуте, средь, мальцовский, канючить, ныне, буркнул, гляделки, не гагочи, травушка, на относке, дадено, шлиховня, бобыль, боиночка, токмо, малость, столбуха,

обороты речи: случилось воскресенью быть, хлоп ему в ноги, швырь тыщу рублей


Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. Устное рисование двух ваз.

Чем заканчиваются сказы?

  1. Какой сказ вам понравился больше? Почему? Обоснуйте свое мнение.



В жизни мастера-художника бывают такие шедевры, которые сам он уже никогда не сможет повторить. Провести параллель с каменным цветком Данилы.


Работа в парах

Выполняют задание устно.

Сказ «Хрустальная радуга» заканчивается тем, что Гошка угодил работой барину. Его мечта – жениться на Анне – осуществима.

Гуляеву вазу в финале произведения разбивает «случайная» женщина, заплатив за нее огромные деньги. А Ефим сделать подобную вазу так и не смог.


Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать сказы Л. Семенищенковой «Анюта-узорница», «Красный клубочек», «Чайкина невеста».




Индивидуальные задания: Нарисовать вазы из сказов Ю. Е. Лодкина, сообщение история создания хрустального завода в Дятьково



Развитие творческих способностей

IX.Подведение итогов урока

Учитель делает выводы, оценивает работу класса в целом и индивидуально.

Ученики подают дневники для выставления оценок.

Познавательные УУД: умение осуществлять самооценку



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!