МКОУ «Новокаякентская СОШ»
с. Новокаякент
Каякентский район Республика Дагестан
Схема «Формы борьбы за существование»
(для учащихся 9 классов)
Автор: учитель биологии
МКОУ «Новокаякентская СОШ»
Умалатова Равганият Бийбулатовна
с.Новокаякент
2019 г.
Пояснительная записка
Данная схема «Формы борьбы за существование» рекомендуется для учащихся 9 классов. Схему можно использовать при прохождении темы «Формы борьбы за существование». Работа включает схему, в которой даются понятия внутривидовая борьба, межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями внешней среды, а также приводятся примеры внутривидовой борьбы, межвидовой борьбы и борьбы с неблагоприятными условиями внешней среды. Данную схему можно использовать при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Цель: ознакомление учащихся с понятиями внутривидовая борьба, межвидовая борьба и борьба с неблагоприятными условиями внешней среды и соответствующими примерами.
Схема «Формы борьбы за существование»
Формы борьбы за существование

Внутривидовая – это борьба между особями одного вида за пищу, место, свет, влагу.
Примеры: семьи волков защищают свою территорию от подобных групп, чайки выталкивают из гнезд более слабых птенцов, деревья с раскидистой кроной поглощают большее количество солнечной энергии, лишая другие растения условий для фотосинтеза.

Межвидовая - это борьба между особями различных видов.
Примеры: вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской; конкуренция между серой и чёрной крысами; конкуренция за свет между елью и берёзой.

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды — это выживание тех или иных организмов в изменяющихся условиях среды (температура, влажность, соленость, освещенность, состав воз духа, почвы, воды и др.).
Примеры: растения засушливых территорий имеют длинный корень и редуцированные листья, как у перекати-поля, первоцветы переживают жаркий период благодаря подземному видоизменению побега - луковице.
Источники информации:
1.Биология. Общие закономерности. 9 кл. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,
Н.И. Сонин. -М.: Дрофа,2002 г. 288 с.