| Этапы анализа | Анализ |
1. | Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | |
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал). | |
4. | Соответствие урока требованиям ГОС: | |
4.1. | Ориентация на новые образовательные стандарты. | |
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3. | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | |
5. | Содержание урока: | |
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям | |
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | |
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности. | |
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. | |
6. | Методика проведения урока: | |
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | |
6.2. | Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку» | |
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы. | |
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д. | |
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | |
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | |
6.7. | Осуществление обратной связи: ученик – учитель. | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | |
6.10. | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7. | Психологические основы урока: | |
7.1. | Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | |
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | |
8. | Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора. | |
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
Если указанный этап учебного занятия был проведен в рамках традиционного подхода, отметьте в графе «Оценка» цифру 1,2 или 3 в зависимости от степени выраженности подхода. Если же учебное занятие было проведено, скорее в рамках компетентностного и метапредметного подходов, поставьте 4 или 5 баллов.
Этапы учебного занятия | Характеристика традиционного подхода | Оценка | Характеристика компетентностного и метапредметного подхода |
Организацион-ный этап | Ориентирован на дисциплинарный момент. | 12345 | Ориентирован на мотивацию учащихся через озвучивание ценности, полезности занятия. |
Целеполагание | Цель имеет обучающий характер. | 12345 | Цель имеет формирующий характер (конкретных компетенций и метапредметных категорий). |
Постановка задач | Определены учебная, развивающая и воспитательная задачи (при доминировании учебной задачи). | 12345 | Задачи соответствуют компетенции: знать, уметь, владеть (иметь опыт). |
Форма и структура | В основе - комбинированный урок. | 12345 | Активная форма обучения, направленная на выработку учебного продукта. |
Отбор содержания | Преобладание фактологической, предметно-научной составляющей. | 12345 | Практико-ориентированный характер содержания, четко соотносится с формируемой компетенцией, метапредметной направленностью. |
Используемые методы и приемы обучения | Преобладают технологии традиционного, репродуктивного обучения. | 12345 | Преобладают методы и приемы активного, продуктивного обучения. |
Субъектность учебной деятельности | Основной участник-педагог. Невысокий уровень самостоятельности учащихся. | 12345 | Основной участник-ученик. Высокий уровень самостоятельности учащихся. |
Контроль | Принадлежит педагогу. | 12345 | Осуществляется через взаимо-, самоконтроль и рефлексию. |
Основной результат | Приращение предметного знания. | 12345 | Продукт как опыт деятельности учащихся. |
Стиль педагога | Ментор | 12345 | Тьютор |
Общая сумма баллов (К)- |
Подсчитывается общее количество баллов (К).
Максимальное количество баллов – 50. Минимальное количество баллов – 10.
От 0 до 30 баллов – педагог привержен традиционным подходам в обучении.
От 30 до 50 баллов – педагог стремится реализовывать компетентностный подход в обучении.